Поляки готовятся. Но не к наступлению на Беларусь…
Прежде всего автор этих строк спешит доложить из Варшавы, что синеокая Родина может спать спокойно. Никакой мобилизации на отвоевание «кресов всходних», вопреки заявлениям белорусской пропаганды, в Польше не наблюдается. Через СМИ и наглядную агитацию поляков мобилизуют на предстоящие в воскресенье выборы в Сейм.
Официальный Минск как неуловимый Джо
На большой пресс-конференции для российских журналистов 7 октября Александр Лукашенко вновь представил поляков злыми реваншистами: «Они спят и видят, что граница возле Минска проходит. Они никак не могут согласиться, что граница там, за Гродно».
Именно этими претензиями, а не претензиями по части демократии белорусская пропаганда пытается объяснить жесткую позицию ЕС и Варшавы («запевалами являются поляки») в отношении режима.
По словам Лукашенко, в Польше даже продаются карты, на которых восточные рубежи этой страны пролегают именно возле белорусской столицы.
Совсем недавно он тоже утверждал, что поляки, которым неймется, хотели бы оттяпать половину нашей территории.
Ваш покорный слуга, однако, не нашел в польских магазинах реваншистских карт, посягающих на Синеокую. Не видно и движущихся к Бугу танковых колонн НАТО. Более того, белорусская тема практически отсутствует в польской предвыборной дискуссии. Они там нашу гордую страну в упор не видят!
Ну разве что Ярослав Качиньски, лидер правоконсервативной партии «Право и справедливость» («ПиС»), привычно бросит камень в огород правящей коалиции за слишком мягкую политику по отношению к «последней диктатуре Европы».
На недавнем же варшавском саммите «Восточного партнерства» (который и вызвал резкую риторику официального Минска) представители Евросоюза, по свидетельству польских обозревателей, склоняли не столько Беларусь, сколько Украину. Конкретнее говоря, прессинговали Януковича за политический процесс над Юлией Тимошенко.
Ну а что касается гордой Беларуси, вообще снявшей свою официальную делегацию с мероприятия в Варшаве, то этот демарш по принципу «назло маме уши отморожу» наших западных соседей, мягко говоря, не особо взволновал.
Это в изображении белорусской пропаганды, стремящейся набить режиму геополитическую цену, идет некая ожесточенная идеологическая война между синеокой республикой и Польшей как форпостом коварных западников, точащих зубы на наши завоевания. Для поляков же официальный Минск с его навязчивой демонстрацией «ненаклоняемости» подобен неуловимому Джо из старого анекдота.
«Гражданская платформа» рулит
Наших западных соседей в плане внешнеполитическом волнуют прежде всего экономические проблемы Евросоюза: угроза дефолта в Греции, шатание евро. Потому что это бьет по экономическому самочувствию самих поляков.
Если и разыгрывается на этих выборах отдельными деятелями какая-то внешнеполитическая карта, то скорее антигерманская, чем антибелорусская. Поляки оживленно обсуждают выпад против Ангелы Меркель, которым отметился на днях лидер «ПиС» Ярослав Качиньски.
Его партия, как известно, эксплуатирует националистическую риторику, лозунг сильной («ненаклоняемой», выражаясь на сленге белорусского руководства) Польши. И вообще играет на чувствах тех, кто, по определению моих коллег из «Газеты Выборчей», не смог воспользоваться плодами трансформации последнего двадцатилетия. Откровения Качиньского, утверждающего, что Меркель хочет исподволь подчинить поляков, по мнению обозревателей, лишь подтолкнули вниз рейтинг «ПиС».
Теперь эта партия, согласно свежему социологическому замеру, проведенному для «Газеты выборчей», заметно отстает от «Гражданской платформы» премьера Дональда Туска — 18% против 31%.
Если не произойдет чего-то чрезвычайного, «Гражданская платформа» (она сейчас в плане идеологии дрейфует справа в сторону центра, стремится стать респектабельной силой, которая импонирует большинству) займет на выборах в Сейм первое место и создаст коалиционное правительство. Так что у Туска неплохие шансы еще на четыре года премьерства.
Нам бы их кризис
Явка на грядущих выборах в Сейм прогнозируется на уровне 40-45% — не чета по-советски высоким показателям «последней диктатуры Европы».
