Минск видит в ОДКБ дешевую оружейную лавку?
Вскоре лидеры стран ОДКБ вплотную займутся порядком использования Коллективных сил оперативного развертывания (КСОР). Этот серьезный вопрос заслуживает детальной проработки на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ, намеченном на декабрь. Так заявил Александр Лукашенко 26 октября на встрече с участниками заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ в Минске.
По словам президента Беларуси, председательствующей ныне в ОДКБ, поначалу участники этой организации не особо стремились создать реальные силы оперативного реагирования. Сейчас же, считает Лукашенко, положение изменилось. Во всяком случае, КСОР, уверяет он, оснащены современным оборудованием и техникой.
Здесь, правда, возникает вопрос: о каком оснащении КСОР можно вести речь, когда и формирование их еще не завершено? Как с юридической, так и с организационной точки зрения.
О чем, собственно, и не преминул мягко напомнить на встрече председатель Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ и глава российской Госдумы Борис Грызлов.
Отметив как серьезный шаг сам факт создания КСОР, Грызлов подчеркнул, что они нуждаются в усилении боевой мощи и участия представителей всех государств, входящих в ОДКБ. По мнению российского спикера, последние могли бы в рамках кооперации между собой производить необходимые для КСОР вооружения.
Со своей стороны отметим, что программу оснащения КСОР современным оперативно совместимым вооружением и техникой лишь только намечено было согласовать и представить президентам стран ОДКБ в декабре на сессии Совета коллективной безопасности этой организации в Москве. Это следует из заявления генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи 1 июня в Минске по итогам 21-го заседания Комитета секретарей Советов безопасности ОДКБ.
Таким образом, даже директивные документы по перевооружению КСОР еще окончательно не отработаны. При том что предложение разработать целевую программу их перевооружения, действительно, было выдвинуто президентом Беларуси еще 10 декабря прошлого года в российской столице на саммите ОДКБ.
В июне же в Минске на упомянутом выше заседании секретари совбезов стран ОДКБ заслушали лишь сообщение Константина Бирюлина, заместителя директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России, о подготовке целевого проекта оснащения КСОР.
Между тем еще в феврале 2009 года тогдашний председатель организации президент России Дмитрий Медведев пообещал, что коллективные силы ОДКБ будут оснащены самой современной техникой и по своему боевому потенциалу окажутся «не хуже, чем силы Североатлантического альянса». С той поры в практическом плане в этом направлении не было сделано ничего. Во многом и потому, что в ряде стран отсутствовали документы, определяющие юридический статус и состав национальных контингентов, выделяемых в состав КСОР.
В частности, и Беларусь ратифицировала соглашение о КСОР лишь 26 мая 2010 года.
Очевидно, что именно специфика выполняемых КСОР задач определяет состав и разновидности вооружения и военной техники, необходимых для их оснащения. Потребность каждой страны в военном имуществе определяется также исходя из численности и структуры контингента, выделяемого ею в состав КСОР.
Напомним, что общая численность контингента КСОР была в свое время определена в 15-20 тысяч человек. Им должны быть предоставлены технические средства и возможности для мобильной переброски в любую точку зоны ответственности ОДКБ. Что касается вооружения и экипировки, средств связи и разведки, то бойцы КСОР, выделяемые для выполнения миротворческих миссий, должны быть оснащены и вооружены как минимум в соответствии со стандартами ООН.
Однако текущая экономическая ситуация заставляет сомневаться, что большинство государств ОДКБ, включая Беларусь, в состоянии решить эту задачу самостоятельно. Теоретически сегодня это по силам только России.
В Беларуси же стало хроническим недостаточное финансирование программ разработки, производства и закупки новых вооружений, а также модернизации имеющихся. При том что большинство образцов вооружения и боевой техники белорусской армии, по мнению независимых экспертов, только с очень большой натяжкой можно назвать современными.
В действующей концепции строительства и развития вооруженных сил страны до 2020 года закреплен переход от этапа реорганизации к этапу интенсивного наращивания боевых возможностей армии. Однако ряд фактов заставляет предположить, что поставленные в концепции задачи могут быть либо не выполнены в полном объеме, либо отодвинуты на длительный срок.
Например, как следует из высказываний командующего сухопутными войсками генерал-майора Александра Никитина, вплоть до 2020 года крупных закупок вооружения и военной техники для нужд этих войск вообще не будет.
Может, подсобит Россия, которая в последние годы заметно наращивает расходы на разработку и выпуск вооружений?
Увы, большинство независимых военных аналитиков сходятся в том, что средства эти расходуются чрезвычайно неэффективно (в том числе разворовываются). Российский ВПК в его теперешнем состоянии попросту не располагает достаточными возможностями (технологическими, интеллектуальными и прочими), чтобы обеспечить нужным количеством современных вооружений и боевой техники собственную армию. Не говоря уже о союзниках.
Сегодня в России не хватает самого необходимого для поддержания боеспособности войск. Даже если не замахиваться на спутники, беспилотники, чудеса военной электроники и прочую роскошь. Ныне вооруженные силы России не располагают в достаточном количестве транспортными средствами (тяжелыми военно-транспортными самолетами и вертолетами) для того, чтобы перебросить свои якобы мобильные бригады в нужное место к нужному времени.
В результате для прибытия в Беларусь на оперативно-стратегические учения «Запад-2009» бригадам из совсем недалекого Московского военного округа потребовалось почти пять дней. А войскам Приволжско-Уральского военного округа — и того больше. Что уж тут говорить о рейдах подразделений КСОР в далекую Центральную Азию!
Александр АЛЕСИН