В Беларусь пытаются заманить деньги арабских шейхов
Официальный визит Александра Лукашенко в Государство Катар прошел по схеме, традиционной для его поездок в регион Персидского залива. Двусторонние переговоры, подписание документов, посещение ряда объектов (в данном случае — культуры и образования)… Поэтому и первые результаты визита, состоявшегося 15—16 августа, достаточно стандартны. Но вот планы озвучены грандиозные! В частности, богатых инвесторов из стран Персидского залива пытаются привлечь проектом «Катарского острова в Европе».
Это уже второе посещение Катара белорусским президентом. Предыдущее состоялось более десяти лет назад, в феврале 2001 года. Тогда сообщалось о «выработке шагов по дальнейшему развитию сотрудничества в торговой, инвестиционной, банковско-финансовой, научной и промышленной сферах».
Однако определенная интенсификация двусторонних отношений началась только в апреле 2009 года, после посещения Беларуси эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифом аль-Тани. За ним последовали делегации катарских деловых кругов, визиты наследного принца и начальника Генерального штаба вооруженных сил Государства Катар, причем оба также были приняты на высшем уровне.
После визита эмира глава белорусского внешнеполитического ведомства Сергей Мартынов в обширном интервью национальному телевидению определил в качестве наиболее перспективных такие идеи, как создание транспортно-логистических центров для обеспечения транзита грузов между Дальним Востоком и Европой, инвестирование в энергетическую инфраструктуру Беларуси, использование белорусского научно-технологического потенциала.
Кроме того, согласно официальной информации, гостями был проявлен интерес к поставкам в Катар продукции МТЗ, БелАЗа, МАЗа, «Белшины», «Керамина», предприятий концерна «Беллесбумпром». Стороны также высказали намерение развивать сотрудничество в сферах инвестиций, высоких технологий, телекоммуникаций, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и ряде других отраслей.
Но на сегодняшний день говорить о каких-то серьезных сдвигах на этих направлениях затруднительно. Что касается торговли, то она, по сути, вообще отсутствует. Так, в прошлом году Беларусь экспортировала в Катар лишь некие приборы на сумму в 47 тысяч долларов США. Импорт тоже не впечатляет: полимеры этилена на 395 тысяч долларов. Примерно такая же ситуация сохраняется и в 2011 году.
Трудно ожидать, что положение исправят подписанные в Дохе документы, — такие как меморандум о взаимопонимании, взаимном сотрудничестве и обмене новостными материалами или соглашение о сотрудничестве в правовой сфере.
С учетом того обстоятельства, что Катар является одним из мировых лидеров по запасам и продаже природного газа, а также крупным экспортером нефти и нефтепродуктов, можно не сомневаться, что без разговоров на энергетическую тему не обошлось. Вот только на какие-то осязаемые результаты рассчитывать здесь, судя по всему, не приходится. Практически все попытки белорусского руководства каким-то образом ослабить одностороннюю зависимость от России как поставщика энергоресурсов не привели к успеху (уход «Белоруснефти» из Ирана — свежий тому пример).
Москва тщательно отслеживает попытки Минска дифференцировать поставки углеводородов и пресекает их с помощью кнута либо пряника. Наверняка это было случайным совпадением, но, тем не менее, символично, что как раз на фоне визита Лукашенко в Катар российский премьер Владимир Путинпообещал своему коллеге Михаилу Мясниковичу снизить для Беларуси в следующем году стоимость газа.
В целом же, если подытоживать визит Лукашенко в Катар, возникает ощущение дежавю. Ведь и ранее имели место многочисленные контакты официального Минска со странами Персидского залива с выдвижением масштабных инициатив. И в том регионе тоже Беларусь постоянно рекламируется как площадка в центре Европы. Партнерам предлагается не только осуществлять всевозможные проекты непосредственно на месте, но и использовать эту территорию в качестве плацдарма для продвижения своих интересов в странах бывшего Советского Союза, Восточной и Центральной Европы.
Похоже, однако, что подобные предложения потенциальным инвесторам малоинтересны. Более или менее серьезные идеи прорабатываются лишь в сфере строительства гостиниц. В частности, на днях был подписан указ, согласовывающий условия строительства на проспекте Победителей в Минске многофункционального гостинично-спортивного комплекса стоимостью 100 миллионов долларов за счет инвестиционного фонда Вооруженных сил Катара. Инвестору и заказчику предоставлен существенные льготы и преференции.
Во время нынешнего визита Лукашенко в Доху обсуждалась возможность реализации крупного инвестиционного проекта «Катарский остров в Европе». Речь идет о создании в Беларуси зоны, где будут сосредоточены катарские банки, деловые и культурные центры стран Персидского залива, жилье и объекты социальной инфраструктуры. «По замыслу авторов проекта, все это будет способствовать продвижению интересов Катара в Европе и привлечению инвестиций стран Залива в Беларусь», — сообщало белорусское государственное агентство БЕЛТА.
Все это, разумеется, неплохо, если действительно будет реализовано. Но как бы эти планы не остались лишь на бумаге, как и намеченные по итогам официального визита в Катар в 2001 году. Да и в глобальном плане даже успех таких проектов серьезных проблем белорусской экономики не решает.
Андрей ФЕДОРОВ