Под угрозой европейских санкций Минск усиливает восточный вектор
23 марта Евросоюз может ввести экономические санкции против Беларуси. По информации Франс Пресс, ограничения затронут некоторых бизнесменов и около 30 предприятий. Накануне обсуждения этого вопроса Советом министров ЕС Минск постарался заручиться поддержкой союзников и даже пытается бравировать: от санкций, мол, пострадает в первую очередь европейский бизнес. По оценке экспертов, у Брюсселя есть реальные механизмы экономического давления на Минск. Вопрос в том, насколько ЕС готов поступиться собственными интересами.
Сейчас черный список белорусских чиновников, подпадающих под санкции ЕС, насчитывает более 200 фамилий. Этим людям не только запрещен въезд в Европу, их активы на территории Евросоюза подлежат заморозке.
В ближайшую пятницу Совет министров иностранных дел ЕС может ввести санкции против физических и юридических лиц Беларуси, которые, с точки зрения Брюсселя, ответственны за нарушения прав человека и репрессии в отношении оппозиции и гражданского общества и «поддерживают режим Лукашенко либо являются его бенефициарами».
В числе последних — несколько крупнейших бизнесменов, которых называют «кошельками» Александра Лукашенко. В качестве кандидатов в черный список фигурируют владелец группы компаний «Трайпл» Юрий Чиж, глава СП «Санта-Импекс Брест» Александр Мошенский, председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин, а также глава ООО «Табак-Инвест», владелец сети гипермаркетов «Корона» Павел Топузидис.
Пока в блэк-листе ЕС лишь один такой «кошелек» — Владимир Пефтиев. Санкции распространяются также на три подконтрольные ему компании: ЗАО «Белтехэкспорт», ЗАО «Спорт-пари» и ЧУП «БТ Телекоммуникации».
Официальный Минск пытается делать хорошую мину при плохой игре, но очевидно: вероятные санкций его очень пугают. Ведь терять есть что.
По данным белорусской официальной статистики, товарооборот между Беларусью и странами ЕС по итогам прошлого года составил 25 млрд. долларов с преобладающей долей белорусского экспорта и положительным для Беларуси сальдо в размере 7,5 млрд. долларов. По сравнению с 2010 годом доля ЕС в белорусском экспорте увеличилась с 30% до 39%.
В январе нынешнего года товарооборот с Евросоюзом вырос в два с половиной раза по сравнению с таким же периодом прошлого года и превысил 2 млрд. 264 млн. долларов. Экспорт увеличился в четыре раза и достиг 1 млрд. 740,6 млн. долларов, импорт — на 14,9% (524,3 тыс. долларов). Положительное сальдо Беларуси сформировалось в размере 1 млрд. 216,3 млн. долларов.
Минск делает ставку на прагматизм европейских деловых кругов.
Так, замминистра иностранных дел Александр Гурьянов на пресс-конференции 13 марта заявил: Беларусь рассчитывает, что при принятии решения о введении экономических санкций ЕС учтет интересы своего бизнеса. В случае введения санкций пострадает в том числе бизнес стран еврозоны, подчеркнул высокопоставленный представитель МИД.
Европейские предприниматели, прежде всего из соседних с Беларусью стран, действительно беспокоятся за свой бизнес.
Например, бизнесмены Литвы подсчитали: в случае введения санкций против Беларуси их страна ежегодно будет терять порядка 2 млрд. евро. Эту цифру они приводят политикам как аргумент того, что экономические санкции в отношении Беларуси вводить не стоит.
Против введения санкций активно выступают и деловые круги Латвии.
Около двух десятков депутатов латвийского парламента направили премьер-министру обращение, в котором отмечается: торговля с Беларусью в 2011 году составила четверть всего торгового оборота Латвии. 21,3% железнодорожного грузооборота этой страны Балтии приходится на перевозку белорусских товаров. Беларусь поставляет Латвии 90% дизельного топлива. В Латвии работают 690 совместных предприятий с белорусским капиталом, а 420 совместных предприятий с латвийским капиталом работают в Беларуси.
«Возникает вопрос: нужно ли Латвии вводить экономические санкции в отношении Беларуси?» — подчеркивается в письме.
Брюссельское издание EUobserverпишет о «беспрецедентном уровне лоббирования» интересов белорусского режима.
