Лукашенко и Брюссель зарывают топор войны?
Когда пишутся эти строки, в Брюсселе обсуждают возможность возвращения в Минск послов стран ЕС. Такой шаг в контексте нынешней дипломатической войны станет сенсацией. Сайты-верхогляды уже затрубили о полной победе Александра Лукашенко над европейскими политиками, у которых, по его вульгарно-крылатому выражению, «нет яиц». Но, скорее всего, мы имеем дело со сложной комбинацией.
Пока можно лишь гипотетически предсказывать эту многоходовку (которая может сорваться в любой момент). Однако в принципе речь идет о попытке сторон развязать гордиев узел конфликта без потери лица каждой из них.
Кто дал задний ход?
До сих пор мы видели эскалацию конфликтогенов:
• 27 февраля Совет министров ЕС расширяет (причем незначительно) черный список невъездных функционеров режима;
• уже назавтра Минск предлагает (и это выглядит как заготовка, рассчитанный удар в челюсть в ответ на очередной символический укус) уехать на консультации (что расценивается как фактическая высылка) послу Польши и главе представительства Евросоюза;
• в знак солидарности уезжают все главы дипломатических миссий стран ЕС, это выглядит круто и несколько неожиданно для белорусских властей;
• режим закусывает удила и, отбросив последние юридические условности, де-факто вводит черный список невыездных оппозиционеров;
• и т.д. в том же духе под аккомпанемент вербальной канонады в духе «мы вам еще покажем кузькину мать».
В общем, выглядело, что это всерьез и надолго. Как с Америкой: после выдворения в 2008 году посла и безжалостного прореживания штата миссии США в Минске (с четырех десятков до пяти дипломатов) отношения между странами застыли в районе абсолютного нуля.
Но сейчас по линии Минск — Брюссель налицо симптомы открутки ситуации. 15 марта Европарламент вдруг снял с повестки дня жесткую резолюцию. С призывом, в числе прочего, лишить белорусское начальство самого святого — символической клюшки с шайбой, то есть права на хоккейный чемпионат мира 2014 года. Теперь вот — весть о возможном возвращении послов.
Что же заcтавило Европу дать задний ход? И задний ли это ход?
Дубль три
«Возвращение послов просто так, только потому, что Минск милостиво соизволил их снова принять, было бы катастрофической потерей лица», — отметил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст.
Наш собеседник не видит никаких оснований для такой безоговорочной капитуляции. Ведь «доблестные политико-дипломатические рати Лукашенко пока еще не взяли Брюссель ни в каком смысле», иронично замечает эксперт.
Он делает вывод, что «шаги ЕС в направлении, противоположном эскалации конфликта, сделаны в обмен на что-то, твердо обещанное Минском, или такое, что произойдет в течение недели, в течение которой намечено возвращение послов».
Здесь уместно вспомнить, что Европарламент снял свою «хоккейную» (а на деле более широкую, в том числе и призывавшую к точечным экономическим санкциям) резолюцию после того, как на трибуне возник болгарский депутат Кристиан Вигенин с благой вестью о неких положительных сигналах из Минска.
К слову, в конце августа прошлого года в Минск на тайные переговоры с Лукашенко прилетал тоже болгарин — министр иностранных дел этой страны Николай Младенов. Видимо, с братьями-славянами белорусскому начальству легче находить общий язык.
Правда, «план Младенова», уже частично реализованный (в сентябре 2011-го повезло выйти на свободу немалой группе политзаключенных), сорвался. Второй попыткой был визит высокопоставленного брюссельского функционера Гуннара Виганда в прошлом месяце. Гость тоже твердил о неких положительных сигналах и возможном выпуске кого-то из узников совести.
По тонкому льду
Но потом — бемц! — и разразилась ядерная дипломатическая война. Так что постучим по дереву. Стороны слишком увязли во взаимном недоверии, слишком боятся потерять лицо. Один неосторожный жест — и понеслась! Снова политическое мочилово.
