Роль Натальи Петкевич в освобождении оппозиционных политиков
В сентябре вернулась в высшие эшелоны власти бывшая заместитель главы президентской администрации Наталья Петкевич. Она назначена помощником президента. Ее личности посвящены десятки страниц американской дипломатической переписки, ставшей достоянием гласности в результате деятельности сайта WikiLeaks. Значительная часть их посвящена обсуждению Минском и Вашингтоном возможностей для освобождения заключенных белорусских политиков.
Судя по обнародованным фрагментам этой переписки, отношение сотрудников посольства США к известной белорусской государственнице с течением времени менялось.
Вот справочная информация о Наталье Петкевич из депеши посольства США в Минске, датированной июнем 2006 года:
«Петкевич была назначена замглавы президентской администрации в ноябре 2004 г. Президентская администрация объявила, что перед ней поставлена конкретная задача: следить за работой по улучшению законодательной базы страны, координировать деятельность президентских правовых ведомств и судебной системы и поддерживать контакт с законодательной системой. Юрист по образованию, Петкевич отвечала за разработку и принятие новых законов, а также за подготовку многих президентских указов. С тех пор, как Петкевич вступила в должность, Лукашенко подписал ряд указов, непосредственно направленных на сокращение финансирования продемократических сил и гражданского общества, а также направленных на закрытие политических партий, неправительственных организаций и независимых газет...
Вдобавок, по указанию Петкевич, правительство Беларуси приняло несколько новых законов, направленных непосредственно против демократической оппозиции, включая (но не ограничиваясь ими) новые ограничительные законы о партиях и неправительственных организациях.., «закон об экстремизме», направленный на политическую деятельность оппозиции.., поправки к уголовному кодексу, запрещающие многие виды политической деятельности и объявляющие преступлением «дискредитацию» Беларуси или ее правительства.., а также несколько законов, направленных на сокращение потока ресурсов оппозиции. Эти законы использовались для заключения в тюрьму ряда продемократических активистов... и обвинения продемократических сил в терроризме».
Однако уже в следующем году в депеше, посвященной встрече Натальи Петкевич с помощником государственного секретаря США Дэвидом Крамером, она названа «менее одиозным членом ближайшего окружения Лукашенко, чем некоторые другие». «Петкевич умеет хорошо говорить, уверена в себе и напориста, и полностью осознает свои ограничения и полномочия», — докладывали американские дипломаты. На встрече с господином Крамером чиновница якобы «отметила свои собственные усилия по предотвращению закрытия видной неправительственной организации «Белорусский Хельсинкский комитет».
Попытка наладить отношения с США
Большинство депеш о Наталье Петкевич приходится на 2007 год. Именно тогда в Минске произошла ее встреча с помощником госсекретаря США Дэвидом Крамером. По итогам пребывания в белорусской столице американский дипломат сообщил журналистам, что его встреча с министром иностранных дел Сергеем Мартыновым была оговорена заранее, а вот встреча с госпожой Петкевич состоялась по инициативе белорусской стороны. «Я не могу объяснить, по каким мотивам госпожа Петкевич просила об этой встрече. Но думаю, что для нее это была возможность напрямую получить информацию о позиции США», — говорил тогда Крамер.
Что касается его собственного мотива для встреч с белорусскими чиновниками, то, согласно депеше посольства США в Минске от 30 апреля 2007 года, он «заключался в том, чтобы дать Лукашенко последнюю возможность стать на путь реформ — прежде чем США станут на путь более жестких санкций».
