С Лукашенко не хотят разговаривать, пока он не выпустит политзаключенных
То, что давным-давно предлагала белорусская оппозиция, наконец-то представил в виде собственной инициативы белорусский президент. Выступая 29 августа с докладом на совещании педагогического актива страны, он заявил, что будущее Беларуси нужно решать не на площадях и баррикадах, а путем диалога, нормального человеческого разговора.
«Я как глава государства предлагаю всем здравомыслящим и любящим свою страну людям, к какому бы политическому лагерю они не принадлежали, садиться за стол (круглый, квадратный), посмотреть друг другу в глаза и реально оценить, кто чего стоит и что могут сделать для эффективного улучшения ситуации в стране, а не топать и кричать на площадях, - предложил Александр Лукашенко. - Хотите сражаться и бороться - пожалуйста: боритесь в открытой дискуссии, доказывайте свою правоту, отстаивайте свою точку зрения. Но не через погромы и не с оружием в руках. Подобные действия будут пресекаться незамедлительно, как это было недавно в оплотах демократии».
Александр Лукашенко сообщил, что он предложил Европейскому союзу, «хотел бы предложить и России, другим европейским и международным структурам направить своих представителей для участия в этом круглом столе. Пусть они заодно посмотрят, кто у нас чего стоит, какие идеи выдвигает и какие цели перед собой ставит. Мы абсолютно открыты и готовы дать им такую возможность». При этом президент в очередной раз подчеркнул, что путь через санкции и давление на Беларусь бесперспективен. «Давайте разговаривать, давайте вести диалог, и мы обязательно придем к какому-то пониманию», -- заявил Александр Лукашенко.
Демократическая общественность Беларуси отреагировала на это предложение довольно бурно. Правда реакция практически всех политических оппонентов действующей власти оказалась сходной. Оппозиция не исключает возможность переговоров, но с одним необходимым условием – все политические заключенные в стране должны быть освобождены. О возможности переговоров после освобождения политических оппонентов режима уже заявили Владимир Некляев, Станислав Богданкевич, Виктор Ивашкевич, Павел Маринич и другие политические и общественные деятели Беларуси.
О возможности переговоров без освобождения политзаключенных не заявил ни кто.
Мнения, сходные с позицией белорусских демсил, были озвучены и в Евросоюзе. В частности, как заявила немецкий депутат Марилуизе Бек:
«Если «президент» Лукашенко приглашает за стол переговоров, это можно только приветствовать. Но они должны пройти при участии лидеров оппозиции, большая часть которых находится, как известно, за решеткой», — говорится в заявлении Бек.
Как сообщает БелаПАН, по мнению немецкого депутата, ухудшение экономической ситуации разрушает «потемкинские деревни, построенные белорусским президентом». Бек считает, что он «вынужденно идет на уступки из-за твердой позиции Евросоюза, МВФ и откровенно ограниченной готовности России снова вкачивать в Беларусь неограниченное количество средств для политической стабилизации Лукашенко».
Вместе с тем, как пояснил ЕвроБеларуси ситуацию политолог и методолог Владимир Мацкевич, особо суетиться по поводу сделанного заявления белорусского президента не стоит, так как это не официальное предложение переговоров, а намек на него. Да и приглашенные ЕС и Россия в ходе переговоров могут выполнять лишь роль посредников, так как внутренние проблемы Беларуси могут решать лишь внутриполитические субъекты. При этом единственной стороной переговоров с властями по поводу урегулирования положения дел в стране может быть только белорусское гражданское общество и политическая оппозиция. Но лишь при условии освобождения политических заключенных.
«Невозможно вести нормальные переговоры, когда у одной из переговаривающихся сторон крапленые карты. Конечно же, за столом переговоров от имени единой оппозиции и гражданского общества должны сидеть и Андрей Санников, и Николай Статкевич, и Алесь Беляцкий. Но только – как свободные граждане страны», -- подчеркнул Владимир Мацкевич.