Полгода после выборов: люди «включили мозги»
19 июня исполнилось полгода со дня проведения последних президентских выборов, победу на которых, по официальным данным, одержал Александр Лукашенко, и разгона массовой демонстрации протеста в Минске.
Изменения, произошедшие в стране за шесть месяцев, по просьбе БелаПАН прокомментировали политики, в том или ином качестве участвовавшие в президентской гонке.
Им было задано три вопроса: 1. Что изменилось в стране за последние полгода? 2. Сумела ли оппозиция оправиться от нанесенного ей удара? 3. Что будет происходить в ближайшие полгода?
По мнению экс-спикера Верховного Совета 12-го созыва, председателя Белорусской социал-демократической Громады Станислава Шушкевича (работал в команде кандидата в президенты Андрея Санникова), ситуация в стране изменилась «не очень сильно». «Сначала было потрясение, потом умиротворение. Не ожидая ничего хорошего, граждане начали процесс выживания (дачи, огороды), по-белорусски приспосабливаясь к изменению экономической обстановки», — отметил Шушкевич.
Он считает важным, что выборы выявили, кто есть кто в оппозиции. «Были люди, которые сделали из оппозиции доходное место; были те, у кого, кроме заботы о себе и саморекламе, ничего не было, готовые предать всё и вся и в любое время. В то же время выявилось очень много порядочных людей, среди которых, что радует, много молодежи. Жаль, что из-за мерзости режима части пришлось уехать. Я встречался со многими из них, в том числе в Париже и Брюсселе. Они живут Беларусью и обязательно вернутся», — заявил Станислав Шушкевич.
По его словам, в ближайшие полгода станет понятно, предаст Россия Беларусь или не предаст. «Если из-за электоральных игр Путину и Медведеву будет выгодно предать права человека, интересы демократии, если «Единая Россия» превратится в КПСС, будет сложно противостоять этому навалу. Если Россия усовестится и будет услышан голос российской интеллигенции — шанс на изменения есть», — считает политик.
О ситуации в Беларуси свидетельствует экономический кризис, который все больше напоминает катастрофу, заявил экс-кандидат в президенты, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Виталий Рымашевский (приговорен к двум годам лишения свободы условно по обвинению в организации и подготовке действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активном участии в них). «В политике главный вопрос — освобождение политзаключенных, — заявил он. — Существенный момент — очень многие не поддерживают власть, связывая с ней нынешний кризис. По сравнению с 19 декабря недовольных стало гораздо больше. Если бы выборы прошли сегодня, избиратели еще активнее голосовали бы за демократических кандидатов, а кандидат от власти набрал бы не более 20%».
По словам Рымашевского, БХД достойно выдержала удар после президентских выборов. «Исход не был массовым, ушли единицы. Появилось много новых людей. Надеюсь, что и другие выдержали. Ведем переговоры о сотрудничестве. Шансы на объединение усилий высокие», — считает политик.
«В ближайшие полгода будем добиваться от властей уступок во всех важнейших сферах жизни, включая освобождение политзаключенных, свободу СМИ, общественных организаций и собраний», — заявил Рымашевский. По его мнению, экономический кризис дал серьезный шанс на изменение ситуации в стране.
«Ситуация в стране за эти полгода ухудшилась — и политически, и экономически, и социально, — заявил БелаПАН экс-кандидат в президенты, экономист Ярослав Романчук. — События, которые происходят сегодня, могли начаться еще в 2010 году, не будь кредита МВФ. Кредит доверия населения, Москвы и Запада к белорусской власти близок к критическому значению. Страна вступила в серьезную полосу испытаний, и Лукашенко в чем-то придется идти на попятную. Вопрос — когда и в каком направлении».
По словам Романчука, после жесточайшего удара оппозиция проводит аудит «того, что осталось, кто есть кто». «Ожидать формирования коалиции не приходится. Но все едины в одном: политзаключенные должны быть освобождены. Правда, есть деление на сторонников жесткой и мягкой линии: одни отметают возможность контактов с властями до освобождения политзаключенных, другие считают необходимым вовлечь власти в диалог, предполагая, что это решит проблему освобождения людей», — сказал Романчук.
Он убежден, что ситуация в экономике будет только ухудшаться. «Оснований для оптимизма нет. Возможна временная стабилизация, если власти решатся на продажу активов», — считает экс-кандидат в президенты.
По его мнению, в ближайшие полгода политзаключенные будут освобождены. «У Лукашенко еще никогда не было такой зависимости от Москвы, как сегодня, и нужно что-то делать для потепления отношений с Западом», — заявил Романчук.
«В стране изменилось всё», — считает супруга Андрея Санникова, журналистка российской «Новой газеты» Ирина Халип, которая 16 мая была приговорена к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года.
«Страна стала совсем другой. С одной стороны, она мне нравится, потому что госпропаганда перестала достигать своих целей. После 19 декабря люди включили мозги и начали анализировать, что с ними происходит. С другой стороны, я ощущаю вакуум: очень многие либо уехали, либо сидят в тюрьме, в том числе мой муж, по которому я страшно тоскую», — сказал Халип.
По ее мнению, обсуждать ситуацию в оппозиции нужно только после выхода на свободу лидеров оппозиции. Халип выразила надежду, что в ближайшие полгода политзаключенные будут освобождены. «Я жду изменений, которые приблизят ту Беларусь, в которой нам хотелось бы жить», — заявила супруга Андрея Санникова, приговоренного 14 мая к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима по обвинению в организации массовых беспорядков.
Экс-кандидат в президенты, поэт Владимир Некляев отметил изменения в настроениях людей. «Я сейчас нахожусь в Бычках, на родине Василя Быкова, которому сегодня исполнилось бы 87 лет, и вижу в людях гораздо больше уверенности в том, что ситуация изменится, хотя власть сделала все, чтобы ввергнуть народ в неверие. Если в прошлые годы на таких встречах преобладал пессимизм, чувство безысходности, то сейчас, после 19 декабря 2010 года, люди ждут перемен», — сказал Некляев.
По его мнению, власть считает, что нанесла оппозиции нокаутирующий удар. «Те, кто был на площади, пришли не драться со спецназом. Избиение мирных демонстрантов не означает победы спецназа и режима с его бравыми генералами, которых Лукашенко награждал, словно они победили под Аустерлицем или Бородино. Идет возрождение оппозиции на качественно новом уровне. Сегодня в Бычках был Милинкевич. Мы впервые поговорили с ним не только по-политически, но и по-человечески, и это тоже результат 19 декабря», — заявил Некляев.
Он считает, что осенью следует ждать социального взрыва. «Белорусы, имея в чулках 1-2 тыс. долларов, полагают, что являются очень богатыми людьми. Но очень скоро выяснится, что, кроме чулков, и то с дырками, у них ничего не осталось, и тогда начнутся первые серьезные социальные протесты, к которым нам нужно быть готовыми», — сказал Владимир Некляев.