«После неутешительной встречи с министром иностранных дел Мартыновым, получив несомненное одобрение со стороны руководства оппозиционной коалиции, Крамер согласился на краткую встречу в ресторане 25 апреля, — сказано в документе. — Крамер подчеркнул для Петкевич, что, дабы избежать более жестких санкций, режим Лукашенко должен немедленно осуществить политические реформы, в том числе — освободить всех политических заключенных. Не давая никаких обещаний, Петкевич рассмотрела возможности поиска решения вопроса о политических заключенных и иные предварительные условия для углубления связей с правительством США. Крамер подчеркнул, что время уходит, и правительство США пересмотрит введение дальнейших санкций только когда увидит конкретные действия… Хотя мы сомневаемся, что диктатор согласится освободить видного оппозиционного лидера Александра Козулина и других политических заключенных, чтобы избежать дальнейших санкций США, Петкевич, казалось, желала и была способна как минимум обсудить наши условия с Лукашенко».
Согласно депеше, условий было три: освобождение политзаключенных и снятие обвинений с других активистов; разрешение оппозиции провести демонстрацию 26 апреля без эксцессов; разрешение оппозиции провести региональные конференции и демократический конгресс.
Что касается освобождения политических заключенных, «Петкевич, которая является председателем комиссии по помилованию, изложила обычную процедуру прошения о помиловании: заключенный должен подать заявление о помиловании в письменной форме с признанием вины. Когда Крамер отметил, что заключенные в тюрьму активисты оппозиции, скорее всего, не признают вину по ложным обвинениям, Петкевич согласилась, что комиссия по помилованию могла бы рассмотреть заявления без признания вины, хотя «с такими заявлениями будет сложнее». Петкевич добавила, что любые заявления о помиловании будут рассмотрены быстро, и высказала мнение, что положительное решение возможно для большинства «надлежащих заявлений».
По поводу оппозиционной демонстрации госпожа Петкевич сказала, что использование режимом силы стало бы признаком слабости. Чиновница также не видела серьезной проблемы в том, чтобы позволить оппозиции провести демократический конгресс — отметив, правда, что этот вопрос также касается местных властей. Она «призвала к компромиссам с обеих сторон и признанию положительных шагов правительства Беларуси».
Следует отметить, что в ходе оппозиционной демонстрации в Минске 26 апреля произошла стычка между милицией и ее участниками. Однако все задержанные в ходе стычки были отпущены из УВД Центрального района в тот же день. II Конгресс демократических сил Беларуси начал работу в Минске 26 мая.
Узнав о результатах встречи госпожи Петкевич с господином Крамером, члены семей политзаключенных выразили осторожный оптимизм. Правда, согласно одному из источников посольства, большинство политзаключенных не хотели ставить свои подписи под прошениями о помиловании. В связи с этим звучала идея, что прошения от имени своих клиентов могут подписать адвокаты.
Как известно, кандидат в президенты на выборах 2006 года Александр Козулинвышел на свободу 16 августа 2008 года, менее чем через четыре месяца после встречи Петкевич с представителем администрации США.
Кстати, некоторые аналитики связывают нынешнее возвращение Натальи Петкевич в высшие эшелоны власти с новой потребностью официального Минска в переговорщице такого уровня: Запад снова настаивает на освобождении политзаключенных.
Нарушая запреты
В связи с несоблюдением в Беларуси международных стандартов проведения выборов был введен запрет на въезд в Соединенные Штаты и Евросоюз ряду белорусских чиновников, в том числе Наталье Петкевич. «Согласно источникам в нескольких посольствах ЕС в Минске, в первую неделю визового запрета он предотвратил поездки в страны ЕС» нескольких лиц, писали американские дипломаты в 2006 году. В частности, «Наталье Петкевич, замглавы президентской администрации, было отказано в чешской визе».
Однако уже в 2008-м они докладывали, что Беларусь приветствовала бы исключение сыновей Александра Лукашенко, «не связанных напрямую с репрессиями», а также Натальи Петкевич из списка невъездных в США белорусских граждан. «Большинство остальных должны оставаться в списке, учитывая их соучастие в возмутительной пропаганде, манипуляциях с выборами и/или предполагаемых нарушениях прав человека», — отмечали сотрудники американского посольства.
