Мы - единый народ!
Мы - единый народ!
О государственной социальной политике в новых условиях
Социологи говорят, что счастливое общество состоит из счастливых людей. Поэтому проводимая модернизация экономики — это не самоцель, а лишь инструмент для превращения Беларуси в государство для народа, в котором благо человека выступает мерилом эффективности социально–экономического развития.
Годы независимости коренным образом изменили сознание людей, разбудили их созидательную энергию, стремление самим улучшать свою жизнь, больше работать и зарабатывать. Мы ощутили себя самостоятельной страной, единым, сильным народом, играющим свою роль в истории.
Задача сегодняшнего и завтрашнего дня — поднять стандарты жизни людей на качественно новый уровень, опираясь на их собственные силы и возможности.
Одним из приоритетов социальной политики белорусского государства является улучшение демографической ситуации в стране. Именно с решением этой проблемы мы связываем перспективы развития нашего государства.
Начиная с 2004 года у нас растет рождаемость. За пять лет появилось на свет более полумиллиона детей. Однако, несмотря на все позитивные перемены, коренным образом переломить ситуацию пока не удалось. Последствия демографического спада 90–х годов прошлого века будут сказываться еще длительное время. И мы должны сделать все возможное для их преодоления.
Сегодня у нас в стране молодые люди хотят — и это подтверждается социологическими исследованиями — иметь двоих и более детей. Задача государства — создать условия, когда при рождении второго ребенка уровень дохода семьи не будет снижаться.
В общем, я не буду сейчас все это рассказывать, мы опубликуем. Не один раз уже говорил, мы опытным путем это все прошли. Правительству надо положить на стол Программу поддержки материнства и детства. Один ребенок — это ваш ребенок. Два — посмотрим на семью, может, кого–то и надо поддержать, но это тоже ваши дети. Вот третий — это мой ребенок.
Я встречаюсь с женским коллективом на каком–то заводе — одни молодые женщины. И они начали говорить о детях. Я говорю: «Давайте договоримся: третий ребенок — это мой и чуть–чуть ваш. Четвертый — сто процентов, и пятый, и следующие — это мои. Согласны?» Молчат... Я говорю: «Чего вы молчите?» — «А–а, так рожать же надо». — «Ну вот рожать я за вас, — говорю, — не могу».
По жилью, это главное, мы значительно продвинулись. Хватит уже так, знаете, безобразничать. А то в Минске приняли решение: 15 метров — на брата. Если 14,5 — опять в очередь на жилье. В свое время и 6 вроде бы рады были... И дикие очереди были, и никто не плакал, по 15 лет стояли, а сегодня сами себе проблему создаем. Регулируем этот процесс. Нам столько жилья уже не надо. Я уже признавался, что даже неожиданно для меня в районных центрах и в некоторых областных уже год–два в очереди на жилье — получаешь квартиру. Я не говорю, что от этого надо уходить, но у нас нет дикого прироста населения. Поэтому тенденция как минимум не ухудшится, если мы ее сохраним на этом уровне. Давайте обратим на отдельные категории внимание, на отдельных людей. Мы же прекрасно понимаем, что если у нас не будет положительного прироста населения, не будет этой земли. Нам крайне необходимо увеличить рождаемость, увеличить численность наших людей. Давайте под это сыграем, грубо говоря. Давайте подумаем: может быть, мы сможем при рождении третьего ребенка гарантировать семье нормальные условия жизни и окажем поддержку нормальную для этого ребенка, для родителей. Ну, детский садик — это и нам выгодно. Только нормальный детский садик! Ну, образование у нас неплохое и бесплатное, тут думать нечего. Кормим деток в школе, в детском саду — это доступно, недорого. Но вот эти три года, может, пять лет, чтобы поставить на ноги ребеночка, — это же огромные деньги для простого человека. Где он возьмет ну как минимум 250 долларов ежемесячно, а то 300: и детское питание, и памперсы, и одежда нужна каждый год, и так далее, где он возьмет эти деньги? Надо поддержать. Давайте эту программу поставим во главу угла.
И откорректируем всю жилищную программу. Мы не запрещаем строить жилье. Стройте, ради Бога, идите в банк и берите кредиты на общих условиях. Деньги есть — строй, будем поддерживать, всячески помогать как только можно. Но «на дурняк» деньги больше не дадим. Только тем людям, которым нужна помощь и поддержка! Таких категорий у нас немного. А останутся деньги — будем определенным категориям льготировать проценты по кредитам и так далее. Вот голая правда.
Поэтому детей и семьи, которые имеют много детей, больше трех, мы должны всячески поддержать. Всячески!
И потом, знаете, у нас вообще кривая жизнь. Нам надо жить научиться в этом плане у Запада. Там нет того, чтобы, допустим, в Минске создавались рабочие места, клепали фабрики, заводы, перенаселяли мегаполис. Там создают производства, и стимулирует государство там, где надо, чтобы рассредоточить производительные силы. И тогда «корова идет к сену», говоря нашим языком. А у нас все наоборот: мы сначала построим в голом поле завод, а потом героически начинаем трудности преодолевать — дороги, инфраструктура и жилье — туда. Зачем? Давайте не в Минске, давайте этот завод очень перспективный, где люди хорошо будут зарабатывать, поставим в среднем или малом городе. И будем там строить жилье. Если человек хочет работать, заработать, семью обеспечить, он приедет, получит без очереди квартиру и будет работать. Нам именно так надо действовать, и такая задача сегодня поставлена перед председателем Минского горисполкома. Мы сейчас интенсивным образом сворачиваем строительство в Минске. Как первый шаг — это строительство спутников вокруг Минска: Смолевичи, Логойск и прочие. Там будем строить, но не очень. Это тоже Минск. Надо развивать регионы, иначе оттуда мы можем получить большой отток населения. А это нежелательно. Понимаете, о чем я говорю?
Говоря о семье, нам предстоит и дальше развивать национальное усыновление и семейные формы устройства сирот. Нам надо уйти вот от этих интернатов, унижающих людей. В наше время и в семье не всегда вырастают нормальные дети. Вон вырос в семье... Двое пацанов. Полноценная семья. И вот, пожалуйста, выродок... А что мы хотим в этих детских домах, где уже не та ответственность, как в советский период было? Не та острота, не те чувства? Надо переселять детей, что мы и начали, из этих домов–интернатов, насколько по максимуму это возможно, и расселять их в дома семейного типа. Где семья берет 10 детишек. Есть двое своих или один, и растит этих 10 детей. Я бываю часто в этих домах. Это — настоящая семья: мама, папа. Они, как цыплята, бегают за этими родителями. Они рады, уйдя из того не то коммунистического, не то какого–то там «райского» детского дома. Это надо продолжить. Ну остается два детских, может быть, дома, а не 30 и не 50, как сейчас, из которых, наверное, уже никто не захочет детей забирать. У нас есть и такие дети...
Поэтому в этом направлении мы будем действовать.
Особое внимание будет уделено, и милиция получила такое распоряжение, борьбе с проявлением насилия и жестокости по отношению к детям, обеспечению соблюдения их законных прав в семье, учреждениях образования и обществе в целом. У нас не кричит эта проблема, но я боюсь, чтобы она не закричала, как у соседей.
Следует навести порядок с определением детей в детские дошкольные учреждения. Мы строим опять же много жилья, но надо посмотреть оптимальные детские садики. И чтобы они были рядом. Чтобы мать и отец, работая, могли отдать ребеночка, а сами — поехали на работу. Нам это выгоднее: чтобы родители работали, а дети были обеспечены.