Томаш Хорбовски, координатор Фонда имени Стефана Батория, сообщил, что их организация реализует программу «Ты имеешь голос, ты имеешь выбор». По его словам, «программа призвана решать две задачи: во-первых, чтобы люди проголосовали, во-вторых, чтобы они сделали осознанный выбор».
Если говорить коротко, то эта пиар-кампания, которая реализуется через СМИ, органы самоуправления, НГО, не имеет ничего общего с тем «добровольно-принудительным» стимулированием механической (акцентированной сугубо на вбрасывании бюллетеней в урну) избирательной активности, который практикуется «вертикалью» в синеокой республике.
«В нынешнем году в избирательном законодательстве много изменений, — сообщила Ольга Скаржиньска из Фонда Батория. — В частности, они позволяют голосовать дистанционно людям с ограниченными возможностями, а также находящимися за границей».
Войтех Бородич-Смолиньски, аналитик Центра международных отношений (Варшава), отмечает: «Эта избирательная кампания отличается от предыдущих тем, что разворачивается во время экономического кризиса».
Здесь просится ремарка: нам бы их кризис! Динамичная экономика Польши в принципе достойно прошла через рифы последних лет, не впала в рецессию. И хотя курс злотого по отношению к доллару в последние месяцы тоже несколько снизился, а цены ползут вверх (так, дороже стал проезд в общественном транспорте), — это не идет ни в какое сравнение с обвалом «белорусской модели».
Впрочем, перед польским правительством тоже стоит проблема непопулярных реформ. Именно поэтому правящая «Гражданская платформа» во главе с Туском не распространяется насчет своей экономической программы на предстоящее четырехлетие, отмечает Войтех Бородич-Смолиньски. «Ведь то, что они будут делать, наверняка не понравится людям», — объясняет политолог.
Чем Туск отличается от Лукашенко
Кто не в курсе: у наших соседей совсем другое распределение ролей на властном олимпе и премьер — не техническая фигура, а фактически политик № 1.
Туск, к слову, большой любитель футбола. Сам гоняет мяч, под его патронажем в стране построено более тысячи футбольных полей. Вообще футбольная тема приобрела в Польше сильное политическое звучание. Ведь страна готовится принять чемпионат Европы. Подготовка к Евро-2012, кроме всего прочего, дает приток инвестиций, рабочие места.
Параллели с Беларусью напрашиваются сами собой. Надо только заменить футбол на хоккей.
Впрочем, тут же параллели и заканчиваются. Польские выборы и белорусские — это небо и земля. Если в Синеокой механизм ротации государственного руководства фактически заблокирован, то в Польше он работает как часы.
Во-первых, у наших соседей четко считают голоса. Те политики и эксперты, с которыми здесь пришлось общаться, дружно говорят: да, возможны мелкие нечаянные ошибки, но фальсификации исключены. В цифры избиркома, нравятся они или вызывают у проигравшего скрежет зубовный, здесь верят все.
Во-вторых, в Польше люди не просто ходят к урнам, а делают выбор из достаточно богатого меню. Иначе говоря, существует реальная конкурентная политика.
В-третьих, здесь исключена концентрация власти в одних руках. И хотя сейчас победа «Гражданской платформы» Туска на выборах в Сейм 9 октября наиболее вероятна, но во всех смыслах возможны варианты. В любом случае победившая партия не будет иметь монополии. Чтобы создать правительство, придется идти на коалицию, а значит — на политические компромиссы. Это и есть реальная политика с ее системой сдержек и противовесов.
В частности, Войтех Бородич-Смолиньски не исключает создания довольно экзотической коалиции «Гражданской платформы», крестьянской партии Вальдемара Павляка и набирающего популярность движения Януша Паликота.
Так или иначе, грядущая четырехлетка станет для Туска последней в этом амплуа. Он уже заявил, что две каденции на посту премьера — более чем достаточно.
Польский лидер не цепляется за власть и потому может позволить себе роскошь непопулярных реформ. Чтобы потом, после него, страна жила лучше.
…Ну а тема войны с восточными соседями в Польше все-таки присутствует. Ее города пестрят афишами нового фильма Ежи Хофмана «1920. Варшавская битва». Он повествует о «чуде над Вислой» — разгроме красной конницы Тухачевского в предместьях польской столицы. Это — как штрих к непростому вопросу, кто у кого и что хотел оттяпать…
Фото автора
Варшава.
Александр КЛАСКОВСКИЙ