«Лоббисты бизнесменов утверждают, что ЕС ошибается, и они не являются финансовыми спонсорами режима. Но в это трудно проверить в стране, где 70% экономики официально контролируется государством», — резюмирует EUobserver.
Аналитики сходятся в том, что наиболее чувствительным ударом для экономики Беларуси стали бы санкции в отношении предприятий нефтехимического комплекса. Однако Европа вряд ли решится пойти на такой шаг, добавляют они.
Как утверждает экономический обозреватель Татьяна Манёнок, европейские компании активно участвуют в схеме поставок белорусских нефтепродуктов на рынок ЕС.
«Беларусь самостоятельно не продает свои нефтепродукты на европейском рынке. Цепочка поставок довольно длинная, причем белорусская ее часть относительно небольшая. В этой цепочке в основном участвуют мировые компании, прежде всего европейские. Таким образом, именно они будут нести потери в случае санкций в отношении белорусских нефтепродуктов. Вот почему Европа вряд ли примет жесткие санкции», — говорит эксперт.
По словам Манёнок, в этом году у белорусских экспортеров нефтепродуктов появился новый рынок — российский.
В 2011 году поставлять свою продукцию в Россию белорусским нефтепереработчикам было невыгодно: российские компании поставляли нефть в Беларусь с учетом высокой премии к цене нефти.
Однако в 2012 году этой надбавки уже нет, и появился стимул для поставки отечественного горючего в Россию.
«Тем более что благодаря фактору Таможенного союза теперь не надо платить экспортные пошлины на нефтепродукты в российский бюджет, как в случае поставок белорусских нефтепродуктов на европейский рынок», — отмечает эксперт.
Однако, добавляет Манёнок, следует учесть, что попасть на российский нефтяной рынок очень непросто, учитывая, что он давно поделен между российскими компаниями и дефицита топлива там пока не наблюдается.
«Поэтому в случае введения санкций белорусские экспортеры нефтепродуктов вынуждены будут, скорее всего, искать возможности поставок через российские компании, которые после двухлетнего перерыва с этого года возобновили давальческую переработку нефти на белорусских НПЗ и ранее выстроили оптимальную логистику поставок нефтепродуктов через прибалтийские порты на европейский рынок», — прогнозирует Манёнок.
Тем временем в Минске готовятся к различным вариантам развития событий, в том числе наихудшим.
Следует отметить, что поддержкой партнеров по ЕЭП Минск уже заручился.
11 марта правительства Беларуси, Казахстана и России выступили с совместным заявлением, в котором говорилось о «недопустимости использования мер экономического давления либо принуждения» со стороны ЕС и США в отношении «одного из государств-членов Таможенного союза/Единого экономического пространства».
За полмесяца до этого с аналогичным совместным заявлением выступили Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев.
По мнению аналитиков, учитывая проблемы на западном фронте, Минск сегодня как никогда заинтересован в активизации интеграционных процессов на восточном направлении.
Однако, как показал прошедший 19 марта в Москве саммит ЕврАзЭС, страны сообщества оказались не готовы к реформированию до формата Евразийского экономического союза.
В интервью телеканалу Russia Today 20 марта Лукашенко заявил, что Беларусь была готова подписать договор о преобразовании ЕврАзЭС, но он не был поддержан другими участниками саммита.
Руководитель информационно-аналитического портала «Империя» Юрий Баранчик считает, что из-за конфликта Беларуси с ЕС и США Россия попала в непростую ситуацию.
«С одной стороны, конечно, необходимо защитить союзника от внешнеполитических угроз, — заявил аналитик в интервью Regnum. — С другой стороны, нельзя допустить, чтобы конфликт по линии европейских столиц и Минска стал конфликтом Евросоюза и США с Россией. А именно это и пытается сейчас сделать официальный Минск для того, чтобы Россия взяла республику на полное содержание».
Прогнозировать степень политической и экономической поддержки, которую Москва способна предоставить Минску, сегодня сложно, говорят аналитики. Как, впрочем, и серьезность санкций со стороны ЕС. Многое зависит от того, что перевесит на предстоящем заседании в Брюсселе: прагматический интерес Европы или ее обеспокоенность ситуацией с правами человека в Беларуси.
Ирина ЛЕВШИНА