И таким образом мы и семьи поддержим. Потому что растить ребенка, если их двое–трое гавриков бегают, этих малышей, это вообще катастрофа. Поэтому надо переложить вот эту тяжесть, разделить ее надо с родителями. Надо строить нормальные детские дошкольные учреждения.
Этот аспект надо рассматривать как часть комплексного решения демографической проблемы. Поэтому я поручаю губернаторам и мэру Минска взять этот вопрос под свой личный контроль. Надо сделать так, чтобы не было проблем с устройством малышей в детские сады рядом с домом.
Вообще, инвестиции в молодежь — это инвестиции в наше будущее. Но молодежная политика и подходы к ее реализации должны претерпеть коренные изменения.
Если откровенно говорить, мы молодежную политику осуществляем от случая к случаю. Но, с другой стороны, надо спросить за это и ответственных. Мы все время сталкиваемся: вот студенты у нас такие–сякие и прочее. А какой ректор за это ответил? Вы знаете, у нас студенты лучше преподавателей по всем критериям, по которым мы оцениваем наших людей в обществе. Лучше! Нам надо еще разобраться, что там за преподаватели в государственных вузах. Надо посмотреть и на частные вузы. Я уже об этом говорил: вот в этом страшном теракте есть и одна студентка из частного вуза. Не хочу уже его называть сейчас, мы очень пристально сейчас изучаем эти все частные вузы. Слушайте, как в народе говорят, там же клейма ставить негде. Это же аморальный спившийся человек. 21 или 22 года девчонке. Ужас! Кошмар! Я думаю: Господи, неужели в наших частных вузах воспитывают и готовят таких детей? Может быть, там только деньги заплатил — и ладно, тебя проведут и диплом дадут. Немедленно надо разобраться. Немедленно с этим надо разобраться! Более того, опять же вот это страшное событие я контролирую лично не только потому, чтобы посмотреть, чтобы в будущем этого не было. Я пытаюсь через эту призму посмотреть на все наше общество. Когда начали смотреть по детским садам, по школам — кошмар... Сегодня же в Минске, особенно в Минске, в других регионах этого или нет почти, или невозможно, или только–только начинается — наркота... А курево... Нога за ногу с учителями курят. Мы оперативным образом отслеживаем сейчас эти процессы.
Я хочу, чтобы новый министр образования не дремал, чтобы он видел эти процессы, которые происходят... Каленым железом надо это вырубать! Но это сегодня вырубим, а завтра? Нужна другая, целенаправленная программа для того, чтобы этого избежать, ибо мы будем биты постоянно, на каждом шагу, на каждом квадратном метре. Мы получим то, что имеют некоторые наши соседи. Мы не далеки уже от них. Надо прекратить эту волну, ужасную волну. Тем более хороших же примеров море — умных, талантливых, порядочных: и студентов, и молодых, и в ПТУ, и в школах, и так далее. Почему терпим это безобразие? И это же ответственность не только министра, это же ответственность не только всех нас наверху, но прежде всего директоров школ и педагогов.
Я думаю, и общественным организациям надо работать не от случая к случаю. К примеру, БРСМ. Ну возьмите, я уже сколько раз говорил, возьмите на себя те программы, которые вы можете потянуть. Возьмите. И занимайтесь делом. Не тащите туда людей случайных. К моему стыду, если я не ошибаюсь, из тех, кого мы задержали, по–моему, из БРСМ кто–то есть... Так зачем нам такие бээрэсэмовцы? Я же сколько раз вас ориентировал: не тащите ни в «Белую», ни в «красную Русь», ни туда, ни сюда — никого не тащите. Пусть их будет меньше, но это будут сознательные люди, которые хотят быть лидерами, вести за собой, самореализовываться. Давайте их находить, поддерживать и принимать в эти организации.
Можете вы молодежи обеспечить, студентам, допустим, третий трудовой семестр организовать, строительные отряды — займитесь этим. Капитально займитесь. Сформируйте, привлеките. Боритесь за то, чтобы они получили хорошую зарплату. Это будет всегда ваша опора, крепкая опора.
И вообще, нынешний комсомол, будем говорить по–старому, должен вырастать из школы. В школе это должно все закладываться. Не надо мозги компостировать им, ни в коем случае. Но надо сделать так, чтобы те же октябрята, как раньше, и пионеры гордились тем, что им галстук повязали. То же самое и те молодые люди, которые в молодежную нашу организацию вступят. Тогда не надо будет решать какую–то проблему с членством. Они придут уже убежденными людьми. И у вас станет одна задача: убрать недостойных оттуда. Исключить тех, кто не должен там быть, а не тащить их к себе. Зачем? Ради какой численности? Кому вообще это надо? Взносы они практически не платят, то есть финансовой составляющей почти нет. Кому нужна эта численность? Это я пример взял — Республиканский союз молодежи. А про другие вообще не говорю. Потому что там просто есть шыльда, никаких людей, иностранные гранты, если оппозиционность свою показал. Это бизнес.
Я уже говорил о том, если уже зашла речь о деньгах, сколько на эту «пятую колонну» выделили. И мы знаем, что есть заявления о выделении денег. Вы же посмотрите, одна схлынула волна руководителей «пятой колонны»: какая вернулась? Старая гвардия вышла. С бывшим деятелем отсюда и всеми теми, кто был когда–то рядом. Они готовы. Ну слушайте, но вы уже себя показали, ну, может, хватит? Нет, это же деньги. Что бы они ни говорили, в конце заканчивается одним: финансирование, финансирование, финансирование. Это их бизнес. И нам надо эту кормушку закрыть! Никакие политические процессы и даже средства массовой информации не могут финансироваться из–за пределов страны. Не могут! Вот и все. Такая ситуация у нас сегодня. Будет стабильным государство, ситуация будет иная — мы посмотрим по–иному на эти процессы. А сегодня это надо прекратить. Потому никто, дорогие мои, деньги не даст на листовки, я уже говорил. Вам деньги дадут на листовку, где будут призывать: «свергнуть», «поломать», «убить», «застрелить». И больше всего дадут денег вот на такие акции из–за рубежа.
И вообще, говоря об этой акции, я вам должен сказать, знаете, вот все сейчас взвыли: «Ах, у Лукашенко козырь выбили главный — самая была безопасная и чистая страна в мире. Сейчас он этот козырь потерял». Смею вас заверить: наверное, больше, чем я, никто не анализирует эти процессы и вот этот теракт на «Октябрьской» в Минском метро. И хочу сказать всем вам и людям: живите спокойно, как жили. Это — не результат системных ошибок и просчетов. Абсолютно я в этом убежден. Я даже больше, забегая вперед, скажу: я уверен, что наша «пятая колонна» использует больше этот факт в своих интересах и целях. Я пока не вижу даже их причастности к этому, хотя они там и кричат, что их там задавят. Никто никого давить без оснований не будет. Виноват — задавим, не виноват — ходи спокойно. И вы тоже как ходили, так и ходите. У нас только две причины может быть подобных явлений: или нам извне привезут и взорвут, или отморозки и выродки будут у нас. Мы сейчас разбираемся с этими всеми процессами, ничего, как я сказал, не отбрасывая. Но то, что мы сегодня знаем, вина только на нас и на нашем обществе!
Служил в армии. И неправда, что они там научились чему–то в армии. Они не служили там, где взрывают и учат. Это полный бред, о чем сегодня начинают писать. До этого учились в нормальной школе. Да, троечники (мало этих троечников?). Да, уникальные люди с точки зрения химии. Но в школе же учились... И, как показывает следствие сегодня, оказывается, что и тогда классные руководители их не очень хорошо характеризовали...
