Резолюция по Беларуси «расколола» ОДКБ
Представители большинства стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) проголосовали против принятия резолюции по Беларуси на ежегодной сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПА ОБСЕ) в Белграде 9 июля.
«ОДКБ проголосовала против этой резолюции», — заявил БелаПАН заместитель председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Виктор Гуминский, отметив, что «делегация Кыргызстана воздержалась от голосования».
По его словам, против резолюции выступили следующие члены ОДКБ: Армения, Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан. Еще один участник ОДКБ, Узбекистан, не принимал участие в работе ПА ОБСЕ, сообщили БелаПАН в Министерстве иностранных дел этой страны.
Всего, по словам Гуминского, «19 человек — членов Парламентской ассамблеи проголосовали против» принятия резолюции по Беларуси, «2 — воздержались».
Проект резолюции, направленный на «возобновление диалога» с Минском, был предложен для обсуждения руководителем рабочей группы ПА ОБСЕ по Беларуси Утой Цапф. Беларусь призывают освободить политических заключенных, задержанных в связи с демонстрациями в декабре 2010 года; разрешить политзаключенным консультироваться с юристами, встречаться с семьями, получать медицинскую помощь; выполнять рекомендации доклада ОБСЕ «Московский механизм»; развивать законодательство в сфере СМИ в соответствии с международными обязательствами страны.
«Резолюция — не приглашение к диалогу и не протянутая рука», — заявила член комиссии Палаты представителей по международным делам и связям с СНГ Валентина Леоненко, выступая на белградской сессии ПА ОБСЕ. Она назвала документ «поверхностным, пристрастным и субъективным», отметив, что его текст «выдержан в духе диктата и недоверия».
Кыргызстан держит зуб на Беларусь
Эксперты считают, что Кыргызстан занял сдержанную позицию по резолюции в связи с тем, что наша страна приютила беглого кыргызского президента Курманбека Бакиева.
«Ни с чем другим я это не связываю, ведь больше у нас, вроде бы, никаких разногласий не было, но зато это разногласие было очень серьезным», — сказал аналитик-международник Андрей Федоров в интервью Naviny.by.
Он напомнил, что Кыргызстан намерен добиваться возвращения Курманбека Бакиева на родину. «Естественно, они не столь дружественно настроены по отношению к Беларуси. В более принципиальных моментах, особенно когда Москва поддавливает, они делают вид, что все более или менее в порядке, но зуб на Беларусь они явно держат», — сказал Андрей Федоров.
Что касается Узбекистана, то эта страна хоть и входит в ОДКБ формально, но, по мнению аналитика, «реально никакого участия в ее деятельности не принимает».
«Президент Беларуси предоставил убежище беглому бывшему президенту Курманбеку Бакиеву. Отсюда следует, что отношения между Бишкеком и Минском нельзя назвать идеальными. И отражением этого, я думаю, стала позиция Бишкека на голосовании по резолюции «Беларусь», — сказал Naviny.by политический обозреватель Роман Яковлевский.
«Фактически, это означает, что Кыргызстан не поддержал намерения официального Минска, желавшего, чтобы члены ОДКБ дружной гурьбой воспротивились принятию этой резолюции», — сказал Роман Яковлевский.
Он отметил, что силовым структурам Кыргызстана дано прямое распоряжение «вытащить» Курманбека Бакиева.
По мнению эксперта, неспособность ОДКБ прийти к единой позиции по Беларуси из-за Кыргызстана свидетельствует о сложившейся в этой организации обстановке. «Это аморфная организация», — считает Роман Яковлевский.
Говоря об Узбекистане, обозреватель подчеркнул, что даже если бы делегация этой страны участвовала в работе ПА ОБСЕ, она не обязательно проголосовала бы против резолюции по Беларуси. «Хочу обратить внимание, что в последнее время происходит, скажем так, реанимация, нормализация отношений Ташкента с Западом вообще», — отметил Роман Яковлевский.
В качестве примера эксперт привел недавнее заявление американского посла в Ташкенте Джорджа Крола, сказавшего, что США и Узбекистан вступают в «новый этап отношений». Роман Яковлевский считает, что в связи с этим Узбекистан может занять более сдержанную позицию в плане поддержки режима Александра Лукашенко.
Как сообщало РИА «Новости» из Бишкека 16 июня, парламент Кыргызстана потребовал от Генеральной прокуратуры, Госкомитета национальной безопасности и МВД принять меры для задержания бывшего президента Курманбека Бакиева и его приближенных.
Курманбек Бакиев, свергнутый с поста президента в результате народных волнений, 19 апреля 2010 года прибыл в Беларусь с неофициальной женой и двумя детьми по приглашению Александра Лукашенко.
По неофициальной информации, он до сих пор находится в нашей стране.
У себя на родине Бакиев обвиняется в должностных преступлениях и соучастии в массовых убийствах. Новые власти Кыргызстана дважды обращались в Генпрокуратуру Беларуси с просьбой о выдаче бывшего президента и дважды получали отказ. В Минске заявили, что не находят правовых оснований для удовлетворения просьбы о выдаче.
В белорусской столице Курманбек Бакиев провел несколько пресс-конференций, во время которых заявил о своей невиновности, поблагодарил Александра Лукашенко за помощь и подчеркнул, что пока не намерен возвращаться в Кыргызстан.
Бишкек не поддержал Минск и по «Московскому механизму»
ОБСЕ обладает несколькими механизмами для наблюдения за выполнением её членами обязательств в области прав человека и демократии (так называемое «человеческое измерение»). «Московский механизм» позволяет участникам организации инициировать специальные миссии независимых экспертов для помощи в разрешении определенных проблем на территории стран ОБСЕ.
К настоящему времени этот механизм был использован 7 раз, например, в связи с военной операцией НАТО в бывшей Югославии. А в апреле этого года 14 членов ОБСЕ поддержали его применение для расследования ситуации в Беларуси после минувших президентских выборов.
9 июля на белградской сессии страны ОДКБ выступили с заявлением в отношении «Московского механизма».
«Мы с обеспокоенностью восприняли запуск в отношении Республики Беларусь так называемого «Московского механизма» ОБСЕ, — говорится в заявлении. — Считаем, что задействование в отношении Беларуси чрезвычайного механизма реагирования является примером политики «двойных стандартов» в рамках ОБСЕ».
В отличие от большинства участников ОДКБ, Кыргызстан (и Узбекистан) не подписался под заявлением.
Антон ТАРАС