МАНДАТ ИСЧЕРПАН. ПАРТНЕРСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Источник материала:  
МАНДАТ ИСЧЕРПАН. ПАРТНЕРСТВО ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Белорусская сторона приняла решение о непродлении мандата белорусского представительства Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Необходимо отметить, что это осознанное решение, которое обусловлено отсутствием объективных оснований для сохранения миссии ОБСЕ в Беларуси», — говорится в заявлении пресс-секретаря белорусского внешнеполитического ведомства
Андрея Савиных.
Новость вызвала бурную, если не сказать истеричную, оценку. Оппозиция не замедлила дать свою трактовку решению белорусской стороны.
Вслед за оппонентами Александра Лукашенко с выражением «глубокого сожаления» по поводу решения белорусского руководства выступили представители европейского политического истеблишмента. «С 1998 года Офис ОБСЕ в Минске оказывал ценную поддержку усилиям правительства, направленным на содействие институциональному строительству, укрепление верховенства закона и развитие отношений с гражданским обществом в соответствии с принципами и обязательствами ОБСЕ, а также на разработку мер в экономической и экологической сферах… Мандат Офиса не был выполнен. Есть важная работа для продолжения деятельности ОБСЕ в Беларуси», — заявил министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, вступающий в должность действующего председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Чиновник призвал правительство Беларуси пересмотреть свое решение. Реакция предсказуемая в свете последних событий.
О чем же «сожалеют» политкорректные европейцы? Беларусь — не первая страна, принявшая решение о закрытии региональной структуры Организации. «Как свидетельствует опыт Латвии, Эстонии, Грузии, где в последние годы аналогичные полевые представительства ОБСЕ были закрыты этими государствами после определенного периода их работы, проектная деятельность ОБСЕ может успешно и эффективно реализовываться в прямых контактах с институтами ОБСЕ. Данный подход уже на протяжении нескольких лет отрабатывался нами со штаб-квартирой ОБСЕ», — констатирует Андрей Савиных.
Белорусская сторона терпеливо шла навстречу. По требованию БДИПЧ ОБСЕ был обновлен Избирательный кодекс Беларуси, в нем появились значительные изменения. Нововведения обеспечили вхождение представителей политических партий и неправительственных организаций в избирательные комиссии. Был упрощен порядок проведения предвыборных встреч с избирателями в виде массовых собраний, пикетов, дебатов. Впервые кандидатам разрешили использовать собственные избирательные фонды на предвыборную агитацию при сохранении государственного финансирования на изготовление печатных материалов, бесплатных выступлений в республиканских СМИ. Представились дополнительные гарантии для оспаривания результатов выборов. Повышена эффективность судебной защиты избирательных прав.
Перечень далеко не полный. Вникать в тонкости юриспруденции — дело специалистов. Но факт остается фактом. В совместном заключении Венецианской комиссии Совета Европы и БДИПЧ ОБСЕ о поправках в Избирательный кодекс Беларуси, опубликованном в июне 2010 года, отмечен ряд «значительных улучшений» белорусского избирательного законодательства.
В результате в качестве кандидатов в президенты на выборах 2010 года было зарегистрировано рекордное количество претендентов на высшую государственную должность. По оценке наблюдателей ОБСЕ, «процесс сбора подписей прошел в открытой и инклюзивной манере без ограничений и предвзятого отношения со стороны властей».
Миссия ОБСЕ настаивала на проведении радио- и теледебатов в прямом эфире. Белорусские власти пошли навстречу. Не их вина, что оппозиционные политики умудрились «запороть» эфир. После этого альтернативные кандидаты принялись пенять на то, что им не предоставили возможности в ходе своих обращений использовать заранее записанные видеоматериалы. Но не они ли сами и их представители ратовали за возможность обратиться к избирателям «напрямую». Хотели? Добились своего! Власти обеспечили режим максимального благоприятствования по ведению предвыборной кампании. Что же взамен?