На заводе работали? Работали. Шарики, ролики, подшипники, арматуру готовили, пилили, домой носили? Носили. Другие компоненты (не перечисляю их) — тоже в наших трудовых коллективах их собирали. Где научились? Главный учебник — интернет. По–моему, там компьютеры у них изъяли личные, да? Разорванные тела из интернета, оторванные головы, размозженные и прочее. Такие люди... И они есть в нашем обществе. И как только появляется питательная среда, которая их толкает к этому (а я уже сказал: мы эту среду породили), — вот вам и проявление.
Поэтому никакой безопасности в стране мы не утратили. В семье не без урода. И этот урод в нашей семье проявился. И слава Богу, что мы его вовремя остановили. Как показывает следствие — завтра было бы хуже. И сегодня правоохранительные органы обнаружили вот это «хуже». Как минимум — три. И было бы еще тяжелее, чем в метро. Но я еще раз подчеркиваю, это же высвечивает все наши недостатки: в школе... Взялись за школу и посмотрели. А мы что, раньше не видели, что там наркотики, курят и пьют в этой школе? Я не говорю, что это везде, поголовно. Мы это видели. Что, мы не видим, чем наши дети занимаются? Ну по крайней мере, мы обязаны это видеть. Но если не можешь воспитывать ребенка, приди и скажи — мы возьмем на себя эту заботу. Государство, в конце концов, возьмет. Так и в трудовых коллективах, так и на улицах. 20 килограммов всякого барахла в сумку сунул, пошел — никто внимания не обратил. Уж слишком самоуспокоились.
Сегодня я уже смотрю, что некоторые пишут, может быть, даже и то, что не надо писать. Зачем фамилии их назвали в средствах массовой информации? Зачем? У него, мы же видим, мать не совсем плохой человек. Ладно отец самоустранился, но мать... Ну почти не виновата, нормальная женщина. Старший ребенок у нее нормальный. Вы думаете, им сейчас легко жить?! Ну закончилось бы следствие, как–то страсти улеглись. Так сейчас еще надо семью охранять, чтобы не разорвали там на куски. Не надо идти на поводу у средств массовой информации и выдавать ту информацию, которая сегодня не должна быть в обществе. Это не потому, что мы скрываем. Сейчас острый момент, и это очень ранит людей. Я был свидетелем, когда молодые люди, узнав, что он из Витебска, плакали. Говорят: «Мы любим свой город» (в Минске живущие сейчас). «Почему, — говорят, — из Витебска? Почему?» Это мы сидим и здесь разглагольствуем, а людям больно это, понимаете? Это ранит людей. И мы порой вот так вот на поводу идем у этих отморозков и безалаберно начинаем рассказывать это все.
Мы должны делать сейчас выводы. Мы должны прежде всего спросить себя. Понимаете, это наша беда. Это мы прежде всего виноваты! Мы из этого должны исходить. И даже где мы не виноваты, мы все равно должны винить только себя. Это первый залог, что этого больше не случится. Если начнем замазывать, если начнем рассуждать, что это тут не мы, не власть и так далее, — то всё, считайте, мы заложили основу для новой беды. Мы должны спрашивать только с себя! С других спросим, это не проблема, это дело времени.
И потом, я еще раз говорю, я долго думал: межрелигиозная почва? В первые часы после этого. Ну не может быть, мы никого не наклоняем, никого не унижаем и так далее. «Там, всё... Вот ваххабиты, мусульмане и так далее...» При чем тут мусульмане? Нам никогда проблем мусульманское население в Беларуси не доставляло, никогда. Это такие же люди, как мы. Поэтому, когда мне доложили, что задержаны несколько подозреваемых из числа кавказцев, я говорю: «Будьте готовы перед ними извиниться, если не они». И нам через двое суток пришлось перед ними извиняться. Но благо люди нормальные, говорят: «Мы все понимаем». Правда, их не в камеру сажали, а только задержали, я говорю: «Побудьте, вам будет лучше». И передал через председателя КГБ, чтобы он пошел и им сказал (и напоили, и накормили): «Пусть побудут двое суток». Поэтому здесь не религиозная основа.
Сказать, что это национальная почва? Скажите, кого мы обидели в Беларуси? Евреев, поляков, русских? Нет. У нас это наши люди. Мы ни к кому плохо не относились. Поэтому здесь тоже не было основы на национальной почве.
Бандитские разборки? Так я вам честно рассказал, что еще 10 лет тому назад те группировки, которые здесь появились в свое время, из советских штанишек выросли, и у них связи были очень тесные с Москвой и так далее, мы их очень быстро привели к порядку. У нас не может быть на криминальной основе вот этих разборок.
На основе какого–то бизнеса? У нас нет диких олигархов. Мы не делили собственность, чтобы сегодня с вилами друг на друга идти.
Я уже перебрал все версии и вижу только две. Это внутренняя наша причина. Это то, что мы создали почву для этого. Вместе с этими нашими отморозками и «пятой колонной». И вторая — внешняя. Вот две, которые могут быть. Хотя это мое мнение, это первоначально. Но мы проверяем все. Мы ничего не исключаем. Малейшая зацепка — начинаем смотреть документы, еще где–то что–то (дактилоскопирован или нет, фамилия, имя, отчество, кто дактилоскопировал, кто где промахнулся?). Все получат по заслугам!
Уважаемые друзья!
Очень большое внимание мы должны уделить поддержке пожилых людей. Беларусь входит в число стран с очень низким возрастом выхода на пенсию. Но ни о каком его повышении либо ограничении прав работающих пенсионеров речь не идет. И всякие спекуляции на эту тему необходимо прекратить. Я уже об этом сказал: у нас небольшая пенсия, и если пенсионер работает — спасибо ему, значит, он нужен на производстве.
На пенсионные цели ежегодно мы направляем около 9 процентов ВВП, что сопоставимо с аналогичными показателями в экономически развитых государствах.
Современное государство должно по–настоящему позаботиться и об инвалидах. Причем создавая не только возможности материального обеспечения, но и безбарьерную среду на улицах городов, в общественных учреждениях.
Всем активным и трудоспособным гражданам необходимо создать благоприятные условия для реализации их инициативы и предприимчивости.
Следует иметь в виду, что в условиях модернизации производства неизбежным является высвобождение какого–то числа работающих. Но ни один, как я сказал, в трудоспособном возрасте человек не должен быть выброшен на улицу. В этом суть социальной политики. Надо создавать новые рабочие места, перемещать людей, если на то пошло, но каждый человек должен иметь не просто право, а должен иметь место для работы.
На стимулирование эффективности производства должна быть направлена и наша система оплаты труда. Я уже об этом говорил, и совсем недавно. Надо как для государственных, так и для частных предприятий снять все административные барьеры и ограничения по оплате высокопроизводительного и эффективного труда. Заработал, рассчитался с бюджетом — остальное распределяй, как считаешь нужным. Почему частник, руководитель частной компании, свободно оперируя средствами, может развиваться, а руководителя государственного предприятия мы зажимаем по всем статьям? Вплоть до того, что из министерских, даже правительственных кабинетов указываем, сколько надо платить. Абсурд! Мы разве видим и знаем, сколько он заработал и как ему надо платить?! Надо немедленно отрегулировать здесь ситуацию!
При этом прошу не забывать, что нами приложены значительные усилия для того, чтобы не создавать условия для существенного разрыва доходов между богатыми и бедными. Это основа социально–политической стабильности общества.
