Думать сегодня о завтра
Вчера Александр Лукашенко посещал СПК «Святая Воля» Ивацевичского района. Он приехал сюда с двумя новостями для крестьян. Во–первых, господдержка АПК будет сокращаться. Во–вторых, каждому сельхозпредприятию в следующем году предстоит выполнить напряженное задание. А третье, о чем вчера говорил Президент, было адресовано всем отраслям экономики: «Нужно напрячься по максимуму».
Председатель Брестского облисполкома Константин Сумар и министр сельского хозяйства и продовольствия Михаил Русый ожидали Президента у стендов со статистической информацией. Они, как обычно, готовились рассказывать о ситуации в АПК района, области, страны. Но Президент решил не тратить время на отчеты. «Надоели уже эти доклады», — и сразу перешел к насущному.
— Мы взяли на себя обязательства в Таможенном союзе, ЕЭП, — напомнил Александр Лукашенко. — Это означает, что уровень господдержки сельского хозяйства в Беларуси должен сближаться с российским и казахстанским.
Вчера речь шла о конкретных цифрах. У нас субсидии государства составляют 18 процентов в валовом объеме сельхозпроизводства. А в ЕЭП они не должны превышать 10 процентов. И Россия, и Казахстан гораздо ближе к этой цифре, чем Беларусь. Президент, как говорится, на пальцах объяснял:
— Нам надо дойти до 10 процентов, и это правильно. Пора уже не сидеть и ждать, что вам еще кто–то даст кредиты, поможет бюджет, — настраивал собравшихся Александр Лукашенко. — Да, будем помогать, но помощь будет сокращаться.
И еще одно важное заявление:
— Железное требование: все кредиты, которые вы взяли, вы обязательно должны вернуть в банки и бюджет. Деньги будете возвращать, списания кредитов не будет.
Сокращение бюджетной поддержки, уточнил Александр Лукашенко, не означает, что сельское хозяйство может сбавить обороты. Наоборот, Президент ждет от него большой отдачи. Он дал конкретное задание на следующий год: каждое хозяйство должно за собственный счет реконструировать и оснастить современными технологиями одну молочнотоварную ферму. «По стране это примерно 1.200 — 1.300 ферм».
— Списки должны быть у меня на столе. Комитет госконтроля и помощники все эти фермы проверят, — строго предупредил Александр Лукашенко. — Не дай бог это мое поручение не будет выполнено. Я отдаю себе отчет, что это страшно тяжелое задание, — говорил Президент, глядя на напряженные лица вице–премьера Валерия Иванова и министра Михаила Русого. — Но нам эту задачу надо решить!..
Александр Лукашенко пояснил, почему он так требователен:
— Если мы этого не сделаем, будем «кувыркаться» еще десять пятилеток с сельским хозяйством, модернизацией ферм.
Нельзя останавливаться и в строительстве жилья, говорил вчера Александр Лукашенко. И в целом, убежден он, экономику нельзя искусственно «охлаждать», после того как она сильно «разогрелась». Поэтому прогноз на следующий год по росту ВВП на 5 — 5,5 процента, считает Президент, надо обязательно выполнять:
— Остановимся — суверенитета и независимости не будет!
В Ивацевичском районе Александр Лукашенко ответил на вопросы журналистов.
Об энергетических договоренностях с Москвой
Подписанные в «Горках» газовые соглашения Президент назвал очень выгодными: «Это благо для белорусского народа. Главное, что мы ничего не теряем, а значительно приобретаем, получив большую скидку по природному газу».
По словам Александра Лукашенко, Россия за оставшиеся 50 процентов акций «Белтрансгаза» пошла на все условия Минска: по цене, загрузке газотранспортной системы.
— Кроме того, они дали нам кредит 10 млрд. долларов на строительство АЭС, — напомнил Президент. — Впереди еще ряд вопросов, выгодных для нас. По нефти тоже цена может понизиться, если мы договоримся с Россией.
Высказывания о том, что, продав «Белтрансгаз», Минск потерял сильный инструмент в диалоге с Москвой, Президент прокомментировал так:
— Как будто Лукашенко выхватит из земли эту трубу и начнет, размахивая ею, бегать по России. Я с Россией не собираюсь воевать, нам это не надо.
О ПРО
Президент заявил, что разделяет озабоченность руководства России размещением элементов системы противоракетной обороны в Европе.
— Озабоченность и риски России по обороноспособности России мы разделяем. И не просто разделяем... Размещение противоракетных систем у границ России — это, читай, у границ Беларуси. Это наши границы прежде всего. Мы сегодня находимся под защитой ядерного зонтика России, и если наносится ущерб интересам этого зонтика со стороны какой–либо группировки, — это ущерб и опасность для нас.
Александр Лукашенко подчеркивал:
— Россияне наши братья, и мы всегда должны находиться в единой сцепке, чтобы выжить в этом тяжелом мире. Слава богу, что Россия к нам так относится. Да, были разные моменты, но сегодня пришли к тому, что мы нужны друг другу. Россия поняла, что без Беларуси — и ни туда и ни сюда.
На вопрос о возможности размещения в Беларуси комплексов «Искандер» Александр Лукашенко ответил:
— Без комментариев. Я пока говорить не буду. Мы ведем разговор с Россией по всем направлениям, и у нас нет закрытых тем для обсуждения. Если надо, мы будем защищать земли Смоленщины, Псковщины, как свои. И россияне будут защищать Беларусь, как свою родную землю.
О судебных приговорах
Собирается ли Президент использовать свое конституционное право и смягчить наказание для Д.Коновалова и В.Ковалева, которых Верховный Суд признал виновными в совершении теракта в метро и приговорил к исключительной мере — расстрелу?
— Я приму в ближайшее время решение и об этом вас проинформирую. Хотя это тяжелое решение для меня, — ответил А.Лукашенко. — Я уже об этом думал после вынесения приговора. Я почему–то не сомневался, что суд придет к такому мнению.
По его словам, теракт в метро — это «аномально для Беларуси, это недопустимо, погибли люди».
— Вот так, внаглую, он (Д.Коновалов. — Прим. ред.) старался убить большее количество людей. Когда все это слагаешь... А с другой стороны — их родители, часть общества, которая вдруг встала на защиту. Начинаешь все взвешивать, — размышлял Александр Лукашенко, уточнив, что пока он не принял решения.
О приговоре по еще одному резонансному делу в отношении правозащитника Алеся Беляцкого, осужденного на 4,5 года тюрьмы за сокрытие доходов, Александр Лукашенко высказался так:
— Считаю, что суд поступил очень гуманно. Еще хорошо, что он не в Америке, он бы там получил 17 лет. И вообще, есть закон — соблюдай его, и не будет проблем. Нарушил закон — отвечай по закону.
Президент добавил, что по делу Беляцкого к нему еще «никто не обращался»:
— Будет обращение — я его буду рассматривать.
Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК