По словам депутата, «признание независимости этих республик находится в исключительной компетенции главы государства — в соответствии с белорусским законодательством». Отметим, что это заявление противоречит словам самого Александра Лукашенко, который в 2008-2010 годах неоднократно говорил, что вопрос с признанием независимости Сухума и Цхинвала должны решить именно депутаты.
Как передает РИА «Новости», ранее в белорусском парламенте заявляли о возможности внесения на одну из сессий рассмотрение вопроса о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Вместе с тем Карпенко отметил, что комиссия занимается изучением этого вопроса. «В комиссии активно идет работа по изучению ситуации в данном регионе», — сказал Карпенко.
Карпенко напомнил, что в 2009 году парламентская делегация из Белоруссии находилась в Грузии, Южной Осетии и Абхазии для изучения ситуации в регионе. «В настоящий момент мы поддерживаем контакты с парламентами заинтересованных государств, с МИД Белоруссии и администрацией президента», — уклончиво заявил парламентарий.
Отметим, что в результате декабрьских президентских выборов в Белоруссии в очередной раз победил Александр Лукашенко. Оппозиция устроила 19 декабря в Минске массовые акции протеста, в результате которых почти все кандидаты в президенты были задержаны спецслужбами. Евросоюз и США выступили с резкой критикой в адрес Минска и ввели санкции против республики, запретив целому ряду белорусских чиновников, в том числе Лукашенко и двум его сыновьям въезжать на территорию ЕС и Соединенных Штатов. Однако наблюдатели СНГ признали выборы состоявшимися и отвечающими международным стандартам.
Однако Москва ясно дала понять, что намерена и далее развивать отношения с Лукашенко. С начала года Россия и Белоруссия заключили целый ряд хозяйственных соглашений, а также анонсировали новые возможные сделки. Так, накануне было предложено объединить два крупнейших завода грузовиков на постсоветском пространстве – КамАЗ и МАЗ. По крайней мере, такие планы озвучили в госкорпорации «Ростехнологии».
Перед избирательной кампанией российско-белорусские отношения резко обострились. На российском телевидении выходили острые разоблачительные сюжеты про Батьку, который, в свою очередь, делал нелицеприятные высказывания в адрес российских официальных лиц. В этом контексте всплывали вопросы признания Минском независимости Абхазии и Южной Осетии. Кремль грозил опубликовать стенограмму встречи глав стран-членов Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), на которой Батька обещал Медведеву признать независимость двух республик.
Сам Медведев за месяц до выборов в Белоруссии говорил, что Минск пытается сделать Москву одним из главных своих врагов, отмечая, что предвыборная кампания Лукашенко построена исключительно на антироссийских лозунгах. Также он назвал бесчестным поведение белорусских властей в ситуации с признанием независимости Абхазии и Южной Осетии.
В разгар полемики между странами Лукашенко заявил, что признать закавказские республики не обещал, а только говорил, что в принципе это возможно, однако Белоруссия при таком сценарии, уверял он, получит десятки рисков со стороны Запада. В то же время, сетовал Лукашенко, Россия не торопится разделить эти риски с Белоруссией.
Незадолго до дня голосования с российским руководством Лукашенко все же сумел примириться, однако многие спорные моменты между Москвой и Минском остаются. Один из них касается судьбы двух российских граждан, задержанных во время беспорядков 19 декабря. Министр иностранных дел России Сергей Лавров называл выдвинутые против россиян обвинения «несерьезными», а российское посольство уже не раз призывало к их освобождению.