Признаком благополучия любой семьи является наличие у нее собственного благоустроенного жилья. Усилия наши в этом направлении показывают, что эту проблему решить реально так, как она решается в Беларуси. Но о жилищной проблеме я уже сказал, не буду повторяться. Сказал, как будем действовать в Минске. И я понимаю, что эти решения сегодня в Минском горисполкоме приняты.
Важнейшим условием развития человеческого потенциала является обеспечение физического и духовного здоровья нации.
Беларусь уже добилась значительных успехов в повышении уровня национальной системы здравоохранения до мировых стандартов.
У нас остался этот год для того, чтобы закончить программу в здравоохранении.
Опять же через призму этого события. Приехала масса людей из стран, где очень развито здравоохранение (это Израиль, Российская Федерация). Они развели руками и говорят: «Мы зря сюда приехали, нам здесь делать нечего». Для меня это было очень серьезной похвалой. Наши специалисты не просто умеют все делать, они оснащены по самым современным принципам и методам: и методика лечения, и медицинское оборудование. Ведь они же, я же понимал, что они смотрят за нами: а что это за страна? Это же не просто люди приехавшие, они будут докладывать кому надо, как надо. Они разводили руками, они ездили по всем больницам (это же не просто одна больница), ездили по Минску, где у нас здравоохранение, к сожалению, отстает от других регионов. Но мы сейчас прилагаем массу усилий, чтобы минское здравоохранение вывести на тот уровень, на котором оно должно быть. Здесь основные у нас будут затраты в течение этого и будущего года.
А так в течение этого года ту программу, которую мы наметили, надо реализовать. Вот видите, вовремя схватились за эту проблему и не имеем сегодня больших проблем.
Да, я понимаю, надо привязывать врачей к работе, надо делать так, чтобы врачи трудились. И не только административными, но и экономическими методами. И это мы умеем делать. И наше здравоохранение сегодня умеет уже и зарабатывать. К нам едут уже и рожать наши соседи, платят приличные деньги, доверяют, и не только Минску, но и Витебску, насколько знаю, другим областным центрам. Это великое достижение. И это оценка не наша, а наших соседей, тех, кто у нас бывает.
То же самое могу сказать по образованию. Никаких сегодня ломок и реформ. Планшеты вы там вместо букварей вводите традиционных и прочее. Но вы там, пожалуйста, разбирайтесь, оценивайте, где возьмете деньги и как. Если это действительно будет воспринято и обществом, и вами, в депутатском корпусе, — ну что ж, быть посему.
Поэтому давайте. Но не забывать о том, о чем я сказал, о главном — надо давать знания и надо воспитывать нормальных людей. И этому надо посвятить все в школе.
Не буду говорить о высших учебных заведениях. Недавно об этом уже было сказано. Мы должны готовить больше для реального сектора экономики специалистов: инженеров, агрономов и так далее.
Что касается спорта. Дай Бог сегодня освоить то, что создали. Поэтому не проблема нам сегодня тормознуть на каком–то этапе строительство новых физкультурно–оздоровительных баз и объектов. Надо достроить то, что есть, не начиная новое. Освоим это — будем дополнительно точечно целенаправленно строить, но не общим фронтом.
Но еще раз говорю, что деньги надо вкладывать прежде всего туда, где мы получим эффект.
То же самое и от туризма. Вот меня все в Минкультуры убеждали: замки, дворцы возродим, отремонтируем (а деньги бешеные туда надо вкладывать!) — туристы поедут. Не поехали... А вот в простенькую удобную агроусадьбу с удовольствием едут. Москвичи богатые стабильно договариваются и на целое лето (платят немалые деньги) приезжают и отдыхают там целыми семьями. Так давайте вкладывать средства. Это богатство у нас есть, его хватает.
В этом году закончим окружную кольцевую дорогу вокруг Беловежской пущи. Пожалуйста, милости просим. Там уже и деревни те, кто когда–то родился рядом, забирают. Восстанавливают их богатые люди. Нашлись они и в России, и в Израиле — где только не нашлись. Вот недавно приехал ко мне Керимов — хозяин всего калийного рынка России, богатейший человек. Говорю: «Какие есть вопросы?» Он мне в упрек: «Вы мне обещали возле пущи, какой–то дороги, дать место для строительства дома». Я говорю: «Ради Бога. Хоть два, хоть три. Возьми деревню целую, приведи в порядок. У нас есть такие образцы». То есть люди уже знают, что лучше туда, в Беларусь, приехать и там построить.
Поэтому, уважаемые друзья, давайте, вкладывайте средства.
Я обращаюсь не только к вам, но и к тем, кто сейчас меня слышит. Это хорошая прибавка, это хороший бизнес.
Инициатива и предприимчивость должны проявляться в создании и высокохудожественных произведений, реализации ярких, современных творческих проектов, отражающих достижения белорусского государства.
Настало время преодолеть определенную самоизоляцию отечественной культуры. Обогатить ее лучшими, подлинно гуманистическими достижениями мирового художественного процесса. Больше внимания уделять их популяризации как у себя в стране, так и за рубежом.
В этих целях будут постепенно изменяться подходы к бюджетному финансированию культуры, в первую очередь профессионального искусства, для создания атмосферы здоровой творческой конкуренции, распределения государственного ресурса на конкурсной основе и стимулирования создания ярких культурных проектов. Одновременно нужно всемерно возрождать традиции меценатства.
Беларусь создала свою, отвечающую государственным интересам и национальным традициям систему образования, которой мы можем гордиться, но которую надо шлифовать и развивать и устранять из этой системы образования всякие негативные моменты.
Отдельно необходимо остановиться на роли средств массовой информации в реализации государственной политики.
Хватит уже считать, что главная функция СМИ только информационная. Этот подход в корне неверен. Скажу вам откровенно: средства массовой информации для тех, кто нас сегодня учит, как жить со СМИ, стали орудием или оружием осуществления их политики. Возьмите «Евроньюс», который мы все смотрим. Как они себя ведут, когда одна из стран начала бомбить Ливию... Это из ряда вон выходящее событие. Не дай Бог это бы сделала Россия, к примеру, в отношении к другой республике. Допустим, как в Грузии было. На чьей стороне были? Там же «измочалили» эту всю Россию. А Франции все с рук сходит. Почему? Франция — один из учредителей «Евроньюс», платит деньги. Так где же объективность?! И вот эти средства массовой информации — это оружие в руках вот этих бандитов. Я вам скажу больше, я не афиширую это, я разговаривал с Муамаром Каддафи. Я ему задал вопрос: «Слушай, а что у тебя там происходит? От тебя люди бегут, дипломаты». И так далее. А он засмеялся и говорит: «Господин Президент, ну вы мне верите? Ну вы не то телевидение смотрите». Но я, правда, отпарировал: «Так у нас только это телевидение». — «Ну надо смотреть другое». Я говорю: «К сожалению, сирийское у нас и ливийское не идет». Но то, что он мне рассказал... Пусть это тоже субъективный подход, но там совершенно все было не так. И сейчас мы в этом убеждаемся. Сейчас и Барак Обама, и европейцы признали, что политика Евросоюза в отношении Ливии зашла в тупик. Это они уже объявили. Так это же надо было изначально предвидеть. Неужели какой–то народ согласится с тем, что бомбят его страну?! Неужели все не понимают, что это идет война за ресурсы, за эту нефть?! Все прекрасно понимают. Но какую роль играли ведущие средства массовой информации? Они долбили, они летали вслед за истребителями и бомбардировщиками. Там — высокоточное оружие, а здесь — психологическое оружие. Вот и все средства массовой информации. А нам говорят о какой–то объективности... Так у нас еще средства массовой информации, как их называют, государственные, они святые по сравнению с ними.
Но профессионализм, открытость, честность и порядочность, они должны присутствовать. И вот профессионализма порой нам не хватает. Не надо уподобляться иностранным средствам массовой информации, не надо за ними бежать. Надо все делать честно, открыто и по–деловому. Объективно.
И потом, что тут стесняться, мы же средства массовой информации ориентируем не на бомбежки. Мы ориентируем на то, чтобы они формировали, участвовали, вы же четвертой властью себя называете, чтобы они формировали наше государство, принципы его, моральные принципы формировали и отстаивали. Чтобы они воспитывали молодежь в нужном ключе. Вот такие средства массовой информации нам сегодня нужны.
Но это не имеет ничего общего с тем, что мы должны «дудеть в одну дуду». Средства массовой информации должны критически подходить к тем или иным процессам. Они не должны ничего никому прощать. В том числе и так называемые оппозиционные. Но если вы пишете, то аргументируйте. Вы должны понимать, что это кого–то может обидеть, если это несправедливо. Поэтому прежде чем написать, а не дай Бог в электронных СМИ что–то сказать, слово бросить, — надо еще раз подумать. Никаких лишних требований.
К примеру, наша страна не столь богата, чтобы выпускать 400 государственных печатных периодических изданий. Многие наши министерства и ведомства имеют по два–три издания. Ну хоть кто–нибудь в министерстве знает про эти два–три издания, не говоря о людях? Зачем вы деньги тратите зря? Надо провести здесь серьезную ревизию (это касается Администрации Президента)!
О Беларуси и тех вызовах современности, которые существуют в мире
Как я уже сказал, мир становится все более взаимозависимым, противоречивым и неустойчивым. Углубляется соперничество между государствами за энергоресурсы, продовольствие, рынки сбыта и даже за воду (примерно цена, как на нефть... сейчас нефть опередила). А мы этим добром никак не можем воспользоваться. Сегодня питьевой воды в мире не хватает, а у нас избыток — мы не можем торговать, как надо...
На смену международному финансово–экономическому кризису приходят новые по своей сути конфликты, охватывающие огромные регионы.
Характер и динамика международной ситуации, углубление глобализации обусловливают жизненную необходимость безотлагательного перехода к инициативной и творческой, если хотите, предприимчивой внешней политике такого государства, как Беларусь.
Стратегические задачи в международной деятельности нашей страны имеют масштабный и комплексный характер. Это обеспечение суверенитета и независимости, безопасности государства в широком смысле этого слова, создание благоприятных условий для стабильного экономического развития и неуклонного повышения качества жизни белорусских граждан, продвижение национальных интересов на международной арене.
Принципиальная основа нашей внешней политики — многовекторность. Так было. И так будет.
У Беларуси свое место в Европе, которое определяет необходимость сбалансированного взаимодействия с двумя центрами силы. Поэтому взятая нами на вооружение стратегия «равной приближенности» к Востоку и Западу, дающая шанс эффективно использовать выгодное географическое положение, транзитный и индустриальный потенциал нашей страны, останется неизменной.
Россия — ключевой стратегический партнер Беларуси, что обусловлено объективными многогранными связями между нашими народами. Всестороннее сотрудничество с Россией является одной из опор нашего суверенитета и экономического развития. И то, что в последнее время были приняты и в результате визита сюда премьер–министра России решения по вопросам, которые долгое время не решались, — это тоже ключ к развитию наших отношений. Мы должны сохранить и укрепить те достижения и наработки, которых добились как в рамках самого продвинутого интеграционного объединения на постсоветском пространстве — Союзного государства, так и в рамках Таможенного союза. Среди ярчайших примеров успешного белорусско–российского взаимодействия — обеспечение равных прав и создание единой системы социальных гарантий гражданам двух стран.
В то же время двусторонний потенциал далеко не исчерпан в наших отношениях. Важно гибко и конструктивно подходить к решению самых сложных вопросов, которые еще существуют в наших отношениях.
Европейский союз — наш ближайший сосед с другой стороны. Да, сегодня в белорусско–европейских отношениях взят тайм–аут.
Здесь многое сказано. И с нашей стороны очень откровенно сказано. Думаю, что этот тайм–аут тем не менее долго не продлится, мы нуждаемся друг в друге. Те европейцы, которые дорожат добрососедством, прекрасно понимают бесполезность попыток изоляции нашего государства и его отстранения от решения актуальных для всего континента вопросов. Беларусь стабильно обеспечивает и энерготранзит в Европу, и фильтрует потоки нелегалов, блокирует проникновение на сопредельные территории наркотиков, оружия, ядерных материалов. Наша страна обладает уникальной культурой и в то же время восприимчива к универсальным европейским ценностям.
Открыты к сотрудничеству с нами те, кому не нужен «пожар у соседа», опасный для них самих. Посмотрите, к чему привело, к примеру, пренебрежение данным правилом в ряде стран Африки. Думаю, что большинство европейцев все понимает. И в этом, уверен, залог благоприятной перспективы восстановления нормальных отношений с Беларусью.
Нам, в свою очередь, надо активно искать точки соприкосновения с европейскими партнерами и не только интенсивно доводить объективную информацию о Беларуси, но и просто чаще приглашать европейцев к себе. Ведь как показывает повседневная практика, у Запада сохраняется немалый интерес к сотрудничеству с нашей страной. Его надо поддерживать и находить выгодные формы взаимодействия. Ведь что было накануне президентских выборов, и мне советовали: «этих не надо пускать», «этих не надо», «этих ограничить». Я принял иное решение: пусть едут, пусть посмотрят. Пусть это наши враги, наши соперники. Но ведь он же, сидя там, читает какую–то газету, не побывав здесь, думает: действительно, тут какой–то заповедный край, где просто диктаторы на каждом квадратном метре, где каннибализм процветает и так далее и тому подобное. Но когда они приехали сюда (и я эту информацию знаю), то последние наши враги развели руками: «Ба (в узком кругу обсуждают, в ресторанах обедают)!.. Так это же совсем другая страна. Мы же видели гораздо хуже! Да у нас в Европейском союзе сколько таких мест, куда страшно поехать! Нормальная Беларусь». И посмотрите, что, они нас за итоги выборов сегодня клеймят позором? Нет. Эта тема давно сама по себе ушла, тем самым они признали, что президентские выборы соответствуют демократическим нормам, как бы и что бы они там ни писали. Они нас за что бьют (и это их уязвимое место)? За то, что этот «диктатор разогнал людей, штурмовавших Дом Правительства». Так европейцы задают вопрос этим отморозкам: «Так а вы что бы делали, если бы дом правительства разрушали?» Тоже бы разогнали. Но мы же не стреляли, мы не колотили, не били, мы слезоточивый газ не применяли, резиновыми пулями в людей не стреляли...
И я уверен, что и это пройдет со временем. И что останется в активе тех, кто хочет наклонить Беларусь? Ни–че–го! Мы это должны понимать и знать. И мы сегодня должны быть готовы к тому моменту, когда европейцы публично или непублично, фактически признав свою несостоятельность в давлении на Беларусь, придут и скажут: «Мы готовы сотрудничать». И такие уже посылы есть. И это нам надо поддерживать. Да, мы должны их критиковать. Да, если они не правы, мы должны, защищаясь, говорить о том, в чем они не правы. Мы не должны прятать голову в песок. Мы ни в коем случае не должны стать на колени. Но и артачиться нам не надо. Чего нам с ними драться, зачем накалять обстановку? Нам это не надо. Хотят? Давайте хоть завтра будем разговаривать: в Беларуси, в Польше, в Германии, хотите на нейтральной территории в Африке, хоть в Ливии, где угодно.
