Чем для Евросоюза Каримов лучше Лукашенко
25.01.2011 19:35
—
Новости Политики
Чем для Евросоюза Каримов лучше Лукашенко
Евросоюз противоречит сам себе, одновременно вводя санкции против "последнего диктатора Европы" Александра Лукашенко и принимая в Брюсселе авторитарного лидера Узбекистана Ислама Каримова, считают наблюдатели.
В официальных СМИ Узбекистана визит президента Ислама Каримова в Брюссель подан как успешный внешнеполитический шаг "на пути развития сотрудничества и укрепления безопасности". В частности, национальное информагентство uza.uz написало, что встреча с главой Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу "вышла далеко за рамки установленного протоколом времени и прошла в откровенной и конструктивной атмосфере". Судить о верности формулировок невозможно, так как европейскую прессу на встречу не пустили.
В Европе политикам приходится оправдываться
В Европе же политикам, обеспечившим приезд Каримова в Брюссель, приходится оправдываться за свое решение. Глава Европейской Комиссии Баррозу в своем заявлении по окончании визита заметил: "Европейский Союз следует своей комплексной, критической политике в отношении Узбекистана, основанной на ряде условий".
В качестве оправдания Баррозу подтвердил, что у него была возможность передать Каримову озабоченность международных правозащитных организаций положением с правами человека в Узбекистане и потребовать освобождения всех политических заключенных в стране.
В Германии звучат критика и сомнения в верности политики Брюсселя
В связи с недавними событиями в Беларуси и в Тунисе политики в Германии стали высказывать сомнения в правильности выбранной Евросоюзом линии поведения с репрессивными режимами. "Мы привыкли вынужденно делать ставку на авторитарные режимы, видя в них оплот в борьбе против исламистского хаоса. Но сейчас я скорее думаю, что все как раз наоборот, и авторитарные правительства создают своего рода тепличные условия для радикального ислама", - заметил глава внешнеполитической комиссии бундестага Рупрехт Поленц (Ruprecht Polenz).
Другие немецкие депутаты были куда более критичны в оценке визита Каримова в Брюссель. "Это еще один неверный сигнал всем режимам этого мира, презирающим ценность человеческой жизни", - заявил депутат от партии "Зеленых" Фолькер Бек (Volker Beck). "Неужели Евросоюз больше не считает права человека своим приоритетом?" - задается вопросом его коллега по партии Виола фон Крамон (Viola von Cramon).
Правозащитники возмущены
На акции протеста в Брюсселе, состоявшейся 24 января в связи с приездом Каримова в Европу, известная правозащитница из Андижана, руководитель организации "Клуб пламенных сердец" Мутабар Таджибаева в интервью Deutsche Welle заявила: "Я приехала сюда, чтобы сказать, что в Узбекистане есть люди, которые могут открыто критиковать Европейский Союз, руководство которого встречается с диктаторами как с партнерами. Узбекская пресса уже пишет, что нас признали, весь мир нас признал. Когда президент вернется в Узбекистан, ситуация там только ухудшится".
Евросоюз, по мнению Таджибаевой, должен настаивать на проведении независимого расследования событий мая 2005 года в Андижане, когда после расстрела демонстрации, только по официальным данным, погибли свыше 180 человек. "Среди требований Евросоюза было и требование дать возможность международным правозащитным организациям работать в стране. Сейчас ни одна такая организация в Узбекистане не работает".
По ее данным, только в январе 2011 года из узбекских тюрем домой отправлено четыре трупа. "Это люди, осужденные по религиозным мотивам. И это только те случаи, о которых мы знаем. Сколько других было - одному богу известно", - сказала Таджибаева.
"Прием в Брюсселе хуже отсутствия диалога с Узбекистаном"
Представитель экспертной организации "Международная кризисная группа" (International Crisis Group) Эндрю Штроляйн в интервью Deutsche Welle заметил, что Евросоюз должен придумать для себя какое-то другое извинение, нежели подписание соглашения о сотрудничестве в области энергетики, для того, чтобы приглашать Каримова. "Это один из тех случаев, когда Евросоюз наступает на горло собственной песне. В Узбекистане нет свободных запасов газа, которые он мог бы предложить. Большая часть добычи уходит на собственные нужды, а остаток на много лет вперед законтрактован Россией".
По мнению сразу нескольких правозащитников, приглашение Каримова в Брюссель хуже отсутствия диалога, потому что обеспечивает режиму в Ташкенте легитимность. "Вы знаете, что председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей и король Бельгии отказались встречаться с ним. Баррозу мог сделать то же самое", - заметил Штроляйн.
Исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот заметил, что "в мире нелегко найти более жестокого диктатора, чем Каримов. Так что теплый прием со стороны Баррозу - это своего рода кульминация постепенной капитуляции перед Узбекистаном".
Эксперт: "Двойной стандарт - основа любой политики"
Российский политолог, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов считает, что не стоит удивляться тому, что Евросоюз одновременно вводит санкции против режима Александра Лукашенко и принимает в Брюсселе не менее одиозного лидера Узбекистана Ислама Каримова. "Двойной стандарт - основа любой политики, и Евросоюз не отличается от остальных игроков".
Отличие между Каримовым и Лукашенко заключается, по мнению Лукьянова, в том, что Беларусь - это "часть Европы и страна, которую ЕС рассматривает сквозь призму своих норм и ценностей, а Узбекистан - уже Азия, и там уже все другое".
"Чем Каримов лучше Лукашенко? Ничем, он намного хуже, - говорит Лукьянов, - даже на фоне последней кампании репрессий в Беларуси он не дотягивает до центральноазиатских моделей. И это хорошо известно всем, в том числе и Евросоюзу". Недавняя резкая реакция Брюсселя в случае с белорусским лидером объясняется тем, что "Минск, выражаясь непарламентским языком, кинул Евросоюз", - сказал Лукьянов в интервью Deutsche Welle.
На вопрос о том, как на фоне визита Каримова в Брюссель могут измениться отношения между Россией и Узбекистаном, Федор Лукьянов ответил, что динамику российско-узбекским отношениям может придать в настоящее время только внешний фактор. "Если узбекские власти почувствуют, что из Афганистана движется серьезная угроза, то Ташкент вполне может проявить заинтересованность в более тесных контактах с Россией".