Войска ОДКБ не угрожают белорусской оппозиции?
Использование на территории Беларуси сил Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) маловероятно. Такое мнение высказал БелаПАН военный эксперт Александр Алесин, комментируя заявления Александра Лукашенко, сделанные 30 августа на встрече с генсекретарем ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске.
Лукашенко, напомним, заявил, что страны ОДКБ обсуждают вопросы применения Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) для предотвращения государственных переворотов. Речь идет "о применении сил, не только связанных с вмешательством извне и агрессией, но и о вмешательстве других государств изнутри стран ОДКБ", уточнил глава государства. "Это значительная поддержка стран, которые будут входить в ОДКБ. Фронтом, войной никто на нас сегодня не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки чешутся у многих. Конечно, мы должны защищать целостность и независимость стран ОДКБ", — подчеркнул Лукашенко.
По мнению Алесина, говоря о применении КСОР, Лукашенко не имел в виду непосредственно Беларусь. "Я считаю, что речь о Беларуси не идет, хотя почему-то многие предположили, что подразумевалась именно наша страна, — сказал Алесин. — Все забывают, что у нас существует очень тесный союзнический договор с Россией, в рамках которого достаточно объявить о существовании извне угрозы внутренней стабильности Беларуси, чтобы здесь оказались союзнические войска".
Эксперт также напомнил о существовании нормативных актов, разрешающих присутствие в Беларуси контингентов российских вооруженных сил. "ОДКБ в этом плане очень далеко до договора о союзе Беларуси и России. В случае заявления Минска о том, что некие внутренние и внешние силы инспирируют угрозу национальной независимости и территориальной целостности страны, союзная Москва вряд ли откажется спасти Беларусь", — считает Алесин.
По его мнению, в данном случае Лукашенко скорее "подыграл Медведеву, который очень обеспокоен стабильностью пророссийских режимов в Центральной Азии". "В перспективе американские войска уйдут, скорее всего, из Афганистана. Можно предположить, что после этого исламские радикалы обратят свое внимание на Центральную Азию, и тогда под угрозой оказываются Таджикистан, Кыргызстан и даже Казахстан. И в этом плане стабильность этих режимов в связи с нарастанием исламского радикализма становится под угрозой", — отметил аналитик.
Он также напомнил, что Москва давно добивается от Минска участия белорусских военных контингентов в операциях для поддержания стабильности в странах Центральной Азии. "Основные конфликты внутри ОДКБ и были по поводу того, что Россия настаивала на участии наших контингентов на территории стран Центральной Азии, а Лукашенко, ссылаясь на белорусскую Конституцию, отказывался принимать подобные документы", — сказал Алесин.
"Сейчас, очевидно, будет принята некая формула участия белорусских силовиков — возможно, под эгидой не Минобороны, а МВД или КГБ в качестве антитеррористических сил. Возможно даже создание неких миротворческих сил под эгидой ООН или по соглашению с НАТО, которые будут участвовать в операциях в Средней Азии", — предположил эксперт.
В свою очередь российская "Независимая газета", комментируя вчерашнюю встречу Лукашенко с Бордюжей, указывает на наличие внутри ОДКБ противоречий по поводу формата КСОР. Издание напоминает, что в прошлом году лидер Узбекистана Ислам Каримов отказался подписывать документы, которые узаконивают развертывание КСОР на территории государств ОДКБ.
В то же время, считают российские эксперты, руководство России и Беларуси обеспокоено революциями в арабских странах. "Вот и пытаются запустить маховик, который поможет справиться с отражением внутренних угроз. Под это и готовится новая законодательная база ОДКБ", — цитирует "Независимая газета" доктора исторических наук полковника Владимира Попова.
Справка БелаПАН. В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Решение о создании КСОР было принято в феврале 2009 года. В их состав входят воинские подразделения стран — участниц ОДКБ, а также представители МЧС и спецназа МВД РФ. Изначально КСОР планировалось использовать для "отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Татьяна КОРОВЕНКОВА