Призрак бродит по планете
Призрак бродит по планете
Продовольственный кризис, непомерно высокие цены, дефицит основных продуктов питания... Эти фразы с начала года стали ключевыми в мировой прессе. Начинаешь поиск материалов по этой проблеме — и компьютер сразу же выдает ссылку: «Великий продовольственный кризис 2011 года!»
«С наступлением нового года цена на пшеницу в Соединенном Королевстве достигла рекордно высокой отметки. Голодные бунты вспыхивают по всему Алжиру. Россия импортирует зерно, чтобы поддержать свой рогатый скот до начала весеннего выпаса. Индия борется с ежегодным 18–процентным уровнем продовольственной инфляции, разжигающим протесты. За границей Китай ищет необходимые ему объемы пшеницы и кукурузы. Правительство Мексики покупает кукурузные фьючерсы во избежание неуправляемого роста цен на тортилью».
Я процитировала начало аналитической статьи на сайте «Казах Зерно» — одного из серьезных аналитиков и лоббистов зернового рынка. Так, может, все дело именно в лоббизме? Кому–то выгодно нагнетать страхи, чтобы повыгоднее и подороже продать свою продукцию?
Однако не все так просто. 5 января Продовольственная и сельскохозяйственная организация (FAO) при ООН объявила о рекордно высоком индексе цен на продукты питания в декабре 2010 года. FAO опубликовала собственный индекс средних цен на 55 основных пищевых продуктов в мире. Расчет свидетельствует: повышение рекордное, с 1990 года — более чем в два раза.
Это заявление и стало спусковым крючком, давшим начало разговорам и прогнозам о надвигающемся глобальном «голодоморе». Тон задала The Financial Times, которая первой сообщила, что мировой экономике грозит «ценовой шок» на продукты питания, который потом может вылиться в продовольственный кризис.
Неужели мы снова возвращаемся к уровню 2007 — 2008 годов, в начало мирового экономического кризиса? Именно тогда, напомню, в мире был зафиксирован продовольственный кризис: тогда «голодные» бунты прошли в 30 бедных странах.
Однако сегодня экономисты уверяют нас, что мировая экономика хоть медленно, но восстанавливается. На чем же основаны пессимистические прогнозы о нехватке продовольствия?
Что не смыто, то погорело
Многие склонны винить природные катаклизмы. Например, The Washington Times приводит мнение главного экономиста McVean Trading & Investments Майкла Друри, который считает: «Серия природных катаклизмов во всем мире привела к сокращению поставок продовольствия до рекордно низких уровней за последние 30 лет».
В первую очередь в этом виноваты пожары, погубившие урожай пшеницы в России в прошлом году, и наводнения в зерновых районах Австралии.
Действительно, американские государственные службы из–за наводнений снизили прогноз урожая пшеницы в Австралии на 2%. Также была ухудшена на 6% оценка аналогичного показателя для Аргентины.
Как до такой жизни докатились?
Однако климатические тенденции лишь отчасти объясняют возросший спрос на продовольствие. Аналитики обращают внимание, что в связи с удвоением населения Земли с 1970 года мы по–прежнему прибавляем по 80 миллионов человек каждый год. В какой–то момент такой неустанный рост станет обузой как для фермерских хозяйств, так и для ресурсов воды и почвы Земли.
«Помимо роста численности населения, не менее трех миллиардов человек продвигаются вверх по пищевой цепи, потребляя все большие объемы продуктов животноводства и птицеводства. Увеличение объемов мяса, молока и яиц, употребляемых в пищу в развивающихся странах, беспрецедентно. Общее количество съедаемого мяса в Китае уже сегодня почти вдвое выше, чем в США», — пишет всемирно известный ученый–эколог Лестер Браун, являющийся президентом расположенного в Вашингтоне Института Земли.
Он же называет и третий источник спроса на сельскохозяйственные культуры — производство машинного топлива. В Соединенных Штатах и в Европе, где значительная часть автомобилей работает на дизельном топливе, растет спрос на топливо растительного происхождения. Три таких фактора вместе дают ошеломляющий эффект: удвоение ежегодного роста мирового потребления зерна с 21 миллиона тонн в 1990 — 2005 годах до 41 миллиона тонн в каждый год с 2005 по 2010–й.
Пустыня атакует
Ну а далее нетрудно догадаться: в то время как спрос на зерно удваивался, плодородных почв становится все меньше.
По оценкам специалистов, сегодня формируются две огромные зоны засушливых районов и пыльных бурь, одна пересекает северо–запад Китая, западную Монголию и Центральную Азию, а другая находится в Центральной Африке.
Площадь орошаемых земель на Ближнем Востоке сокращается, особенно в Саудовской Аравии, Сирии, Ираке и, возможно, Йемене. Арабский Ближний Восток является первым географическим регионом, где растущий дефицит воды уже сокращает сбор зерна. Но по–настоящему значительная нехватка воды наблюдается в Индии, где согласно данным Всемирного банка 175 миллионов человек кормят зерном, произведенным путем чрезмерной откачки из грунтовых вод. В Китае этот же способ дает пищу 130 миллионам человек.
Машины топчут урожай
Вот еще одна замедляющая рост мировой урожайности тенденция — преобразование пахотных земель в несельскохозяйственные. Беспорядочное разрастание пригородов, промышленное строительство и мощение земли под пешеходные дороги, шоссе и паркинги забирают плодоносную землю в Центральной долине Калифорнии, в бассейне Нила в Египте и, конечно, в густонаселенных странах с быстро развивающейся промышленностью, таких как Китай и Индия. В 2011 году продажи новых автомобилей в Китае, по прогнозам, достигнут 20 миллионов, что несомненный рекорд для любой страны. А правила США гласят, что на каждые 5 миллионов машин требуется вымостить 1 миллион акров, чтобы было где их разместить. И в проигравших часто оказывается пахотная земля.
...Так что текущие всплески цен на зерно и сою, а также другие продукты питания — явление отнюдь не временное, считает Лестер Браун. Этого человека знают во всем мире. Он — почетный доктор 9 колледжей и университетов, обладатель многочисленных международных и национальных премий, в том числе «Премии за гениальность», учрежденной Фондом Макартура, и экзотического титула «Гуру мирового экологического движения» (так назвала его индийская газета «Калькутта телеграф»). А самое главное, Лестер Браун является автором работы «План «Б», третья версия: спасти цивилизацию».
Я специально привела столь внушительный послужной список автора, чтобы подчеркнуть: нехватка продовольствия — отнюдь не узкая экономическая проблема. Скорее мировоззренческая, которая никуда не денется, пока не изменится человек.
Но пока до мировой гармонии далеко, в интернете появился так называемый «список 25».
Это 25 стран, которые поразит мировой продовольственный кризис. Их высчитали по так называемому индексу Номура, учитывающему ВВП на душу населения, процент от доходов, который семьи тратят на питание, а также чистый экспорт продовольствия. Вряд ли эти сведения помогут голодающим, но пищу для размышлений они дают.
Автор публикации: Вика БЕЛЫХ
Фото: РЕЙТЕР