ОДКБ переключается на защиту от «внутренних врагов»?
Прошедший 12 августа в Астане неформальный саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) какими-то громкими достижениями не ознаменовался. Тем не менее, мероприятие заслуживает внимания, поскольку на нем была предпринята очередная попытка найти для этой организации смысл существования.
Эти поиски продолжаются уже почти два десятка лет, со времени возникновения ОДКБ (тогда ДКБ) в мае 1992 года. Однако превращение постсоветского альянса в эффективно действующую военно-политическую структуру оставалось недостижимой целью. Главным образом — из-за того, что интересы партнеров в этой деликатной сфере существенно различаются, а также, не в последнюю очередь, по причине взаимного недоверия.
На сей раз акцент был перенесен с внешних угроз на внутренние, причем катализатором послужили волнения, происходящие в последние месяцы на Ближнем Востоке.
Собственно, то, что в свете арабских революций лидеры стран ОДКБ попытаются теснее сомкнуть ряды, было очевидно и раньше. 25 июля Александр Лукашенко на встрече с генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей в Минске заявил: «Скрывать тут нечего, весь мусульманский мир бурлит, и не исключена ситуация, что могут возникнуть осложнения и в наших мусульманских странах, прежде всего Таджикистане, в Узбекистане проблем хватает, Кыргызстане, ну и Казахстан начинают подогревать со всех сторон».
В Астане же после трехчасового заседания за закрытыми дверями Лукашенко подтвердил, что большая часть времени была посвящена обсуждению вопроса, как использовать ОДКБ, чтобы избежать случившегося в Тунисе, Египте и Ливии. При этом одним из главных направлений деятельности были названы совместные усилия по выработке противодействия угрозам в информационном и киберпространстве, заявлено о возможности привлечения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях стран-членов организации. Принято решение ускорить формирование этих сил, к концу 2011 года они должны насчитывать уже 19 тысяч военнослужащих.
По сообщениям российских медиа, на необходимости скорее «закончить процесс комплектования и вооружения коллективных сил ОДКБ» настаивал как раз белорусский лидер, ранее проявлявший особую осторожность в вопросе о КСОР.
Безусловно, официальному Минску сегодня трудно. С одной стороны, давит Запад, с которым приходится считаться; вряд ли было случайным помилование на прошлой неделе группы осужденных участников событий 19 декабря.
С другой стороны — поддавливает и Россия, намеревающаяся воспользоваться ситуацией, чтобы для начала завладеть «фамильным серебром» белорусской экономики. Наконец, в свете достаточно резкого снижения уровня жизни действительно нельзя исключать возможность массовых демонстраций протеста.
Но вот использование против них КСОР представляется крайне маловероятным. Во всяком случае, как центральноазиатские союзники, так и Ереван едва ли согласятся направлять своих военнослужащих для защиты белорусского режима, тем более, что их собственная безопасность на самом деле не является обеспеченной. К тому же отношения внутри самой структуры по-прежнему оставляют желать лучшего. Так, согласно конфиденциальной информации, во время встречи в узком кругу президент Армении Серж Саргсян упрекнул белорусского коллегу за отказ выступить против инициативы Азербайджана перенести урегулирование карабахской проблемы на уровень Совета безопасности ООН.
Узбекистан же вообще давно ведет себя совершенно независимо и в работе организации практически не участвует. Вот и последняя встреча проходила без узбекского президента Ислама Каримова. Дело дошло до того, что тот же Бордюжа был вынужден публично опровергать информацию о возможности исключения Ташкента из организации.
Таким образом, хотя в данном случае у партнеров по блоку явно просматривается более высокая общность интересов, никакой уверенности в достижении желаемого результата по-прежнему нет.
Впрочем, по большому счету, решения в рамках ОДКБ не имеют принципиального значения для судеб того или иного постсоветского государства. Если значительное большинство населения какой-либо страны окончательно придет к выводу, что существующий режим уже не обеспечивает его потребности, любые меры предосторожности, предпринимаемые «альянсом автократов», будут абсолютно бесполезными.
Андрей ФЕДОРОВ