Мы отдаем себе отчет, что Соединенные Штаты Америки — признанный глобальный лидер. Поэтому мы заинтересованы в нормальных отношениях со Штатами. Эти отношения могут быть в равной степени выгодны и нам, и американцам.
Поэтому здесь тоже есть много точек соприкосновения. Готовы американцы с нами сотрудничать, если их что–то интересует в Беларуси, — мы будем сотрудничать. Если им Беларусь неинтересна — ну, Господь с ними, мы не очень–то зависимы от Америки.
Ключевое значение с точки зрения национальных интересов имеет дальнейшее развитие наших двусторонних связей с республиками СНГ. Это не просто лозунг. Укрепление сотрудничества в разных областях с Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Арменией, Туркменистаном и другими партнерами будет оставаться первостепенной задачей.
Двух векторов — условно говоря, восточного и западного — для эффективной политики недостаточно. Мы должны расширить число «опорных точек» на международной арене за счет наращивания «дальней дуги» союзников и партнеров.
Уже сегодня мы получаем серьезные дивиденды от сотрудничества с такими странами, как Китай, Венесуэла, Индия, Арабские Эмираты, Катар, Вьетнам, Сирия, Иран, Бразилия и другие.
Но на достигнутом останавливаться нельзя. В эпоху жесточайшей конкуренции во всех уголках мира мы не можем позволить себе топтаться на месте, оказаться в положении догоняющего. Жизненно необходимы поиск новых партнеров, использование различных форм взаимодействия на всех континентах.
Результаты нашего сотрудничества с Венесуэлой и Китаем убедительно продемонстрировали несостоятельность суждений скептиков, которые подвергали сомнению экономическую эффективность отношений с этими расположенными вдали от Беларуси государствами. Неоценимый опыт работы с ними следует повсеместно использовать в поиске новых партнеров и возможностей в любом регионе земного шара.
Кстати, недавно мы открыли ряд новых посольств и консульств. Я очень бы хотел, чтоб от этого мы получили соответствующий эффект.
В силу специфики своей экономики Беларусь может устойчиво развиваться только за счет экспорта своей продукции. Поэтому, как и любому разумному продавцу, нам важно иметь как можно больше торговых партнеров. Мы не можем себе позволить зависеть от одного–пяти покупателей, как было раньше.
С учетом этого ключевое значение сохраняет дальнейшая экспортная «интервенция» в развивающиеся страны. Этот приоритет обусловлен необходимостью не только сохранения, но и динамичного наращивания объемов экспорта.
Однако акцент на развивающиеся рынки не воспринимайте как вариант, позволяющий «забыть» о необходимости более активного вхождения на рынки экономически развитых стран, где потребителями предъявляются более жесткие требования к качеству продукции, в том числе и нашей. Ориентация на эти требования будет подталкивать наши предприятия к модернизации производства, повышению конкурентоспособности товаров. Сможем прорваться на эти рынки — будем продавать свою продукцию во всем мире.
Геополитическое положение Беларуси обусловливает необходимость ее вовлечения в интеграционные процессы. Иначе невозможно эффективное решение стоящих перед нами масштабных социально–экономических задач. Этим вызвано участие нашей страны в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России, а в недалеком будущем — в Едином экономическом пространстве. По сути, мы создаем условия для свободного движения услуг, капитала, рабочей силы.
В рамках Таможенного союза уже устранены многие барьеры во взаимной торговле, и вы об этом хорошо знаете.
Все это повышает инвестиционную привлекательность нашей страны. Поскольку иностранным инвесторам открываются широкие перспективы для реализации своих проектов в Беларуси с учетом новых возможностей выхода на рынки России и Казахстана.
Главное сегодня — суметь воспользоваться этими неоспоримыми преимуществами. Работать над привлечением в нашу страну крупного иностранного капитала.
Ключевой задачей на ближнюю перспективу должно стать превращение Беларуси в масштабный транспортно–логистический международный центр в целях максимального использования выгодного географического положения нашей страны. И кое–что мы в этом отношении начали делать. Наращивание объемов транзита через нашу территорию является важнейшей предпосылкой пополнения государственной казны.
Беларусь должна не просто связывать запад с востоком и север с югом многочисленными транспортными нитями, но и быть региональным узлом по безопасному и комплексному обслуживанию потоков транзитных грузов. Причем наиболее привлекательным для наших партнеров по сравнению с другими конкурентами. Достижение этой цели будет служить как экономической выгоде нашего государства, так и укреплению его роли в геополитическом плане.
Но не забывайте: это острая конкурентная тема. Если мы промедлим, затянем, этим шансом воспользуются другие и грузопотоки просто пойдут мимо Беларуси.
Правительство должно создать необходимые предпосылки и предоставить самые выгодные условия инвесторам, заинтересованным во вложении средств в этот сектор.
Не стоит забывать, что мы открываем свои границы для товаров из России и Казахстана. И конкурировать уже придется в реальной рыночной среде, где потребители будут отдавать предпочтение продукции исходя прежде всего из соотношения цена — качество.
Да, за региональной экономической интеграцией будущее. Все к ней идут. И, конечно, Таможенный союз и Единое экономическое пространство могут принести большую выгоду для Беларуси. Но для нас участие в этом интеграционном проекте не должно быть самодостаточным. Если остановимся на этом этапе — станем экономической периферией между Востоком и Западом. Именно поэтому нашей стратегической целью должно стать дальнейшее углубление экономических связей на всем континенте, где только возможно.
О новых подходах в управленческой деятельности
Беларусь располагает мощным управленческим потенциалом, который необходимо эффективно использовать в новых условиях, активизировав инициативу, предприимчивость, творческие подходы к делу.
Следует исходить из того, что административная деятельность должна не только исключать всякую бюрократическую волокиту, но и создавать необходимые условия для быстрого и адекватного принятия важнейших для страны решений.
Во–первых, в 2011 году должны быть приняты все меры по оптимизации системы органов управления и выполняемых ими задач и функций.
Речь идет не о различного рода разовых «встрясках», попытках резкого, коренного переустройства управленческой системы. Подобные попытки представляются малоперспективными и могут принести больше вреда, чем пользы.
Основными целями преобразований в сфере государственного управления должны стать сокращение государственных расходов, совершенствование форм взаимодействия государственных органов с гражданами, повышение качества предоставления государственных услуг, укрепление доверия к органам государственной власти.
Необходимо пересмотреть всю систему управления, чтобы выявить ненужные бюрократические процедуры и выполняющие эти процедуры структуры. Все лишнее нужно убрать, сократить!
Эффективность власти, как вы понимаете, не в последнюю очередь зависит от компетентности самих проводников государственной политики, то есть чиновников.
Любой руководитель, любой работник госоргана олицетворяет, персонифицирует власть, и по его отношению к людям народ судит о власти в целом. Вот почему уровень требовательности к госслужащим в настоящее время не только не снизится, но и будет поднят на качественно новую высоту.
В современных условиях особое внимание необходимо уделить проявлению инициативы и творческого подхода со стороны чиновников, особенно руководящего звена.
