Молчаливым акциям пора брать тайм-аут
Прошедшую в минувшую среду на Комаровском рынке в Минске молчаливую акцию протеста никто не заметил. Правда, обитатели социальных сетей все равно объяснили, что так и было задумано. Мол, главной целью акции на Комаровке было погонять милиционеров по солнцепеку.
Однако, как ни крути, главными действующими лицами любой акции являются ее участники. А их заметно не было. В результате доселе не реагировавшее на задержания сотен белорусов государственное информагентство БЕЛТА вдруг разместило в качестве самой популярной новости заметку: «Акция «сетевых революционеров» в Минске закончилась полным провалом». И поспорить с этим утверждением было сложно.
Какое развитие, исходя из явного количественного спада участников, ждет молчаливые акции в дальнейшем? Поделиться свои мнением по этому поводу «Ежедневник» попросил старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований Дениса Мельянцова:
-- Если сперва предполагалось проводить акции каждую неделю и они будут идти по нарастающей, то сейчас практика показывает, что организаторы в этом просчитались. Но с другой стороны, они оказываются заложниками акций. Если прекратить сборы каждую среду, то получится, что «Революция через социальную сеть» провалилась. С другой стороны, если продолжать их проводить каждую среду, то станут приходить 2-3 человека и это превратиться в фарс. Но здесь есть несколько выходов. Во-первых, стоит подумать, как поменять формат акции, чтобы она стала более креативной, интересной и, возможно, сориентирована на новые слои общества. Во-вторых, можно попробовать координировать свою деятельность с системной оппозицией или той ее частью, которая предлагает провести «Народный сход», чтобы две группы организаторов взаимно дополняли друг друга.
Но сейчас, я думаю, все-таки лучшим вариантом было бы для организаторов сделать небольшой перерыв, тайм-аут, хотя бы на время «мертвого сезона» с конца июля по конец августа. Чтобы осенью, когда студенты вернутся в города и начнется политическая активность, возобновить акции.
-- Акция на «Комаровке» была очередным экспериментом по форме проведения акции. Ранее акции проводились в районе Октябрьской площади, возле торговых центров, станций метро. Насколько эти эксперименты оказались продуманы и подготовлены?
-- Эти акции не были продуманы совершенно. Ставка делалась на народный креатив. То есть, самое главное было собрать людей, предварительно проинструктировав, что делаем, а что – нет. Но креатива организаторов на акциях практически не было. Например, хлопание в ладоши, которое родилось на первых акциях, оно ведь изначально не задумывалось, а появилось само по себе. Собравшиеся люди сами решили, что надо что-то делать и решили аплодировать. Поэтому сложно говорить, что в ходе акций применялись разные формы.
-- То есть, если бы не было жесткого разгона со стороны милиции, то и не было бы повторения акций?
-- И с разгонами и без них, я думаю, что выдохлась бы акция. Но здесь, как раз, не стоит винить организаторов. Просто сам по себе период такой. Лето, мертвый сезон, люди больше задумываются об отдыхе, а не о политической борьбе. И это не совсем то время, когда стоит проводить масштабные акции. Но, пожалуй, главным недочетом организаторов является то, что людям не показывают конечную цель этих мероприятий. Их не знакомят с планом, что будет дальше, как будут развиваться события. Возможно, такого плана и нет. Но нет и лозунгов. Нет того, ради чего люди выходят на площади. Им не показывают цели. И общие слова о необходимости менять систему здесь не подходят. Цели должны быть четкие и понятные.
-- А продемонстрировала ли новые подходы власть в деле реагирования на акции?
-- Я бы не сказал. Можно сказать, что все, что предпринимали власти сейчас, они предпринимали и раньше. Были и турникеты, и силовые захваты, и люди в штатском, и контракции. Важно отметить лишь то, что в Беларуси власти готовятся к акциям протеста на порядок более тщательнее, чем организаторы акций.
-- И все-таки, на ваш взгляд, молчаливые акции протеста в Беларуси приостановятся или будут продолжены?
-- Все зависит от того, какие цели преследуют их организаторы. Если основная цель – пиар какой-то группы людей, то, естественно, этот пиар должен подкрепляться акциями и появлениями в прессе. Если цель – собрать массовую акцию протеста, то здесь, я думаю, стоит подождать до осени. Там могут начаться новые шоковые явления в виде повышения цен на продукты или коммуналку.
Сейчас же происходит процесс адаптации людей к кризисным явлениям и протестная активность идет на спад.