В депеше, помеченной грифом «секретно» временным поверенным в делах США в Минске Джонатаном Муром и отправленной правительству США посольством этой страны в Вильнюсе 24 марта 2009 года, глава президентской администрации Владимир Макей извиняется перед временным поверенным за то, что его заместитель Наталья Петкевич, а также советник по внешней политике в администрации президента Валентин Рыбаков не смогли встретиться с помощником госсекретаря Дэниелом Фридом в Вашингтоне 11 марта. Между тем по правительственным каналам информации о визите госпожи Петкевич в Соединенные Штаты в столицу США в марте 2009 года ничего не сообщалось. Но, как известно, тайные визиты высокопоставленных чиновников за рубеж — не новость для дипломатии. Ранее WikiLeaks сообщал о возможности секретного визита в Вашингтон самого господина Макея.
Есть ли во власти разные фракции?
Главу президентской администрации Владимира Макея автор дипломатического донесения называет «доступным собеседником». Временный поверенный замечает, что, по сравнению с предыдущей их встречей, господин Макей по-новому заговорил о своих коллегах из президентской администрации — Наталье Петкевич и Валентине Рыбакове.
«Ранее Макей предлагал временному поверенному поддерживать с Рыбаковым тесные контакты. Однако, узнав, что информация, предоставленная временным поверенным Рыбакову, не была ему передана, Макей настаивал, чтобы временный поверенный взял прямую контактную информацию его офиса и чаще бывал на связи. Кроме того, ощущалось отсутствие у Макея энтузиазма по поводу новой поездки Петкевич в США», — пишет американский дипломат.
«Возможность существования различных фракций в администрации президента интересна», — отмечал автор донесения. Тем не менее, посольство было склонно полагать весьма маловероятным, «чтобы белорусский авторитарный лидер поощрял две активные школы мысли в одном учреждении, и намного более вероятным, что различия лежат скорее в эго и амбициях, чем стратегиях [его сотрудников]».
Наталья Петкевич в «Цитатах недели»
Нередко сотрудники посольства США завершали свои донесения рубрикой «Цитата недели». В ней они докладывали об интересных, на их взгляд, заявлениях публичных лиц Беларуси.
Наталья Петкевич попадала в рубрику «Цитаты недели» как минимум четыре раза.
2007. Наталья Петкевич высказывается по поводу Конвенции ООН о насильственных исчезновениях. «Для Беларуси эта Конвенция не актуальна, она для нас играет такое же значение, как охрана озонового слоя или защита голодающих. У нас такой проблемы нет», — заявляет она в штаб-квартире ООН.
В интервью «Народной воле» комментирует слухи о том, что ей, возможно, придется сменить Геннадия Невыгласа на посту главы президентской администрации: «Если уж совсем честно говорить, то я туда не хочу. Это откровенно. Эта должность не для меня. Я думаю, что Геннадий Алексеевич пока молодой, и у него еще много сил, пусть работает...»
2009. На выставке «СМИ в Беларуси»: «Наличие широкого ассортимента продуктов или товаров на полках в магазинах — вторично. Первостепенное значение имеет то, что мы можем видеть солнце, радоваться ему, ходить спокойно по улицам, растить детей. Нельзя привыкать к миру, нужно ценить каждое мгновение жизни, каждый шаг, сделанный властью во имя народа».
2010. На семинаре идеологических работников Минской области госпожа Петкевич высказывает мнение, что политическая и экономическая культура белорусов возросла, в результате чего их отношение к жизни и окружающему миру стало более критическим. В связи с этим, подчеркивает она, идеологические методы должны меняться, не быть запретительными. Нужно действовать «тоньше, мудрее, хитрее… Необходим неформальный подход. Время лозунгов прошло. Нужно идти от жизни, следовать потребностям людей. Если им нужна информация, нужно дать, иначе ее получат из других источников… Пусть лучше первоисточником будут идеологические службы, чем о них сообщат оппозиционные сайты».
Антон ТАРАС