И я еще раз хочу подчеркнуть: главное — чтобы давал результат государственный служащий, не важно, сколько ему лет. В 60 лет некоторый фору даст молодому. Нужен опытный человек, грамотный и дающий результат. Чиновники должны идти к людям! Надо, чтобы было правилом: если чиновник выезжает, особенно член Правительства, высшее должностное лицо, губернатор, депутаты, в регион — они обязательно должны встречаться с людьми! Не надо собирать толпы, митинги. Поезжайте на завод, пригласите актив и желающих (пусть это будет 50, 100 человек), поговорите с ними, расскажите о том, чем мы будем заниматься. Наши люди с советских времен привыкли к живому слову. И дело даже не в советских временах, а дело в наших славянских традициях, у нас нутро славянское — мы привыкли и люди наши привыкли к тому, чтобы мы с ними вели диалог. Чтобы мы с ними разговаривали, и не только Президент. Ясно, что Президент это должен делать первым прежде всего. Но и все вы, особенно те, кого избирает народ и кто носит тяжелые портфели. Мы должны встречаться и разговаривать с людьми, нас люди должны видеть!
В последнее время, во–вторых, много ведется разговоров о выработке критериев оценки эффективности работы госорганов всех уровней. Ну зачем сегодня об этом дебаты какие–то разводить. Критерии все те же — результат, компетентность, ответственность, творческое отношение к делу, умение работать с людьми.
Если на твоем предприятии хорошо, ты платишь налоги, даешь нормальный результат, люди получают приличную зарплату, то все остальное можно простить. Потому что без всего остального не будет этого результата. Есть дисциплина, порядок, эффективность, производительность труда высокая — будет результат. Вот и руководитель.
Очень важно, чтобы мы научились наконец–то реагировать на жалобы и письма заявителей. Да, есть штатные жалобщики. Мы их знаем. Депутаты знают. Я, будучи депутатом, тоже не только в своем округе, но и по всей стране, мне приходилось бывать в разных округах, многих знал в лицо. Они жалуются, жалуются по одному и тому же вопросу. Решил — они второй вопрос найдут и будут ходить.
Но большинство ведь людей обращаются к нам с обоснованными жалобами. Не надо забюрокрачивать этот процесс! Мы на это обратим серьезнейшее внимание.
Меня не может не волновать то, что каждый год в Администрацию Президента все больше и больше направляется жалоб. Значит, на местах недорабатывают. И мы этому уделим серьезное внимание. И надо было бы, чтобы и депутаты встрепенулись. И письма, которые вы получаете, рассматривали сами в большинстве случаев, не переадресовывая их другим чиновникам.
Мы в прошлом году провели мониторинг работы государственных органов с обращениями граждан и юридических лиц. И вы знаете, даже в Минске больше 60 процентов населения положительно это оценило. И оценило положительно результаты мониторинга.
Поэтому убедительно вас прошу и повторяю: работе с обращениями и жалобами людей надо придать нормальную динамику!
Я думаю, что нам надо посмотреть и некоторые законодательные акты. Мне докладывают: на завершающей стадии находится работа над проектом закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». Я думаю, что этот закон должен быть абсолютно прямого действия. Абсолютно. И надо поторопиться с его принятием.
Третье. Особое внимание следует уделить приближению государственных услуг к населению. Базовой структурой, обеспечивающей взаимодействие власти и человека по всем вопросам, должны стать специальные многофункциональные центры. Все услуги независимо от компетенции государственных органов должны оказываться в одном месте, должны сконцентрированы быть там.
Информация о деятельности государственных органов, которая интересна гражданам, должна предоставляться без всяких дополнительных условий.
Хорошим подспорьем здесь должен стать закон «О доступе к информации о деятельности государственных органов», разработку которого следует завершить также в текущем году.
О задачах Парламента
Что касается нынешнего состава Парламента, то в целом я лично удовлетворен эффективностью работы Национального собрания. Ее результаты свидетельствуют об ответственном отношении депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики к своим непосредственным обязанностям.
Однако самоуспокоенности у вас быть не должно. Надо идти в ногу со временем, инициировать новые подходы в законотворчестве.
Считаю, что роль депутатов Палаты представителей и сенаторов в решении государственных и общественных задач должна быть значительно усилена.
В этой связи необходимо прежде всего придать дополнительный импульс непосредственному взаимодействию парламентариев и Правительства, причем не только по вопросам законотворчества.
Министрам, руководителям государственных органов надо чаще советоваться с депутатами, особенно по наиболее сложным и актуальным вопросам экономики и социальной сферы.
Совету Министров следует при подготовке проектов нормативных правовых актов включать в составы соответствующих рабочих групп депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики.
Среди депутатов много толковых людей, чьи знания и опыт должны быть максимально востребованы на благо нашего общества. Я всегда рассматривал депутатский корпус как мощный резерв руководящих кадров. Поэтому не случайно нынешний состав Правительства пополнился за счет депутатов.
Важно повысить уровень ответственности парламентских комиссий. Они должны более профессионально и эффективно работать в сфере законотворчества, разрабатывать конкретные законодательные механизмы экономической и социальной модернизации.
Приоритетная задача их деятельности — обеспечить формирование законодательной основы под все стратегические направления, определенные последним народным собранием.
Кардинальные перемены должны произойти, на мой взгляд, в стиле и методах работы секретариатов палат Национального собрания. Они должны стать более мобильными, инициативными и компетентными.
Словом, надо этот потенциал в сотню–другую человек задействовать на полную мощь. Потому что самые опытные и толковые сотрудники — это сотрудники этих секретариатов. Я еще это помню по своей работе в Парламенте. Нам в этой связи предстоит усилить кадровый состав аппарата, если это необходимо, значительно повысить профессиональную квалификацию его работников.
По работе с обращениями граждан они тоже должны свое слово сказать, так же, как и депутаты.
Как вы знаете, в следующем году состоятся выборы нового состава Национального собрания. Полагаю, мы должны отнестись к этой политической кампании весьма ответственно, поскольку она будет иметь свои особенности и отличаться от проходивших ранее парламентских выборов.
Что я имею в виду? Наша Беларусь за последние годы заметно изменилась. По большому счету, мы с вами живем в другой стране. Не такой, как двадцать лет назад. Выросли новые поколения граждан. Значительно возросло благосостояние людей. Изменились их взгляды, пристрастия, убеждения.
В этой связи считаю, что опираться только на то, что сделано в прошлом, было бы непростительной ошибкой. Необходимо смотреть в будущее, уметь видеть перспективы развития.
Глубокие перемены затронули различные стороны общественного бытия, отчетливо проявились изменения характера политической жизни.
Поэтому необходимо более предметно заняться вопросами укрепления нашего гражданского общества. К сожалению, на Западе укоренилось ущербное мнение о том, что в Беларуси только оппозиционные партии и неформальные организации определяют понятие «гражданское общество». Но это им так хотелось бы, мы их понимаем...
Однако это в корне неверно. Во–первых, потому что они малочисленны и не представляют широких слоев населения (я о партиях веду речь). А во–вторых, у нас есть действительно массовые и пользующиеся авторитетом у людей общественные объединения. Краеугольными опорами нашего общества являются Советы депутатов, профсоюзы, ветеранские, молодежные и женские организации.
Возможно, на каком–то этапе мы дополним их и политическими партиями, как сегодня предлагается некоторыми политиками. Скажу откровенно: мы это делаем. Но опять же — все это должно быть инициировано снизу, а ни в коем случае не сверху. Если будут такие тенденции снизу, и не только от отморозков, а от людей, которые хотят жить в этой стране, которые зарабатывают в этой стране, растят своих детей, то вы всегда получите поддержку и сверху. Но мы не должны ставить телегу впереди лошади. Мне уже приходилось говорить на эту тему.