В условиях небывалой терпимости действующая власть, по крайней мере, имела основания хотя бы надеяться на тактичность и корректность оппонентов. Но оппозиция привыкла манипулировать вердиктами влиятельной организации. Прошедшая выборная кампания не исключение. И — тем не менее!
Как бы кому-то ни хотелось, но в заключении наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ нет прямых утверждений о «фальсификации выборов». Эксперты не ставят под сомнение тот факт, что избирательный процесс проходил в условиях открытости и прозрачности.
В день голосования наблюдатели ОБСЕ посетили в общей сложности 960 избирательных участков. Выборный процесс нареканий не вызвал. В отдельных случаях имела место критика относительно процедуры подсчета голосов, но и она носила отнюдь не тотальный характер. В большинстве случаев оценка была позитивной! (Это подтверждают также эксперты миссии СНГ и независимые наблюдатели).
Самый спорный вопрос — реакция властей на массовые беспорядки, организованные альтернативными кандидатами после закрытия избирательных участков. Нет смысла говорить о том, что эти действия находятся за рамками выборного процесса. Неоспоримо и стремление властей обеспечить сохранность своих граждан и институтов. В ряде стран деструктивное поведение толпы подавляется куда более радикальными методами, но по какой-то странной закономерности сей факт вызывает куда более сдержанную реакцию Евросоюза и США и не влечет за собой никаких санкций. В случае с Беларусью дело обстоит иначе.
Эмоциональная риторика западных экспертов сыграла на руку белорусской оппозиции. На фоне безоговорочного проигрыша она стала последним козырем в ее игре. И именно эта карта разыгрывается в дискуссиях, возникших вокруг закрытия Офиса ОБСЕ в Минске. Так ли все однозначно?
Доморощенным «демократам» с чистой совестью нелишним будет напомнить: не они ли несколько лет назад бесконечными и агрессивными кляузами на экс-главу минского Офиса ОБСЕ Ганса-Йохана Шмидта добились преждевременного сложения им полномочий. Дипломат, весьма конструктивно и объективно приступивший к выполнению своих служебных обязанностей, разочарованный вынужден был покинуть нашу страну. Белорусская оппозиция «забросала» штаб-квартиру ОБСЕ в Вене жалобами. В вину Шмидту ставилось желание «вести диалог со всеми срезами белорусского общества», в том числе с руководством республики. Не только, видите ли, с радикально настроенными главарями оппозиционных партий!..
Доходило до абсурда. Мол, кто-то видел немецкого дипломата, выходящего из здания Администрации Президента Беларуси. Выходит, глава Офиса ОБСЕ в Минске должен был все свое внимание сосредоточить исключительно на приемах в честь завсегдатаев штаб-квартиры БНФ и консультациях с активистами ОГП?
За годы работы представительства белорусские радикалы привыкли считать Офис своим приватным «филиалом». При этом не ставилось в расчет, что ОБСЕ прежде всего международная организация, а Беларусь — ее полноправная участница. Неожиданно в Минск прибыл дипломат, посчитавший своим служебным долгом принять во внимание позицию официального Минска. Возмущение белорусской оппозиции не знало границ! И она своего добилась. Неудобный Шмидт уехал…
Будем объективными. «Решение Республики Беларусь о прекращении работы Офиса в Минске не приведет к снижению уровня взаимодействия нашей страны с ОБСЕ. Напротив, мы готовы к укреплению и повышению эффективности практического взаимодействия с институтами ОБСЕ по всем направлениям программной деятельности организации», — говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Беларуси.
Офис ОБСЕ в Минске закрывается, но это отнюдь не показатель того, что Беларусь отказывается от европейских ценностей. Республика по-прежнему стремится к партнерству и созиданию.

Дарья СНЕГИНА
←О национальных интересах и ложных посылах. Анатолий Рубинов: претензии Запада к нашей стране не связаны с выборами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика