«Попытки Евросоюза усилить свое влияние внутри Белоруссии будут продолжаться»
Владимир Жарихин, Андрей Климов и Александр Осин о будущем республики Беларуссия и о санкциях против нее со стороны Европарламента
В пятницу Александр Лукашенко вновь стал президентом Белоруссии. Однако не все прошло гладко: в день инаугурации страну покинули представители всех 27 стран Евросоюза, а также временный поверенный в делах США в Белоруссии. Накануне Европарламент выступил с резолюцией, в которой было предложено ввести экономические санкции против республики, ограничить въезд ее чиновников в страны Европы и исключить Белоруссию из списка участников «Восточного партнерства». Эти меры будут применяться до тех пор, пока не будут освобождены из-под стражи все белорусские политические заключенные.
За комментариями по вопросу возможных санкций и их влияния на будущее Белоруссии мы обратились к экспертам: Владимиру Жарихину, Андрею Климову и Александру Осину.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
— Евросоюз – это не монолитная организация, которая проводит абсолютно консолидированную внешнюю политику. Санкциями грозятся в основном радикально настроенные борцы за демократию, а это отнюдь не весь Евросоюз. И хотя некоторые страны Европы настроены на то, чтобы ввести определенные санкции против руководства Белоруссии, все понимают, что это ограничит возможности влияния на положение дел внутри страны. Это будет игра двумя руками: будут созданы проблемы чиновникам в плане выезда за рубеж, но при этом торговые отношения будут продолжаться, также, как и попытки усилить свое экономическое и политическое влияние внутри Белоруссии. Процесс будет такой противоречивый.
Отношения с Россией будут развиваться в прагматичном ключе. Никаких кулуарных договоренностей. Все - в виде соглашений, подписанных и ратифицированных, потому что у Лукашенко есть тенденция забывать о своих устных обещаниях.
Климов Андрей, депутат, член парламентского сотрудничества России:
— Отношения Белоруссии с Европейским Союзом находится в очень сложном положении, поскольку мир для нее доступен либо через Европу, либо через Россию, и через партнерство между двумя этими силами. А мы помним, как Лукашенко начудил в декабре во время борьбы против протестующих. Это очень серьезно восприняли и Европейский Союз, и Россия, и США.
Не стоит забывать, что Белоруссия – это европейское государство, которое входит в совет Европы. Поэтому и возникли вопросы о том, как проходили выборы президента. Учитывая их результаты, трудно говорить, что все было замечательно. В Европейском Союзе некоторые страны, в том числе крупные игроки, надеялись попытаться избавить Белоруссию от серьезного российского влияния, используя фактор наших прохладных отношений. В Европе говорили о том, что если выборы пройдут гладко и спокойно, то президент Белоруссии будет востребован как один из серьезных партнеров, более того - были планы на создание «Восточного партнерства». Но после того, что произошло в Минске, Европейский Союз уже не может вести ту политику, о которой говорилось накануне выборов.
Конфликт между Минском и Брюсселем на данный момент представляется затяжным и если в Белоруссии сейчас не воспользуются рекомендацией Европейского парламента, то эта тема перейдет из публичной полемики на высоких тонах в серьезную проблему. А у республики Беларусь не очень много средств, чтобы вести такую борьбу.
Россия скорее всего будет продолжать сотрудничество с Белоруссией, и мы будем продолжать выполнять все наши обязательства, но не думаю, что мы будет помогать Белоруссии в ее конфронтации с Брюсселем. Скорее всего Лукашенко будет выстраивать отношения сам, ожидая смягчение ситуации, которая сейчас сложилась.
Александр Осин, главный экономист УК «Финам Менеджмент»
— Пока не введены ограничения на импорт белорусских товаров, эти санкции носят декларативный характер. Что касается экономических санкций, то ограничение важного для бюджета Беларуссии экспорта калийных удобрений и транзита нефтепродуктов в среднесрочной перспективе выглядит проблематичным, учитывая высокий спрос на сырьевом рынке. Могут быть введены санкции, связанные с экспортом промышленной продукции Беларуссии, однако экспорт в базовые страны ЕС не является для республики ключевым, ее основные торговые партнеры по экспорту и импорту – Россия, Украина, Латвия, Литва.
Важнее то влияние, которое оказывает давление на РБ со стороны ЕС на политику России в отношении Белоруссии. Эта политика в области экономики ужесточается, что негативно отражается на внутренних ценах на энергоресурсы в Беларуси и доходах бюджета, прежде всего. Опосредованно это сокращает возможности бюджета республики увеличивать социальную нагрузку на фоне ускорения инфляционных процессов в мире.