Третий сектор на шведском столе
Белорусские неправительственные организации сидят на иждивении иностранных правительств. Таков лейтмотив очередного «разоблачающего» продажную сущность отечественной оппозиции сюжета, показанного белорусским телевидением.
13 ноября в программе «В центре внимания» телеканала «Беларусь 1» было рассказано о том, что 18 ноября в Брюсселе пройдет неформальная конференция доноров под эгидой Евросоюза и Северного совета. Утверждалось, что на конференции будут присутствовать глава представительства Евросоюза в Минске Майра Мора и представители девяти неправительственных белорусских организаций, в том числе Белорусской ассоциации журналистов, Белорусского Хельсинкского комитета, правозащитного центра «Весна», а также зарегистрированных в Литве организации «ЕвроБеларусь» и Белорусского института стратегических исследований.
«Это мероприятие готовилось в глубокой секретности еще с февраля. Северный совет составил проект на кругленькую сумму, заручился поддержкой Еврокомиссии, и вот будущая пятница должна стать днем большого дележа», — сообщалось в телесюжете. Делить, по информации БТ, будут 1 млн. 700 тыс. евро.
Именно такая сумма значится в документах, якобы полученных Агентством телевизионных новостей по электронной почте от сотрудницы посольства Швеции в Беларуси Алеси Муравьевой. В телесюжете даже показали электронный адрес alesya.muraujova@sweden.by, с которого осуществлялась рассылка «секретных» документов.
В списке сотрудников шведского посольства действительно есть Алеся Муравьева. Это несложно выяснить — достаточно лишь посетить сайт посольства. Несложно проверить и имейл. Несколько наших запросов на указанный в сюжете адрес с различных почтовых серверов вернулись с одним и тем же диагнозом — Mailbox does not exist.
В самом посольстве Швеции не увидели «причин комментировать электронную почту, якобы присланную сотрудником посольства Швеции в Минске, или передачу, показанную на белорусском государственном телевидении». В тоже время представитель посольства не стал отрицать, что «Евросоюз и Швеция уже несколько лет поддерживают гражданское общество в Беларуси».
И это действительно не новость и тем более не сенсация.
Напомним, еще 2 февраля в Варшаве на международной конференции доноров «Солидарность с Беларусью» еврокомиссар по вопросам расширения и Европейской политики добрососедства Штефан Фюлесообщил, что Еврокомиссия увеличит поддержку белорусского общества в четыре раза — до 15,6 млн. евро.
Еврокомиссар тогда подчеркнул, что увеличение поддержки коснется в первую очередь неправительственных организаций, независимых СМИ и студентов.
В общем, никакой «глубокой секретностью», как утверждает БТ, даже и не пахнет. Это у нас, знаете ли, концов не найдешь, если попробуешь выяснить источники наполнения и объемы различных спецфондов. В стенах же Еврокомиссии, наоборот, всё максимально транспарентно.
1,7 млн. евро, которые, по предположению БТ, в ближайшую пятницу будет «пилить» в Брюсселе белорусская оппозиция, к которой государственная пропаганда причисляет всех, кто хоть как-то замечен в оппонировании власти, ранее уже фигурировали в новостях из-за Буга.
По данным БТ, 1 февраля в Еврокомиссию поступил запрос на выделение по линии «белорусского проекта» 1 млн. 700 тыс. евро для «оказания срочной поддержки». Проект реализует Северный совет министров совместно с белорусскими правозащитными организациями.
На следующий день, 2 февраля, еврокомиссар Штефан Фюле на уже упомянутой конференции доноров, уточняя некоторые параметры выделяемой гражданскому обществу нашей страны финансовой помощи, отметил, что бюджет на поддержку жертв репрессий и их семей составит 1,7 млн. евро.
Впрочем, не имея на руках цитируемых белорусским телевидением документов (по какой-то удивительной причине наш ресурс не попал в список адресатов, получивших «сенсационный» пакет), утверждать, что 1,7 млн. евро из сюжета БТ — это те же самые 1,7 млн. евро, о которых публично заявил еврокомиссар Фюле, не будем.
Но можем предположить, зачем государственной пропаганде именно сейчас понадобилось с помощью документов девятимесячной давности еще раз попробовать нарыть в третьем секторе что-нибудь, похожее на грязное белье.
Основная причина, как видится, — в полном фиаско в суде над Алесем Беляцким. Если после задержания и ареста правозащитника политическая суть процесса лишь подразумевалась, то в суде стала очевидна абсолютно всем. Следствие не смогло под выдвинутое в отношение Беляцкого обвинение предоставить хоть сколько-нибудь значимых документальных доказательств. «Примитив такой, что ни в какие правовые ворота это не лезет», — сказал на этот счет юрист БХК Гарри Погоняйло.
Безусловно, при острой необходимости засадить Беляцкого, отсутствие подтверждающих вину правозащитника документов не стало бы препятствием. Но требуется соблюсти формальность, ведь шитое белыми нитками обвинение и притянутый за уши приговор, можно предположить, станут поводом для громкого скандала международного масштаба — учитывая безусловный авторитет Беляцкого в правозащитных кругах, его вице-президентство в Международной федерации прав человека и статус номинанта на Нобелевскую премию.
Этим и можно объяснить намерение прокурора переформулировать обвинение Беляцкому. Мало кто сомневается, что вместо сокрытия доходов правозащитника теперь будут обвинять в деятельности от имени незарегистрированной организации, коей по белорусскому законодательству сегодня считается лишенный регистрации правозащитный центр «Весна». Печально знаменитая статья 193-1 УК также дает властям возможность навесить на Беляцкого бирку банального уголовника.
Неслучайно, как кажется, в сюжете БТ о 1,7 млн. евро для белорусских НПО упоминающиеся в текстах озвученных документов организации подчеркнуто поделены на «официальные» и «нелегальные». Статус последних БТ специально конкретизирует — «подпольные, не в ладах с белорусским законом».
Третьему сектору пытаются навязать образ тотально продажной и коррумпированной среды, далекой от заявленных благородных целей развития общества и превратившейся в частный и, естественно, нелегальный бизнес.
Да и к официальным, по терминологии БТ, организациям третьего сектора, упомянутым в репортаже, у правосудия сегодня вполне могут возникнуть самые различные вопросы, касающиеся использования иностранной помощи. У нас, как известно, вся зарубежная донорская помощь общественным организациям должна проходить через Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами президента. Всё, что мимо кассы — нелегально. И, надо полагать, в департаменте отсутствуют сведения о регистрации помощи от Еврокомиссии упоминаемым «официальным» общественным организациям.
А это светит не только штрафом, но и полной ликвидацией проштрафившейся организации. Даже если в качестве доказательства будут распечатки из электронной почты пропагандистов БТ.
Дмитрий СЕРГЕЙЧИК