Оппозиция перечитывает сказку о потерянном времени
«Коалиция шести» согласовала свои позиции относительно участия в парламентской избирательной кампании 2012 года. Впрочем, сам документ не был подписан в связи с отсутствием большинства лидеров структур. Не был оглашен и проект документа. Однако, если судить по комментариям представителей коалиции, конкретики в нем не много. А потому говорить о согласованных действиях оппозиции на выборах хотя бы в рамках «коалиции шести» пока явно преждевременно.
коллаж www.newspeak.by
Напомним, в коалицию входят Объединенная гражданская партия, Партия БНФ, Белорусская партия левых «Справедливый мир», оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», движение «За Свободу» и гражданская кампания «Говори правду!».
Как сообщил один из участников совещания заместитель председателя ОГП Лев Марголин, «коалиция шести» считает, что «выборов в Беларуси нет, и нет никаких намеков, что они могут быть проведены в соответствии с европейскими стандартами». Непременным условием проведения демократических выборов, а также легализации власти оппозиционные структуры считают освобождение политзаключенных.
Как следует из заявлений политика, «коалиция шести» рассматривает парламентские выбора в качестве «широкой политической кампании».
«Мы должны приложить усилия, чтобы использовать ее по максимуму. Причем кампания должна включать не только парламентские выборы сами по себе, но и действия по консолидации населения вокруг сторонников перемен, пропаганде среди избирателей политической альтернативы нынешнему режиму», — подчеркнул Марголин.
Несмотря на оптимизм оппозиционных политиков, особого единства в их рядах политолог Андрей Егоров по-прежнему не усматривает.
«Даже в рамках этой шестерки есть расхождения между субъектами. Например, БХД выступает за бойкот, другие — за формат какого-то участия. В чем они согласны, это только в том, что и раньше утверждалось: выборы не могут считаться демократическими без того, чтобы политические заключенные не были отпущены», — отметил эксперт.
Подтверждением наличия расхождений в оппозиционном стане относительно формата участия в парламентских выборах может служить субботнее заседание Сойма Партии БНФ, на котором было принято решение об участии партии в выборах. При этом ПБНФ оговорила возможность снятия своих кандидатов в случае, если, как отметил лидер партии Алексей Янукевич, «к началу досрочного голосования в стране останутся политзаключенные и если все наши представители не будут включены в участковые избирательные комиссии».
Впрочем, со временем «коалиция шести» обещает наполнить свои договоренности конкретным содержанием. По словам Марголина, это будет сделано при помощи широкой общественной дискуссии с привлечением экспертов. Обещают, что она не затянется: максимум — два месяца.
Зампредседателя ОГП считает, что до парламентской кампании еще достаточно времени, чтобы «четко сформулировать все подходы, предъявить властям условия участия оппозиции в выборах, а также дать им время отреагировать на эти условия».
Однако неспешность, с которой оппозиция согласовывает свои планы, вряд ли ей на руку. По мнению Егорова, вопрос времени весьма принципиален, если говорить о нем в отношении стратегии политических действий. Более того, полагает наш собеседник, политическим партиям и лидерам стоило бы осознать, что стратегическое время они уже проиграли в принципе.
Эксперт полагает, что заниматься согласованием позиций и планов относительно участия в парламентской кампании оппозиции нужно было еще весной прошлого года, по следам событий 19 декабря 2010 года.
«С этого времени ситуация в принципе не менялась. Именно тогда надо было определяться по отношению к совершенно очевидному событию, которое наступит в 2012 году, — парламентским выборам. Вместо этого оппозиция абсолютно ничем не занималась, а сейчас хочет еще два месяца непонятно что обсуждать. Вероятно, демократические силы опять вступят в избирательную кампанию совершенно не подготовленными, без четких целей. И таким образом сыграют на руку Лукашенко», — считает Егоров.
Вообще, белорусская оппозиция должна бы понимать: она не в том статусе, чтобы постоянно затягивать с принятием решений. Ведь за пару месяцев ее позиции в обществе не станут весомее. Как и вряд ли ослабнут позиции Лукашенко, чтобы выдвигать ему какие-то требования.
«Чтобы оппозиция имела возможность что-то диктовать Лукашенко, она должна была уже давно объединиться и, как минимум, на базе единой стратегии провести переговоры и консультации с гражданским обществом. То есть, вырасти в нечто большее, чем является сейчас. Тогда оппозиция могла бы стать похожей на субъект, способный выдвигать какие-то требования к существующему режиму», — считает Егоров.
Исходя из этого, полагает эксперт, и должны формироваться реалистические, а не желаемые цели на избирательную кампанию. Например, предлагает он, можно было бы попытаться рекламировать новых лидеров в общественном сознании, ведь старым уже не доверяют. Либо презентовать альтернативное видение ситуации в стране, которое смогло бы закрепиться в сознании людей.
«Оппозиция могла бы попытаться сыграть на формировании в общественном сознании субъекта политики, который бы ассоциировался с пока не известным кандидатом, за которого люди готовы отдать голоса, так как не хотят голосовать ни за Лукашенко, ни за прежних оппозиционных лидеров. Таких кандидатов можно было бы раскрутить, и это стало бы осмысленным участием в выборах», — считает Егоров.
Не исключено, что с такой слабой подготовкой к политическим кампаниям у оппозиции не было бы шансов попасть в парламент во многих странах. Что уж говорить о Беларуси, где это можно сделать фактически только с одобрения власти.
По мнению Егорова, цель участия в избирательной кампании ради попадания в парламент невозможно рассматривать без предварительных переговоров с режимом, на который угрозы оказывают в основном обратный эффект.
«Если бы избирательной кампании предшествовал некий круглый стол между демократическими силами и режимом, итогом которого стали бы определенные гарантии и свободы избирательного процесса, тогда, пожалуй, еще был бы шанс провести несколько оппозиционных кандидатов в парламент. Сейчас туда попасть возможно только через сдачу своих демократических позиций, то есть по договоренности с Лукашенко. Он из своих интересов показной демократизации может некоторых пропустить в парламент», — прогнозирует эксперт.
Как отмечают аналитики, от оппозиции сторонники перемен в обществе ждут не видимости объединения через продекларированные договоренности, а реальных шагов в этом направлении.
Сейчас заговорили о проведении нового конгресса демократических сил, который зафиксировал бы единую позицию оппозиции по отношению к парламентским выборам. Однако само по себе мероприятие ничего не гарантирует. Когда на одном из конгрессов Александр Милинкевич был избран единым кандидатом в президенты, это не обеспечило единства действий оппозиции, сразу начались внутренние конфликты.
Поэтому важна не столько форма, сколько реальность объединения, важны единая стратегия и единые действия. А вот на это, полагают эксперты, достаточной политической воли у оппозиции пока нет.
Сергей КОРОЛЕВИЧ