Белорусов зовут к оружию
В этот ноябрьский день белорусы вдруг увидели в теленовостях важных чиновников не в серых костюмах, а в мешковато сидящем болотном камуфляже.
«Надо подготовить население, чтобы вы в нужный момент там, где вас призовут, взяли автомат, кто пулемет, кто гранатомет, поступили в распоряжение и выполняли свои функции», — объяснял задачи момента верховный главнокомандующий, тоже в пятнистой форме.
Кто включил 3 ноября телек с середины программы или просто с бодуна, наверняка решил, что сбылась страшилка пропаганды и орды НАТО вероломно вторглись в синеокую республику.
Но оказалось, что это просто учения территориальной обороны. 4 ноября они продолжились уже в Гродненской области операцией по уничтожению вражеских диверсантов. Любимая страна может спать спокойно.
Ополчение 2.0
«Мы создаем, если хотите, новую армию в Беларуси, и ею будете командовать вы», — заявилАлександр Лукашенко, вручая губернаторам генеральские погоны 4 ноября. Упор в новой армии, по замыслу, будет сделан именно на войска территориальной обороны.
Большинство белорусов, оглушенных милитаристскими топ-новостями, видимо, решили, что реанимация идей народного ополчения — это какое-то новое веяние. Для них будет открытием, что концепция территориальной обороны без шума и пыли была утверждена президентским указом еще в 2001 году.
В методичках для государственных идеологов приводятся два довода: во-первых, это экономичный вариант поддержания обороноспособности «в условиях сокращения численности армии и снижения уровня вооружений» (короче, дешево и сердито); во-вторых, мол, «этот путь избрало большинство стран Европы (Австрия, Дания, Германия, Италия, Польша, Франция и др.)».
В то же время белорусский военный аналитик Александр Алесин считает идею территориальных войск скорее «рудиментом эпохи конца ХІХ — начала ХХ века».
Сейчас мировая тенденция иная — профессионализация вооруженных сил, подчеркнул эксперт в комментарии для Naviny.by. В Европе кое-где действительно еще культивируются и территориальные войска, но там это «архаика, нечто этнографическое, такая, если хотите, дань традиции». Страны типа Швейцарии с ее милиционной армией в плане военно-стратегическом, как правило, не котируются.
По словам Алесина, легендарный Арнольд Шварценеггер еще на исторической родине — в Австрии служил по молодости (середина 60-х) в подобном формировании, но прославился тогда лишь тем, что утопил танк.
К слову, каждый, кто попадал на сборы, представляет себе уровень боеспособности патлатых, погрузневших после далекого дембеля мужиков, любовно именуемых в народе «партизанами».
Автору этих строк, капитану запаса, самому приходилось командовать взводом таких бойцов. Первым делом комбат сказал: смотри, чтобы не упились и не перестреляли друг друга, остальное — фигня, дырки в мишенях будут!
На антиНАТО надежды хилые?
Что же касается экономичной обороны, то Запад решает вопрос за счет реальной военной кооперации. «У литовцев армия минимальная, по сути одна боеспособная бригада. Даже Германия сокращает вооруженные силы. Страны НАТО по большому счету прикрывает Америка», — поясняет Александр Алесин.
На «постсовке» вроде как создали «антиНАТО» — ОДКБ. Но что-то в товарищах согласья нет. Не потому ли еще белорусское руководство нагнетает атмосферу осажденной крепости, что мало доверия к постоянно грызущимся между собой союзникам?
Даже с Россией у Минска периодически вспыхивают информационные и прочие войны. К тому же она, с точки зрения белорусских стратегов, «сдала» друга Каддафи. Впрочем, у московских стратегов — свои обиды на скользкого белорусского союзника, «соскочившего» во время войны с Грузией.
Александр Лукашенко, объясняя перед телекамерами важность территориальной обороны, подчеркнул, что «нам показуха не нужна» и «если все будут видеть, что мы этим серьезно занимаемся, — они сюда никогда не сунутся».
Наивный вопрос: а кто эти они?
В танковые орды НАТО, на пути которых готовы лечь белорусы, похоже, перестали верить уже даже в Москве. По крайней мере, денег и больших скидок на газ под это дело больше не дают.
Да, натовцы недавно размолотили Каддафи, но, во-первых, надо было сильно напроситься (бомбежки собственного населения), а во-вторых, это была воздушная операция, против которой охрана объектов посредством немолодых дядек с «калашниковыми» (а это главная функция территориальных войск) бесполезна.
«Сегодня, в эпоху спутников, высокоточного оружия, практически не будет контактных боев, — поясняет Алесин. — Примером тому — войны в Югославии, Ираке, разгром каддафистов».