Общество должно внутренне созреть для этого. Равно как и для перехода от мажоритарной системы выборов в Палату представителей к смешанной, когда наряду с привычным голосованием по округам депутаты будут избираться в нижнюю палату Парламента еще и по партийным спискам.
Конечно, избирательная система — не догма, и ее изменение подлежит обсуждению. Но это — вопрос не одного дня. И следующие выборы депутатов Палаты представителей пройдут по ныне действующим правилам. Иного не дано, ведь потребуется значительная корректировка национального законодательства, в том числе Конституции и Избирательного кодекса. Думаю, в перспективе мы детально обсудим эти вопросы. Да и времени немного осталось перед выборами. Поэтому что–то тут ломать по дороге — мы можем только навредить нашей стране, нашему обществу.
Об обеспечении законности и консолидации общества
2010 год стал знаковым в развитии белорусской политической системы. Он подвел черту под целым периодом в истории страны и обозначил новые перспективы.
Рубежом стала президентская кампания, которая прошла абсолютно по белорусским законам.
В то же время белорусское общество столкнулось с известными событиями 19 декабря. Нам хотели организовать «плошчу», сменить действующую власть насильственным путем, используя обкатанные в других странах манипулятивные политтехнологии.
Конечно, эти деятели, их западные покровители в очередной раз просчитались. Они не учли, что власть в Беларуси может решительно постоять за себя и за народ.
Но некоторым любителям порассуждать о «демократических» ценностях пора, наконец, научиться отличать политическую оппозицию от обычных преступников, которые, спрятавшись за спинами одурманенных революционной романтикой юнцов, хотели силой захватить Дом Правительства, Парламент и ЦИК.
Да, надо признать, что у нас активно действует группа людей, которую только по недомыслию можно назвать оппозицией. Ведь у нее только разрушительные мотивы. И вы об этом знаете. И я ее иначе, как «пятой колонной», пока не могу назвать. Поэтому пусть на меня в этом плане не обижаются.
Но надо понимать, что в любом обществе найдется всегда горстка отщепенцев, которая либо от скудоумия, либо в погоне за легкими деньгами будет выполнять приказы хозяев извне.
Такие факты должны не только фиксироваться и пресекаться компетентными органами, но и выноситься на рассмотрение судов.
Белорусский народ уже сказал политическим проходимцам решительное «нет». Но «нет» мы обязаны говорить каждый день, доказывать каждым своим действием. Честный труд, соблюдение законов, цивилизованное решение имеющихся проблем должны стать вкладом каждого в упрочение единства народа, в укрепление стабильности и правопорядка на родной земле.
Нам часто очень говорят: «Наперад у Эўропу». Мы слышим эти лозунги. Но нас не надо уговаривать идти в Европу. Мы в ней находимся. И никогда не стремились отгородиться от тех ценностей, от всего хорошего и прогрессивного, что наработано в западноевропейских государствах, в Евросоюзе. Более того, мы вполне разделяем те демократические идеи, которыми руководствуются эти страны. Многие из этих ценностей исторически наработаны и нашим народом, на нашей территории.
Однако мы были бы авантюристами, если бы, пренебрегая традициями, менталитетом наших людей, привычным укладом жизни, который сложился за всю нашу предыдущую историю, пытались одномоментно перенести западный образец устройства общества на нашу почву. Подобные попытки предпринимались в других постсоветских странах, но мы знаем, что они не только не увенчались успехом, но и привели к целому ряду отрицательных явлений, существенно усложнивших движение общества к намеченным демократическим целям.
Поэтому мы выбрали иной путь своего развития — эволюционный, без резких скачков и перегибов. Может быть, кто–то не хочет замечать, но ведь мы непрерывно и неуклонно двигаемся по пути истинной демократизации нашего общества. Однако двигаемся с такими темпами, которые позволяют обеспечить гармоничное, взаимоувязанное развитие всех сфер нашего общества — и экономики, и социальной сферы, и общественной активности наших граждан.
Чтобы отвести страну от пропасти, защитить людей от нищеты, сохранить наш суверенитет, промышленный и сельскохозяйственный потенциал, стране на первом этапе как воздух нужны были сильная власть и жесткое государственное регулирование экономических процессов.
Сегодня мы переходим к новому этапу строительства нашего государства, который характеризуется либерализацией экономики и более интенсивным развитием предпринимательства. При этом надо понимать, что повысить предприимчивость, инициативу, экономическую активность граждан невозможно без адекватного повышения их роли в формировании решений по социально–экономическим проблемам общества.
Вместе с этим сказанное не означает, что мы можем допустить какое–либо ослабление выстроенной за эти годы управленческой «вертикали». Согласно Конституции основой политической системы нашей страны является президентская власть как гарантия стабильности и успешной реализации любых преобразований. Это главная особенность белорусской модели развития страны в переходный период. И она еще сегодня сохраняет свою актуальность.
Считаю, что единение нации — в ее созидательной активности при построении сильного и процветающего государства, в сплоченности всех и каждого вокруг национальных ценностей и идеалов.
Каждый гражданин Беларуси должен знать: он — высшая ценность для своей страны, защита его законных прав и свобод — основа основ государственной политики. Власть слушает и слышит чаяния людей и всегда будет работать в интересах человека.
У нас есть своя земля! У нас есть свои идеалы! У нас есть свои цели! Мы — единый народ!
Поставленная на четвертом Всебелорусском народном собрании цель — сделать новую пятилетку временем решительного выхода страны на уровень передовых европейских держав — должна определять и направлять наши действия.
С какими темпами мы войдем в пятилетку, какое ускорение примем на старте, такими будут и результаты нашей работы.
Не следует забывать, что чем выше поднимаешься в гору, тем сложнее дается каждый шаг. Чем выше уровень достигнутого социально–экономического развития, тем сложнее добиваться каждого процента прироста, тем труднее зарабатывать каждый дополнительный рубль прибыли. И так во всем.
Однако история учит: тот, кто не намечает высоких целей, рискует отстать, причем навсегда.
Мы, белорусы, — древний и одновременно очень молодой народ, быть может, и сами не знаем пределов своих возможностей. Разбудить эти скрытые родники энергии и силы — главная задача объявленного Года предприимчивости.
Сегодня от представителей любой профессии требуется быть настоящими хозяевами своего дела, активными и инициативными людьми.
Процветающую экономику под силу построить только энергичным, творчески мыслящим и духовно богатым личностям, не боящимся идти вперед, рисковать и брать ответственность на себя.
Основа успеха заложена в нас самих — от руководителя любого ранга до обычного работника. Искоренив расхлябанность, нерасторопность, медлительность, боязнь принятия решений, бесхозяйственность, повысив ответственность и дисциплину, мы, несомненно, добьемся всего того, что задумано. Для этого у нас есть и возможности, и силы, и самое главное — желание.
В этот период каждому нужно применить свою деловую активность, свой опыт, неординарные способности и энтузиазм. Максимально приложить усилия на благо общего дела, на благо нашей Родины. Чтобы мы смогли передать грядущим поколениям благополучную, уважаемую во всем мире страну — Беларусь. Чтобы наши дети жили мирной, достойной, благоустроенной жизнью и гордились нашими свершениями.
Здоровья, счастья, успехов и благополучия вам, дорогие друзья!
(Аплодисменты.)
Фото: Артур ПРУПАС