Строительному локомотиву не хватает скорости

Источник материала:  

Строительному локомотиву не хватает скорости

Строительному локомотиву не хватает скоростиВ Министерстве архитектуры и строительства не планируют пересматривать годовое задание по жилью. Отрасль должна сдать 7,5 миллиона квадратных метров. Однако за шесть месяцев введено в эксплуатацию чуть больше 2,5 миллиона. Это 36% от плана. Александр Горваль, начальник управления жилищного строительства Минстройархитектуры, признает, что «нужны героические усилия, чтобы дотянуть до годового задания». Строители считают, что достаточно разумной политики министерства.


Исходя из бесед с основными участниками рынка можно выделить две главные проблемы, с которыми сегодня столкнулась строительная отрасль: дефицит сырья и неплатежи. Сергей Коренько, председатель общего собрания участников СООО «Арэса–Сервис»: «С мая нет арматуры, металла, силиката, бетона, цемента. Отпускают по разнарядке. Причем в первую очередь отдают государственным застройщикам. Раньше дефицит цемента мы закрывали поставками из Украины, России и даже Польши. После кризиса на валютном рынке этих вариантов у нас нет. Поэтому темпы значительно сократились». Набираю номер генерального директора ОАО «МАПИД» Ивана Янчарского. Оказывается, и они буквально «вырывают» каждый вагон: «Цементные заводы просто не отгружают. Мое мнение — проблемы из–за безалаберного отношения министерства к ситуации. Должно быть четкое понимание: или мы строим, или не строим. Пока делаем все возможное, чтобы темпы не снижать. Но на стройках работаем из последних сил. Это непорядок». Как удалось выяснить на одном из цементных заводов, отгрузка идет в основном на экспорт, в Россию. Потому что доведенные министерством цены для внутреннего рынка делают работу заводов нерентабельной. А экспортная цена дает прибыль. Причем в валюте. В результате в отрасли — колоссальный дефицит, угрожающий остановкой строек. Не слишком ли высока цена такой валюты, задают вопрос строители...


Кроме того, участились неплатежи. Задолженность заказчиков только перед ОАО «МАПИД» 90 миллиардов рублей. Владимир Тарасик, исполнительный директор Союза строителей, говорит, что ситуация повсеместная: «Взять любую организацию — им должны десятки, сотни миллионов. Это значит, что они не могут закупать стройматериалы, платить зарплату. Рабочие начинают срываться с мест и вновь уезжать в Россию». Причины финансовых проблем, по словам строителей, в том, что при значительном подорожании материалов цена квадратного метра и индекса цен в строительстве сдерживается административно. «Вот смотрите, — детализирует Иван Янчарский, — только стоимость цемента выросла на 40%, топлива — на 50%. Металл подорожал в 2,5 — 3 раза, даже линолеум в 2 раза. А стоимость метра — держи. Как? Президент в свое время предлагал создать механизм компенсации подрядчикам. Почему же в министерстве ничего не предпринимают? Пока мы держимся благодаря итогам первого квартала. Но в июле уже пошли убытки. Чего ждем?»


Раньше индекс цен в строительстве утверждался комиссией. Она детально изучала экономику, цены на стройматериалы, монтажные работы и так далее. Сегодня показатель установлен административно, он ниже инфляции и, как заявляют подрядчики, абсолютно игнорирует реальные затраты.

Автор публикации: Ирина ЮЗВАК

Фото: Виталий ГИЛЬ

←Придется прокалывать в ремешке новую дырочку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика