Европа готовит точечные удары по позициям Минска
Брюссель слил инфу, что готовит экономические санкции против Беларуси. По идее, утечка должна напугать здешнее начальство, которое уже не первый год выгодно гонит солярку и прочий товар в Европу. Другой вопрос, убедительна ли страшилка.
Напугали ежика…
Публикация о разработке санкций появилась на сайте EUobserver. Этот ресурс близок к структурам ЕС, так что слив не случайный. Белорусских упрямцев берут на пушку.
К экономическим санкциям против режима, посадившего за решетку участников протестов 19 декабря, подталкивает европейских партнеров Вашингтон.
Американцы со своей стороны сделали, что могли, в частности разморозили прежние санкции против двух дочерних предприятий «Белнефтехима». Но к козням янки Минск уже приноровился, перенаправив продукцию на другие рынки.
Европа, с которой у Беларуси большой товарооборот, могла бы прижучить не в пример сильнее, но это палка о двух концах. Расчетливый обыватель из Старого света — не чета заокеанскому ковбою. Тот — сразу в драку за демократию и все такое, европеец же чешет затылок: принципы принципами, но и гешефт, знаете ли, терять не с руки…
Потому поначалу Брюссель и вовсе разочаровал сторонников бури и натиска на «последнюю диктатуру Европы». Совет ЕС ограничился лишь визовыми санкциями против 157 представителей режима.
Ну и что? В Красной Поляне близ Сочи можно не хуже, чем в ваших Австриях, отвести душу на горных лыжах, что и продемонстрировал недавно белорусский официальный лидер с младшим сынишкой. А силовиков, например, коих в черном списке ЕС пруд пруди, с их секретностью и так никто из страны не выпускал. Короче, как мертвому припарка тот блэк-лист.
Но поскольку обыски, допросы, аресты и посадки в синеокой республике продолжались, Брюсселю стало уже неприлично делать вид, что он сильно напугал ежика сами знаете чем.
Боязнь бумеранга
И европейские политики заговорили-таки о точечных экономических санкциях. Например, евродепутат Яцек Протасевич. Но в Европе, видите ли, разделение труда: пламенные европарламентарии вербально оттягиваются по полной программе, бичуя «последнюю диктатуру», а потом серые функционеры в исполнительных структурах ЕС оставляют от гневных резолюций рожки да ножки.
На пресс-конференции в Риге 2 марта за ужесточение санкций ЕС в отношении Минска высказались министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт и его латвийский коллега Гиртс Валдис Кристовскис. Впрочем, Паэт был осторожен в формулировках: «Моя позиция такова: да, ЕС должен проанализировать эту возможность, чтобы очень хорошо подготовить целевые санкции». В другом месте он подчеркнул, что речь должна идти именно об «очень точно нацеленных экономических санкциях».
Тем временем Тойво Тянавсуу под красноречивым заголовком «Эстония активно ведет бизнес с подчиненными диктатора Лукашенко» пишет в Eesti Ekspress о лицемерии официального Таллинна, который боится чересчур нажимать на Минск, ибо «из-за экономических санкций серьезно пострадали бы скупщики топлива Эстонии и потребители дешевого алкоголя».
Но вот вроде бы зашевелился Брюссель. При этом здесь, согласно EUobserver, разрабатывают меры, которые «направлены на государственные фонды и частные доходы руководства Беларуси и не окажут жесткого финансового воздействия на экономику страны и компании Латвии, Литвы, Голландии и Польши, работающие в Беларуси».
Вот! Вторую часть фразы можно считать ключевой. Главное — чтобы бумерангом не ударило. А значит, санкции если и введут, то абсолютно символические.
Правда, в публикации есть и конкретика: санкции-де будут направлены против предприятий, которые, как полагают в ЕС, оказывают финансовую поддержку белорусской номенклатуре, а именно — «Беларуськалия», «Белнефтехима», «Белтехэкспорта» и «Трайпла».
Но, во-первых, если уж на то пошло, номенклатура у нас оседлала всю экономику, а не только четыре фирмы. Во-вторых, если ударить даже только по двум первым предприятиям из этого черного списка, то всей белорусской экономике мало не покажется: калий да нефтепродукты — главные золотые жилы.
Вообще уму непостижимо, как это можно точечно бить по госфондам и карману белорусского начальства, не затрагивая экономику практически полностью огосударствленной страны. Что за секретное сверхточное экономическое оружие разработал Брюссель?
В итоге от плана пока впечатление наспех сочиненной страшилки.
Угроза сильнее исполнения
Впрочем, минский политический аналитик Андрей Федоров в принципе не верит, что 27 стран ЕС смогут договориться о некоем пакете экономических санкций против белорусского режима.
«Такие санкции были бы болезненны не только для официального Минска, но и для самой Европы», — отметил Федоров в интервью для Naviny.by. Особенно, подчеркнул эксперт, пострадают в таком случае интересы стран Балтии, много и с выгодой торгующих с Беларусью. Литва и Латвия, как известно, даже соревнуются за перевалку белорусских грузов.
Эксперт обращает внимание на то, что EUobserver не указывает источник информации о подготовке санкций, туманно ссылаясь на некие дипломатические круги. «Если бы Брюссель был настроен решительно, то последовало бы заявление из уст еврокомиссара Фюле или главы европейской дипломатии Эштон», — убежден Федоров.
Таким образом, делает он вывод, пока белорусское руководство пробуют лишь слегка попугать.
Другое дело, что репрессиями внутри страны и новой конфронтацией с Западом Минск сам себя наказал. Отрезал от кредитов и инвестиций. Если не совсем, то в значительной степени. И вот это можно считать экономическими санкциями де-факто, пусть они и не проштампованы в Брюсселе.
И потом, как заявил в интервью для Naviny.by белорусский политический обозреватель Роман Яковлевский, все-таки исподволь «происходит консолидация Брюсселя с Вашингтоном» в подходах к белорусскому вопросу. Эксперт прогнозирует, что «снежный ком санкций будет нарастать».
Яковлевский не рассчитывает на скорое возобновление диалога Минска с Западом, так как пустой риторике белорусских властей, по его словам, «уже точно никто не верит».
«Диалог теперь может быть только на более ясных и конкретных условиях, которые в Минске просто не воспринимают», — говорит собеседник.
Да, начальство в Минске не любит «эфемерных материй» типа демократии и прав человека. Но, заметим, очень четко воспринимает грубые материи. И к такому осмыслению подвигает все более суровая экономическая ситуация.
«Только угроза применения экономических санкций в отношении режима позволит освободить политических заключенных и вынудит власть пойти по пути политической либерализации», — убежден руководитель Центра политического образования (Минск) Андрей Ляхович.
По его мнению, страхи, что давление Запада втолкнет Беларусь в Россию, безосновательны, так как Москвы белорусское руководство ныне боится больше, чем Европы.
В интервью для Naviny.by эксперт предположил: даже если всему ЕС не удастся договориться насчет экономических санкций, то на такие меры могут пойти отдельные страны, например Германия, Польша (заметим, это те страны, которые наиболее «обласканы» белорусской пропагандой: мол, готовили переворот 19 декабря!).
«Если же Евросоюз ограничится только визовыми санкциями, Лукашенко может чувствовать себя победителем», — считает Ляхович.
Победа, однако, уже сегодня явно пиррова. Экономика синеокой республики, изнасилованная во имя предвыборных подачек, просто валится. МВФ открытым текстом настаивает на девальвации. Золотовалютные резервы такими темпами обнулятся к лету. Денег брать неоткуда.
И возможно, нынешние боевые стойки ЕС — тот случай, когда угроза сильнее исполнения.
Александр КЛАСКОВСКИЙ