Обещание политических реформ — элемент базового сценария выборов по-белорусски
Постепенно закручивается интрига вокруг предстоящих во второй половине года выборов в Палату представителей Национального собрания. Предложение главы Центризбиркома Беларуси Лидии Ермошиной не приглашать наблюдателей из стран Евросоюза и продолжающиеся консультации оппозиции о формате участия/неучастия в кампании актуализируют вопрос о возможных сценариях парламентских выборов. Каких схем действий можно ожидать от белорусских властей?
Абсолютный приоритет внутренней легитимности
Все последние годы с выборами в Беларуси связывались надежды на политическую либерализацию и модернизацию. Президентские выборы 2010 года показали, что в определенных условиях власти готовы идти на косметические изменения в этих сферах. Однако ожидания существенных преобразований во всех случаях оказывались напрасными.
Представляется, что парламентская кампания 2012 года пройдет по тому же базовому сценарию. Он будет направлен на достижение главной задачи правящей верхушки — обеспечение внутренней легитимности итогов выборов. Несмотря на очевидную жесткую авторитарность и фактическое отсутствие полноценных выборов, внутренняя легитимность является главным столпом политической модели Беларуси.
Задача получения внутренней легитимности имеет особую актуальность в условиях падающего уровня жизни населения и низкого электорального рейтинга Александра Лукашенко.
Для обеспечения внутреннего признания выборов властям нужно выполнить два условия. С одной стороны, необходимо создать «картинку» открытости и справедливости электорального процесса. С другой стороны, необходимо свести до минимума возможности оппозиционных кандидатов общаться с избирателями и доносить до них свои взгляды.
Широкое, но ограниченное участие оппозиции
Для белорусских властей важно, чтобы в выборах приняло участие максимальное количество представителей политической оппозиции. Чем больше оппозиционеров в списках кандидатов, тем более свободными и справедливыми выглядят выборы в глазах простых граждан.
При этом власти сделают все, чтобы не дать оппозиции выступить единым фронтом и донести до избирателей какую-то общую позицию. Для этого будут использоваться различные инструменты. В том числе провоцирование конфликтов между оппозиционными структурами и внутри них усилиями агентов спецслужб.
На неподконтрольных кандидатов во время кампании станут оказывать целенаправленное давление, в том числе и силовое.
Будет вновь муссироваться тема о том, что ожидается пропуск в парламент нескольких оппозиционеров (вплоть до «вбросов» в СМИ с конкретными фамилиями). Это эффективный способ посеять вражду и недоверие между оппозиционными кандидатами.
Внешний лоск для внутреннего потребления
Внутренние причины (необходимость обеспечения внутренней легитимности) обуславливают и важность создания видимости того, что избирательная кампания полностью открыта для внешних наблюдателей. Властям необходимо продемонстрировать белорусскому электорату, что иностранные наблюдатели имели все возможности убедиться в демократичности выборов.
Поэтому вряд ли следует ожидать, что миссия наблюдателей ОБСЕ вовсе не будет приглашена на грядущие выборы. Но ее работа традиционно будет сопровождаться усиленной антизападной кампанией в государственных средствах массовой информации.
Сам же по себе факт признания или непризнания итогов выборов со стороны политического Запада в условиях, когда внешняя легитимность гарантированно обеспечивается Россией и другими евразийскими государствами, имеет второстепенное значение. Более того, в Минске прекрасно понимают, что признание результатов голосования со стороны стран Запада в существующих условиях нереально.
Снижение напряжения в отношениях с ЕС
Хотя парламентские выборы в Беларуси в любом случае не будут признаны государствами Евросоюза, Минск заинтересован снизить напряжение в отношениях с Брюсселем в преддверии электоральной кампании. Белорусские власти рассматривают период выборов как время повышенной непредсказуемости. Поэтому лучше устранить на это неспокойное время любые возможные источники опасности.
По этой причине с приближением избирательной кампании можно ожидать целенаправленных попыток сгладить февральско-мартовское обострение в отношениях с ЕС. Для этого наверняка будут активизированы закулисные переговоры.
Также в этих целях белорусские власти могут попытаться использовать готовящуюся инициативу ЕС «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Они, скорее всего, официально обозначат свою предварительную заинтересованность в этой инициативе. По всей видимости, инициатива будет ориентирована исключительно на белорусскую оппозицию и гражданское общество. Тем не менее, такая предварительная позиция Минска может быть воспринята в Брюсселе как многообещающий сигнал.
Велика вероятность того, что по мере приближения выборов власти Беларуси могут выпустить кого-то из политзаключенных. Но для этого должен представиться подходящий повод: когда это можно будет сделать, не потеряв лица. Поэтому если ЕС не даст официальному Минску возможности сохранить лицо, освобождение политзаключенных может и не состояться.
Традиционно на протяжении всей избирательной кампании государственными средствами массовой информации будет активно озвучиваться тема будущих политических реформ в стране. В адрес стран Запада будут раздаваться намеки-обещания реформы политической и избирательной систем. Разумеется, что до выборов никаких реформ не будет.
Евгений ПРЕЙГЕРМАН