Беларусь может по дешевке получить почти два десятка истребителей

Источник материала:  
01.10.2011 16:10 — Новости Политики

Беларусь вскоре может получить 18 российских истребителей Су-30К, которые в 1990-х годах были поставлены Индии. Об этом сообщила московская газета «Коммерсант», имеющая компетентных информаторов во властных структурах России.

Беларусь может по дешевке получить почти два десятка истребителей

Эти 18 самолетов были поставлены Индии в 1997-1999 годах. Машины упрощенной конфигурации, произведенные научно-производственной корпорацией «Иркут» (бывший Иркутский авиастроительный завод), Москва предложила Дели как временный вариант в рамках известной сделки 1996 года на продажу тяжелых многоцелевых истребителей Су-30МКИ.

Су-30К, в свою очередь, были фактически подремонтированными и несколько доработанными (оснащенными системами заправки топливом в воздухе) строевыми Су-27УБ ВВС России. Вопреки сведениям некоторых источников, Су-30К (в отличие от Су-30МКИ) не являются многофункциональными боевыми самолетами, так как не могут применять управляемые ракеты класса «воздух — поверхность».

Взамен этих «временных» машин Индии в 2007-2009 годах были поставлены 18 полноценных истребителей Су-30МКИ, а 18 машин Су-30К (индийские номера SB001-SB018) подлежали возврату российскому производителю. Однако долгое время каких-либо достоверных данных о местонахождении этих самолетов не было. На российскую территорию Су-30К так и не вернулись, хотя их импорт из Индии и был указан в 2007 году в российском отчете в Регистр обычных вооружений ООН.

И лишь 18 июля нынешнего года президент корпорации «Иркут» Алексей Федоров заявил журналистам, что 18 Су-30К все эти годы находились на хранении в Индии. Однако юридически, подчеркнул Федоров, эти истребители были и остаются собственностью «Иркута». К тому же ФГУП «Рособоронэкспорт» уже «почти нашло» покупателя, так что их продажа может быть осуществлена без завоза на территорию России, что позволит «Иркуту» избежать уплаты таможенных платежей.

А вскоре со ссылкой на источники в российской авиационной промышленности в интернете появилась информация: самолеты Су-30К проходят предпродажную подготовку в ОАО «558-й авиационный ремонтный завод» в белорусских Барановичах. Сообщалось также, что, поскольку машины планируются к новой продаже по невысокой цене, интерес к их приобретению проявили несколько стран Африки и Латинской Америки. В числе потенциальных покупателей назывались Судан, Эфиопия, Венесуэла и Аргентина.

Упомянутая выше публикация в «Коммерсанте» добавила ряд интересных подробностей. Из нее следовало, что в Барановичи из Индии самолетами транспортной авиации уже переброшено 10 Су-30К в разобранном состоянии. Оставшиеся 8 машин будут доставлены на 558-й завод в течение ноября. Там они пройдут не только ремонт, но и модернизацию до варианта Су-30КН, имеющего более высокие боевые свойства.

И наконец, самое главное: велика вероятность того, что после обновления и доработки бывшие индийские Су-30К будут переданы Вооруженным силам Республики Беларусь, высокопоставленные представители которой неоднократно заявляли о заинтересованности в приобретении боевых самолетов такого типа. В первый раз об этом заявил сам Александр Лукашенко еще в 2005 году.

В мае текущего года на эту же тему высказался и председатель Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергей Гурулев, заявив, что планы приобретения самолетов типа МиГ-35 или Су-30 по-прежнему актуальны. Следует добавить, что о необходимости усилить авиацию и ПВО на границах со странами НАТО неоднократно говорили и российские военные.

Но раньше все упиралось в дороговизну вооружений. Один Су-30 стоит сегодня минимум 35-40 млн. долларов, что неподъемно для белорусского военного бюджета. И вот, вероятно, появился реальный вариант, который может усилить воздушную мощь Беларуси.

По данным «Коммерсанта», остаточная стоимость каждого из Су-30К, на которых вдоволь налетались индийцы, составляет около 10 млн. долларов, а их ремонт и последующая модернизация до уровня Су-30КН обойдутся еще в 5 млн. долларов за единицу. Итого получается 15 млн. долларов.

Причем, как полагает ряд российских аналитиков, с учетом финансово-экономических трудностей Беларуси оснащение ее ВВС и войск ПВО самолетами Су-30КН, скорее всего, будет проведено на некоммерческой основе (варианты: безвозмездно, по взаимозачету, по ценам российского гособоронзаказа или ниже остаточной стоимости).

В данном контексте, замечают некоторые российские эксперты, продажа Су-30КН в Судан в финансовом плане «выглядит гораздо интереснее». Тем более что при отправке их в Беларусь «Рособоронэкспорт» лишается своих посреднических процентов.

Такого рода рассуждения могут быть с раздражением восприняты в Минске. Ведь, как уже говорилось выше, самолеты Су-30К были получены путем переоборудования бывших в эксплуатации Су-27УБ. Затем самолеты чрезвычайно интенсивно эксплуатировались в Индии. Попросту говоря, технику добили до ручки. Показательно, что у Минобороны России отсутствует всякое желание использовать индийские Су-30К. А ремонт и модернизация весьма затратны.

Так что возможная передача этих истребителей ближайшему союзнику вряд ли выглядела бы аттракционом невиданной щедрости. Между тем, неся какие-никакие затраты на перевооружение Беларуси, Россия прежде всего инвестирует в собственную безопасность на западном стратегическом направлении.

Справка

Су-30КН создан в рамках программы модернизации Су-30. От предшественников новый самолет отличается прежде всего комплексом бортового оборудования, которое превращает истребитель для завоевания превосходства в воздухе в многофункциональную машину, способную поражать наземные и надводные цели высокоточным оружием.

Такой вариант модернизации оптимален, поскольку не требует дорогостоящей переделки бортового оборудования, в частности интеграции в него нового локатора. Наиболее существенной переделкой является создание совершенно нового информационно-управляющего поля.

Программа испытаний Су-30КН подтвердила заявленные разработчиками характеристики. Военные летчики особо отмечают, что самолет благодаря новой вычислительной машине и программному обеспечению может быть интегрирован с любым управляемым оружием класса «воздух — земля» и «воздух — поверхность», состоящим на вооружении ВВС и авиации ВМФ.

Таким образом, Су-30КН воплощает самый дешевый на сегодняшний день вариант модернизации истребителей семейства Су-27.



Александр АЛЕСИН

←Владимира Некляева вызывают в уголовно-исполнительную инспекцию

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика