Беларусь не признала независимость Абхазии и Южной Осетии под давлением Европы?
Беларусь не признала независимость Абхазии и Южной Осетии под давлением Европы?
![]() |
Бенита Ферреро-Вальднер и Сергей Мартынов Фото: Belapan.com |
Вопрос о территориальной целостности Грузии обсуждался на встрече "тройка Евросоюза" - Беларусь в июле 2009 года. Об этом свидетельствует депеша миссии Соединенных Штатов Америки в ЕС, опубликованная сайтом WikiLeaks 13 января.
Встреча состоялась в Брюсселе 28 июля 2009 года. В ней приняли участие еврокомиссар по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, глава Министерства иностранных дел председательствовавшей в то время в ЕС Швеции Карл Бильдт и министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов.
Как писал БелаПАН, по итогам встречи госпожа Ферреро-Вальднер заявила, что "потенциал отношений между Беларусью и Евросоюзом будет полностью раскрыт, если в стране будут предприняты необходимые убедительные и необратимые реформы, и мы увидим большой прогресс уже в ноябре".
Ферреро-Вальднер подчеркнула, что Брюссель уже пошел навстречу стране в 2009 году, увеличив помощь в два раза - с 5 до 10 миллионов евро; Еврокомиссия начала рассматривать возможность предоставления Беларуси микроэкономической помощи и получения Беларусью кредитов в Европейском банке реконструкции и развития, а также Европейском инвестиционном банке. Еврокомиссар заявляла, что ЕС может многое предложить Беларуси в разных областях, в частности, в сферах макроэкономики, энергетики, торговли, облегчения визового режима.
Карл Бильдт заявил, что на встрече стороны открыто обсудили белорусскую политическую ситуацию, "не отвечавшую" ожиданиям ЕС. В частности, по словам шведского министра, обсуждалось положение в области прав человека: "ограничение политических свобод, проблемы с регистрацией и работой у организаций гражданского общества и политических партий, а также вопрос применения в Беларуси смертной казни".
"Белорусские власти могут и в принципе должны сделать больше для укрепления отношений с ЕС", - заявил Бильдт, отметив, что Евросоюз "видит готовность Беларуси развивать тесное партнерство с ЕС".
Как следует из опубликованной WikiLeaks депеши американской миссии в ЕС от 30 июля 2009, на встрече тройки также обсуждался вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии.
Встреча показала, "что хотя обе стороны признают необходимость развивать отношения, она также подтвердила различия в их взаимных ожиданиях", отмечают авторы депеши.
Американские дипломаты сообщают своему правительству, что Ферреро-Вальднер "дала ясно понять" Мартынову, что "ЕС готов возобновить взаимодействие с Беларусью". Торговля, энергетика и облегчение визового режима действительно обсуждались на встрече, причем "последнее представляло особый интерес" для Мартынова.
Однако присутствовавший на встрече Бильдт, который также выразил надежду на прогресс в отношениях, "не оставил у Мартынова сомнений (ссылаясь на отколовшиеся от Грузии регионы) по поводу "важности, которую мы придаем принципу территориальной целостности".
Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года, после вооруженного конфликта с Грузией.
Александр Лукашенко, выступая перед российскими журналистами 1 октября 2010 года, задал риторический вопрос: "Может быть, для России и не надо, чтобы мы признали независимость Абхазии и Южной Осетии?"
"Исходя из отношений Беларуси и России, конечно, мы должны были признать Осетию и Абхазию. Как бы то ни было, мы союзники. Мы готовы были это сделать", - сказал Лукашенко. Он сообщил, что в Беларусь приезжал "крупный западный политик", который интересовался, признает ли Беларусь Абхазию и Южную Осетию. "Он мне изложил тот спектр отношений, которые сложатся у нас с ЕС и США. И спустя время я понял, что так это и было бы", - признался Лукашенко.
"Со списком бед и несчастий, которые могут обрушиться на Беларусь, я встретился с Медведевым в Сочи", - сообщил Лукашенко. По его словам, он спросил Медведева, готов ли тот "разделить эти беды и подставить плечо".
"Его ответ был: "Не надо торговаться, это одна тема, а это - другая", - сказал Лукашенко. - Если это так, то продолжения разговор не имеет".
Теперь, когда отношения Беларуси с ЕС отнюдь не безоблачны, возникает вопрос: готова ли белорусская власть пересмотреть свою позицию относительно признания Абхазии и Южной Осетии?