Минск выставил Москве новый счет за готовность «лечь под танки НАТО»
Белорусское руководство под предлогом повышения благосостояния военных хочет увеличить вклад России в финансирование оборонных расходов страны. Несколько неуклюжие заявления на сей счет вызвали резкую критику из уст внутренних оппонентов Александра Лукашенко. Отбиваясь от обвинений в «предательстве Родины», властям пришлось уточнять свою позицию.
6 февраля на встрече с главой Совбеза Леонидом Мальцевым и министром обороны Юрием Жадобиным Александр Лукашенко сделал заявление, из которого следует, что белорусским военным необходимо поднимать зарплату, ориентируясь на российский уровень.
По словам президента, белорусская и российская армии сегодня практически решают общие задачи (и в этом плане де-факто являются единой армией). Однако размер денежного довольствия военных Беларуси и России различается. Такое положение должно быть изменено, подчеркнул официальный лидер.
Отметим, что по данным, опубликованным в прессе, с 1 января 2012 года оплата труда российских военнослужащих увеличена в 2,5-3 раза. Пенсии отставников выросли в 1,5-2 раза. В итоге российские военные ныне зарабатывают гораздо больше, чем белорусские коллеги.
Александр Лукашенко сообщил, что направил Дмитрию Медведеву письмо «о необходимости изыскания дополнительных средств для белорусских военнослужащих за счет разных направлений сотрудничества Беларуси и России». Из слов белорусского президента вытекает, что, согласно предварительной договоренности, Медведев пообещал помочь.
Между тем, как следует из сообщений СМИ, некоторые политические оппоненты посчитали эту просьбу президента и главнокомандующего вооруженными силами Беларуси «оскорблением белорусских военных».
По мнению критиков, участие российского бюджета в финансировании белорусской армии является для страны еще большей опасностью, чем переход на российский рубль, бомбой замедленного действия, закладываемой под независимость и национальную безопасность. Логическим следствием такой политики станет отправка по указке России белорусских военнослужащих в горячие точки на постсоветском пространстве, предполагают внутренние оппоненты Лукашенко.
Представляется, однако, что подобного рода оценки носят скорее эмоциональный характер. В законодательстве Беларуси нет юридических оснований ни для найма действующих белорусских военных каким-либо иностранным государством, ни для использования их в боевых действиях за пределами государства. Даже участие в миротворческих миссиях под эгидой ООН — дело сугубо добровольное, решение по каждой кандидатуре принимается в индивидуальном порядке.
Сама же по себе очередная просьба Александра Лукашенко о материальной помощи, обращенная к восточной соседке, не является чем-то экстраординарным. Такого рода обращения уже давно являются неотъемлемой частью отношений Минска и Москвы, которые строятся по принципу: защита военно-стратегических и геополитических интересов России в обмен на экономические преференции для белорусского режима.
Суть мотивации обычно сводится к тому, что без поддержки России Беларуси сложно и обременительно исполнять свои функции по защите западных рубежей Союзного государства.
Правда, раньше в большинстве случаев речь шла о помощи хотя бы вооружением. И надо отметить, что Москва не отказывала. Достаточно вспомнить о поставке несколько лет назад зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-300 по гораздо более низким, чем на мировом рынке, ценам. Или о совсем недавнем приобретении мобильных ЗРК «Тор-2М» по внутрироссийским расценкам.
Но этим дело не ограничивается, россияне берут на себя львиную долю расходов на совместные военные учения, поставляют на льготных условиях запасные части, расходные, горюче-смазочные материалы и т.д.
И хотя Александр Лукашенко периодически пеняет на скаредность союзника, экономия средств военного бюджета за счет подобных льгот получается для Минска достаточно значительной, появляется возможность потратить высвободившиеся деньги на другие нужды своих военных. В том числе и на их денежное довольствие.
Как представляется, и в свежем случае имеется в виду аналогичная помощь. Заметьте: в нашумевшем заявлении белорусского президента говорится об изыскании средств «за счет разных направлений сотрудничества Беларуси и России». Просто сейчас белорусскому руководству политически выгодно подчеркнуть, что оно печется не о стреляющих железках, а именно о повышении благосостояния военнослужащих. Проще говоря, это реверанс, направленный на умасливание силовиков.
Ведь люди в армейских погонах, как и все бюджетники, понесли значительный материальный урон в результате девальвации национальной валюты, гиперинфляции. Что вряд ли положительно сказалось на умонастроениях военных. А ведь вопросы лояльности армии и силовых ведомств не может игнорировать никакая, даже сколь угодно благополучная власть.
К тому же разительное отставание в доходах может подвигнуть немалое число офицеров белорусской армии и контрактников к оставлению ее рядов и переходу под российские знамена (даже несмотря на риск оказаться в горячих точках). А ведь профессиональная подготовка этих людей стоила белорусским налогоплательщикам огромных средств.
Похоже, именно этими соображениями и руководствовался Александр Лукашенко, упомянув о согласии президента России откликнуться на его просьбу оказать помощь белорусским военным. Вот только форма этого заявления оказалась не очень удачной, чем сразу и воспользовались политические противники.
В итоге через пару дней акценты пришлось расставлять министру обороны Жадобину. По его версии, «СМИ растиражировали населению некорректную информацию» относительно повышения денежного довольствия военнослужащих.
«Могло сложиться впечатление, — отметил генерал Жадобин, — что на той встрече речь шла о необходимости изыскания для белорусских военнослужащих дополнительных средств из бюджета России. На самом деле подчеркивалось: успешное военное сотрудничество между нашими странами может стать одним из аргументов в получении преференций в экономических вопросах, например, в отношении пошлин на нефть или газ, которые позволят пополнить бюджет страны и дать возможность повысить денежное содержание наших военнослужащих».
Итак, наше предположение подтверждается. Минск вновь использует испытанную формулу: Москве предложено стимулировать экономическими преференциями мифологизированную готовность белорусов «лечь под танки НАТО».
Александр АЛЕСИН