Короче, если уж возьмут в оборот, то просто перемелют инфраструктуру крылатыми ракетами, «выведут из строя нервные узлы государства, и оно само упадет, как гнилой плод».
Но белорусскому руководству, очевидно, представляется не лишним по крайней мере попугать возможного агрессора неприемлемыми потерями. Отсюда пиаровское раздувание мощи, заявления о новой 120-тысячной армии ополченцев, считает военный аналитик.
Зачем нам генерал-губернаторы?
В общем-то, вопросы — не столько к самой территориальной обороне (пусть себе и будет, коль скоро карман не тянет), сколько к неадекватному пиаровскому шуму. Учения отечественных ополченцев ХХІ века — со всеми этими патетичными фразами высокого начальства вроде «нам надо сохранить нашу страну» — государственные СМИ вынесли в топ-новости.
Злые языки тут же заговорили о фобиях белорусского руководства, порожденных разгромом старого друга официального Минска — полковника Каддафи.
К слову, недавно подобные учения проводились в Брестском районе. Так вот, заместитель областного военкома полковник Михаил Филюк без экивоков поведал«Брестской газете»: «Мы отрабатывали ситуационные варианты, приближенные к реальности. Учитывали недавний опыт Ливии, Египта и так далее, чтобы предотвратить возможные события, чтобы не остаться без воды, хлеба, топлива и света, как мирные жители Триполи».
При этом Александр Лукашенко 3 ноября в контексте размышления о внешних угрозах отверг предположения, что «мы чего-то там боимся».
Тем временем блогосфера муссирует вторую версию: власти тренируются на случай подавления внутренних бунтов. Но здесь тоже можно возразить: ополченцы, те же местные мужики, в случае чего такого скорее начнут брататься с земляками, чем палить в них.
Тогда зачем все это: чиновники в камуфляже, уничтожение условных диверсантов, захвативших автобус, и прочие страсти-мордасти в духе боевиков, — зачем это делать медийной темой дня в мирной синеокой республике, которой вроде никто не угрожает?
«Возможно, смысл заключается в сознательном переключении внимания с кризисных явлений, которые продолжают нарастать», — предположил в комментарии для Naviny.by медиаэксперт Павлюк Быковский.
При этом публику поразили два момента: спонтанное присвоение генерал-майорских званий мэру Минска и начальникам областей, а также пассаж главнокомандующего про бизнесменов, которые «должны быть ядром таких формирований», поскольку «им есть что терять».
«Присвоение руководителям облисполкомов звания генерала в блогосфере мгновенно окрестили введением постов «генерал-губернаторов». Возник яркий образ, о котором все вынуждены говорить», — поясняет медиаэксперт.
По мнению Павлюка Быковского, «символический перевод президентской вертикали на военные рельсы должен демонстрировать сплочение правящей элиты — в противоположность рекомендациям Крамера из Freedom House. В этом плане и близкий власти бизнес должен работать в одной упряжке».
«Абы вайны не было»
Поясню: Дэвид Крамер, глава упомянутого американского фонда, известный противник «последней диктатуры Европы», выступил на днях с очередными рекомендациями, как свалить режим. В их числе — «поощрять дезертирство» среди номенклатуры.
А вдруг призрак дворцового переворота и впрямь может материализоваться на фоне углубления кризиса, уникального падения рейтинга первого лица? Во всяком случае, построить чиновников в буквальном смысле, усилить трепет вертикали перед главным начальником не помешает. Чтоб служба медом не казалась.
При том что местным начальникам, которым камуфляж даже визуально как корове седло, согласитесь, есть чем заниматься: в хозяйственных проблемах конь не валялся, а тут их заставляют едва ли не окопы рыть.
Что же касается опоры на бизнесменов, то автору этих строк пришел на ум нэпман Кислярский из «Двенадцати стульев». Если помните, фраза Остапа Бендера «Мы надеемся с вашей помощью поразить врага. Я дам вам парабеллум» вовсе не вдохновила толстяка Кислярского, и он предпочел откупиться 500 рублями.
В целом реакция соотечественников на неадекватный казенный пиар «ополчения 2.0» показала, что с юмором у нации, по большому счету, в порядке.
Острословы потешаются: если трубадуры и накаркают чего такого, то как бы белорусы не сдались ныне с радостью любому высокоразвитому супостату! Вон грекам, принятым в буржуинство ЕС, сотнями миллиардов деньги на спасение от дефолта отваливают, а нам — кукиш.
Впрочем, даже грубая пропаганда на часть простой публики срабатывает. Все просто: «враг на пороге» — и уже вроде как нет двух девальваций, диких ценников и пр. «Абы вайны не было», как любят говорить белорусские бабульки.
Александр КЛАСКОВСКИЙ