Экономические санкции Европы могут толкнуть Беларусь в объятия России
Объединенная Европа переходит к более активным действиям на белорусском направлении. Прошедшее 12 января заседание комитета по иностранным делам с участием других структур Европарламента и ряда представителей белорусской оппозиции стало первым событием такого рода. На следующей неделе должна состояться парламентская сессия, предполагается принятие очередной резолюции, от которой белорусским властям едва ли следует ожидать чего-либо хорошего.
Как обычно, застрельщиком в выработке новой политики Евросоюза в отношении Беларуси выступил Европейский парламент. Судя по имеющимся сообщениям, на заседании 12 января представители всех фракций Европарламента подвергли белорусский режим резкой критике.
Такое единодушие подкрепляет уверенность в том, что подавляющее большинство высказанных предложений найдет отражение в новой, уже тридцатой по счету, резолюции законодательного органа ЕС по Беларуси.
Однако дальнейшая судьба предложенных мер будет определяться уже Советом министров иностранных дел Евросоюза, проведение которого назначено на 31 января.
Именно этот срок и назвала окончательным высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон на состоявшейся в тот же день встрече с главой белорусского внешнеполитического ведомства Сергеем Мартыновым.
Напомним, она пообещала встретиться с ним «только для того, чтобы, глядя ему в глаза, предупредить, что у белорусских властей остались считанные дни и часы, чтобы выпустить всех арестованных и попытаться наладить отношения с ЕС».
Таким образом, на данный момент позиция объединенной Европы выглядит последовательной и согласованной. Даже Италия, выражавшая сомнения в целесообразности возобновления визовых санкций, вроде бы согласилась его не блокировать.
В то же время есть серьезные основания полагать, что когда дело дойдет до окончательных заключений, единство может быть нарушено. По крайней мере, по некоторым пунктам.
В частности, складывается впечатление, что возвращение визовых ограничений является делом решенным. Однако, как показала практика, оно, скорее всего, не станет действенным фактором.
В то же время вряд ли можно ожидать введения экономических санкций, к чему призывает наиболее радикально настроенная часть белорусской оппозиции.
Надо признать, что последняя проблема вообще выглядит неоднозначно, существует ряд более или менее убедительных аргументов как «за», так и «против». Как представляется, в качестве одного из важнейших соображений следует рассматривать следующее.
Стало известно, что белорусские послы, аккредитованные в странах ЕС, рассылают по европейским адресам сообщения, в которых утверждается, что если Евросоюз примет какие-нибудь жесткие меры (прежде всего имеются в виду, естественно, экономические), то это вынудит официальный Минск еще больше сблизиться с Россией.
Один из лидеров оппозиции Сергей Калякин высказал мнение, что это просто шантаж и что европарламентарии это понимают.
Однако ситуация не столь проста. То, что здесь в самом деле имеет место шантаж, очевидно. В то же время, к сожалению, нельзя исключать, что изложенный вариант вполне может быть реализован.
Невозможно вообразить, что, оказавшись под существенно усилившимся давлением с Запада, белорусские власти смогут сохранить положение дел в экономике без обращения к России за еще большей поддержкой.
Между тем в свете имеющейся информации говорить сейчас о непричастности Кремля к происходящему в Беларуси не приходится. То есть там добивались как раз того, чтобы получить еще больше возможностей для удушения «союзника» в объятиях.
Короче говоря, если Евросоюз ставит своей целью только содействие замене руководства страны, то максимально возможные санкции, безусловно, будут способствовать этому. Но тогда возникнет огромная опасность, что Беларусь либо окажется в полной зависимости от России, либо вообще будет в нее инкорпорирована.
При таком исходе можно будет забыть о проведении в Беларуси каких-либо демократических преобразований, поскольку в этом плане российский режим, по большому счету, абсолютно ничем не отличается от белорусского.
Если же конечная цель заключается все-таки в том, чтобы Беларусь стала демократическим государством, то стратегия должна быть более гибкой. Разумеется, достичь этой цели несравненно труднее. Поэтому ЕС предстоит определиться в принципе, стоит ли таких затрат попытка возвращения 10 миллионов европейцев к европейским ценностям.
Андрей ФЕДОРОВ