Есть версия: план Младенова пошел под откос из-за того, что Лукашенко обиделся на слив инфы о тайных переговорах… Короче, ой как тонки струны белорусской внешней политики! И теперешний намек на восстановление отношений легко спугнуть.
Тем более что ряд аналитиков видят руку Москвы, которая бодряще похлопывает по плечу белорусского партнера: давай, мочи гнилых западников, с нами не пропадешь!
С другой стороны, не только оппозиционеры видят опасность складывания всех яиц белорусской политики сугубо в кремлевскую корзину. Чем сильнее рассобачится Минск с Западом, чем крепче подсядет на российскую кредитную иглу, тем проще будет потом Москве брать здесь то, что приглянулось. И эта перспектива вряд ли греет душу не привыкшему делиться ничем белорусскому руководству.
Короче, есть симптомы того, что параллельно с термоядерной риторикой ведутся некие закулисные переговоры с ЕС о восстановлении сожженных мостов.
Размен фигур
Да, а все-таки: чем Минск мог соблазнить Европу на смягчение позиции? Белорусские аналитики дружно повторяют в своих комментариях ключевое слово: политзаключенные.
Примечательно, что и близкий к властям политолог Анатолий Красуцкий в свежем интервью«Интерфаксу» заявил: Минск и Брюссель негласно ведут поиск взаимоприемлемых решений, в том числе касательно «острого вопроса для обеих сторон, связанного с так называемыми политзаключенными».
Некоторые эксперты не исключают, что кого-то могут выпустить буквально на днях. Это, конечно же, не исчерпывает требований Брюсселя, но дает ему возможность без потери лица заморозить ситуацию с черным списком, не расширять его, как грозились, на Совете ЕС 23 марта.
Ну и так далее. Весна, послы прилетели, начинается переговорный щебет, зеленеет травка новых брюссельских инициатив типа «Диалога для модернизации», блестит солнышко свободы для очередной партии политзаключенных — в общем, ползком-ползком к некой условной нормализации.
Европейское дежавю
Кто-то скажет: а ведь по большому счету опять получится на условиях Лукашенко! Снова оттепель в отношениях с Западом, необходимая Минску для любимых геополитических качелей, будет заработана не демократизацией, а за счет живого товара. Речь идет о выпуске из тюрем политических противников и, возможно, моратории на смертную казнь (спасительном для Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, приговоренных к расстрелу по делу о взрыве в минском метро).
Да, режим действует по типу «купи козу, продай козу» — и на ровном месте получишь реальное облегчение. Но тут надо разобраться, а что по большому счету нужно от Беларуси Европе. Затащить в свое проклятое буржуинство? Сто лет надо, в ЕС и так перебор сырых членов. А ложиться костьми за демократический переворот в стране, где почти ничто не дергается под железной пятой режима, Старый Свет вовсе не собирается. И не обязан, вопреки святому убеждению части здешней оппозиции.
«У Брюсселя нет сильных рычагов воздействия на белорусскую ситуацию», — отметил в комментарии для Naviny.byЕвгений Прейгерман, директор по исследованиям «Либерального клуба».
По мнению эксперта, в ситуации относительной прочности режима Европе по большому счету важны две вещи: а) чтобы в стране не было «откровенных безобразий» вроде сажания за решетку бывших кандидатов в президенты и прочих политических противников; б) чтобы синеокую республику не съела большая восточная соседка. Хотя и второй пункт не абсолютен: иные полисимейкеры склонны отдать «последнюю диктатуру Европы» под патронаж все же более предсказуемого Кремля.
С другой стороны, подчеркивает аналитик, Москве ни к чему демократические перемены в Беларуси. Вот и получается, сколь ни банально это звучит, что ключ к ним — внутри страны.
Другое дело, что восстановление сломанных геополитических качелей — это все же некое расширение возможностей не только для правящей верхушки, но и для тех, кто хочет видеть Беларусь иной, свободной и европейской.
Но пока и насчет этого сплюнем.
Александр КЛАСКОВСКИЙ