Глава МИД Беларуси проводит в Брюсселе разведку боем?
Министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов попал в двусмысленное положение. Он прибыл в Брюссель для проведения вроде бы договоренных встреч с высокопоставленными представителями Евросоюза. Оказалось, однако, что последние совсем не горят желанием выслушивать оправдания белорусских властей. Не исключено, что целью такого «выдерживания в прихожей» является демонстрация крайней степени неудовлетворенности ЕС поведением официального Минска.
Если же переговоры все-таки состоятся, то можно не сомневаться, что главной их темой будут перспективы отношений Беларуси с ЕС в свете сложившейся чрезвычайно напряженной ситуации.
Стремительность, с которой был организован визит Мартынова, равно как и тот факт, что вояж осуществляется по инициативе белорусской стороны, позволяют предположить, что многочисленные заявления европейских политиков, в которых резко осуждаются действия властей страны и звучат призывы к значительному расширению различных санкций, вызвали в Минске серьезную озабоченность.
Вместе с тем, не очень понятно, на какую иную реакцию могло рассчитывать белорусское руководство. Вряд ли оно было настолько наивным, что ожидало, будто объединенная Европа воспримет случившееся как нечто совершенно естественное.
Скорее напротив: сделанные на следующий день после «кровавого воскресенья» на самом высоком уровне высказывания отнюдь не свидетельствовали о наличии в этом плане каких-то оптимистических настроений. В пассажах из уст руководства Беларуси откровенно прозвучала готовность к возобновлению конфронтации. Да и в дальнейших поступках властей никак не просматривалось стремление к смягчению ситуации.
В соответствии с этим складывается впечатление, что в дело вступили некие новые факторы, которые и вынудили главу белорусского внешнеполитического ведомства срочно испрашивать аудиенцию у баронессы Эштон.
Что же это могут быть за факторы? Очевидно, что событием, позволившим белорусскому руководству считать взаимодействие с Западом вообще и с Евросоюзом в частности уже не столь критичным, стало примирение с Москвой, состоявшееся за десять дней до выборов. Тем самым у него фактически оказались развязанными руки.
На этом основании логично предположить, что между союзниками снова пробежала черная кошка. Разумеется, в силу византийской скрытности политики обоих государств многие обстоятельства остаются тайной за семью печатями. Однако кое-что все же проявляется.
Так, на минувшей неделе стало известно, что, вопреки декабрьским договоренностям, российские нефтяные компании требуют заложить дополнительно 45 долларов в стоимость тонны беспошлинной нефти для Беларуси. При этом дело дошло уже до приостановки поставок. Минск же настаивает на буквальном выполнении соглашений, ссылаясь на то, что они уже ратифицированы Национальным собранием.
Этот факт является весьма примечательным. Как-то слабо верится, что такое требование российских нефтяников есть их собственная инициатива, не согласованная с Кремлем. Гораздо более вероятно, что начинают сбываться прогнозы тех экспертов, которые не поверили в искренность красивых слов, сказанных в Москве, и предсказывали, что российское давление на Беларусь будет постепенно усиливаться.
Кстати, в пользу этой гипотезы говорит и то, что, несмотря на упомянутые соглашения, «Газпром» так и не согласился снизить цену на газ для Беларуси на текущий год.
Таким образом, белорусский режим оказался в глубокой зависимости от Москвы практически без внешней поддержки, и господин Мартынов, вероятно, отправлен спасать положение. Подобной миссии, конечно, не позавидуешь. Правда, министру к ним не привыкать…
В целом визит явно задумывался в качестве разведки боем, так как ни один из предполагаемых собеседников Мартынова не вправе самостоятельно принимать какие-либо принципиальные решения.
На данный момент представляется маловероятным, что большинство европейских столиц может прислушаться к аргументам насчет оправданности мер, использованных властями против политических оппонентов. Во-первых, прошло еще слишком мало времени после испытанного шока. Кроме того, не способствует взаимопониманию и продолжение репрессий.
Тем не менее, полного единодушия в рядах Евросоюза нет. Например, на состоявшемся 7 января совещании дипломатов ЕС высшего звена против предложения вернуть санкции выступила Италия.
Поэтому, скорее всего, развернется дискуссия, во время которой одной из главных тем будет судьба политзаключенных. В обмен на отказ Евросоюза от введения каких-то санкций можно ожидать смягчения участи некоторых из них.
По большому же счету ситуация будет по-прежнему определяться положением дел на белорусско-российском фронте.
Андрей ФЕДОРОВ