СЕКТА, СТОП!
02.12.2010
—
Новости Политики
Всплеск политической активности — характерная особенность любой выборной кампании. Конкуренция идей происходит на всех уровнях: в обывательских «разговорах на кухне», в выступлениях политиков и, конечно, проявляется в соперничестве партий за доверие электората. Какова прозрачность структур, идущих во власть? Кто стремится занять ключевые позиции в системе управления государством? Кто претендует на роль гуру в общественном сознании?
Интернет-источники предали огласке занятную информацию: ряд членов незарегистрированной партии «Белорусская Христианская Демократия» (БХД) оказались членами различных сект. Дабы не прослыть голословными, сайты указывают на конкретных людей, называют их фамилии, имена и даже должности, как мирские, так и «просветленные»: Евтух Владимир Иванович, Церковь ХВЕ «Благодать»; Кисель Анатолий Казимирович, учредитель ОО «Белорусская ассоциация «Христианская деловая инициатива» по городу Минску, директор ООО «Антонрайс»; Скоробогатый Леонид Иванович, учредитель ОО «Белорусская ассоциация «Христианская деловая инициатива» по городу Минску, предприниматель, Церковь ЕХ «Луч надежды»; Малыгин Андрей Эдуардович, «Христианская Ассоциация служения осужденным»; Соколова Ирина Ивановна, инициатор создания ХБОО «Надежда для тебя»; Шабалин Юрий Сергеевич, Христианский реабилитационный центр «Свобода».
Словарь иностранных слов дает два определения сектантству. Согласно первой трактовке, секта рассматривается как «религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви». Что ж, свобода вероисповедания в нашей стране под вопрос не ставится. Все, что не несет на себе отпечатков экстремизма, не разрушает личность, в Беларуси под запрет не подпадает. Второе определение конкретизирует, что за понятием «секта» скрывается «группа лиц, замкнувшихся в своих узких групповых интересах». Логично предположить, что раз интересы «узкие», с ориентирами большинства не совпадающие, о благе для всего общества речь, как минимум, не идет. Можно было бы закрыть глаза на это явление как на локальное. В конце концов, выбор ценностей и единомышленников — дело сугубо личное. Если бы такие кланы упорно не рвались в большую политику...
В конце 90-х годов прошлого века Павел Северинец — личность хорошо известная в оппозиционных кругах — провозглашает христианство концептуальной основой национальной идеологии. В 1999 году он создает объединение «Христианская инициатива». Идею опоры на христианские организации он пытается распространить среди функционеров партии БНФ и возглавляемой им организации «Молодой фронт». Доминирующие в Беларуси конфессии от инициативы «открестились». Зато она нашла отклик в рядах сторонников отдельных христианских сект, прежде всего, среди пятидесятников.
Переломной точкой для слияния оппозиции и сектантства стали дискуссии, разгоревшиеся в 2002 году вокруг планируемого принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях». По инициативе «Христианской инициативы», а также общественных и политических активистов создается движение «За свободу вероисповедания». Несмотря на сильное противодействие, закон был все же принят. Острый конфликт между пятидесятниками и государством разгорелся в 2005 году. На кону стояло здание церкви «Новая жизнь». При поддержке «Христианской инициативы» было издано открытое письмо, на этот раз содержащее, помимо требований, прямые угрозы.
Партийный облик идеи сектантства обретают в 2006 году. Павел Северинец и его единомышленники создают партию «Белорусская христианская демократия», ориентированную на прямое взаимодействие с религиозными организациями. Представители БХД весьма активно включились в политическую работу. В их активе: попытки провести своих представителей в парламент, постановка на поток информационно-пропагандистской кампании в СМИ, установление контактов с зарубежными дипломатами. В Организационный комитет партии вошли так называемые демократические политики-христиане. Сопредседателями БХД выступили Георгий Дмитрук, Виталий Рымашевский, Павел Северинец, Алексей Шеин. Показательно, что с момента создания БХД до настоящего времени партия официально не зарегистрирована в Беларуси ввиду допущенных многочисленных нарушений законодательства и ее деятельность находится вне правового поля республики.
Сей нюанс не воспрепятствовал Виталию Рымашевскому выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента Беларуси на предстоящих выборах. В октябре 2010 года вместе с отдельными ныне баллотирующимися претендентами на высшую государственную должность, а именно Николаем Статкевичем, Владимиром Некляевым, Ярославом Романчуком, Андреем Санниковым, Рыгором Костусевым, Алексеем Михалевичем, он выступил в поддержку церкви «Новая Жизнь», подписав соответствующее обращение (www.newlife.by/news_full.php?id=918).
Возможности и перспективы участия в политике неформальных религиозных организаций были отмечены рядом независимых изданий. По мнению одной весьма читаемой газеты, «…представители религиозных меньшинств в нашей стране испытывают огромные трудности. Их не так мало, они — один из неиспользуемых резервов оппозиции, потому что кровно и большей частью сознательно заинтересованы в построении демократии». Был бы спрос — будет и предложение!
Теоретически критиковать активистов БХД и пятидесятников за стремление принимать участие в политике беспочвенно. Во всем мире действуют христианские партии, вполне конструктивно влияющие на политические процессы. Но, во-первых, в белорусском исполнении налицо узкоклановость созданной партийной организации, что ставит под сомнение ее идейную платформу. Уж не служат ли христианские ценности ширмой? Во-вторых, в своей работе БХД опирается на поддержку иностранных структур, а это уже признаки ангажированности. Чьи интересы отстаивает «Белорусская христианская демократия»? Граждан Беларуси или зарубежных оппонентов государственных институтов?
Тема не нова и уже становилась предметом дискуссий. Причем не в исполнении «прогосударственных рупоров», как любит именовать госСМИ оппозиция. К соответствующим выводам пришли международные эксперты. В июне Беларусь посетил Томас Гандоу, руководитель Центра по изучению культов Берлино-Бранденбургской Лютеранской Церкви, один из экспертов авторитетной международной организации «FECRIS». По мнению немецкого исследователя, само название «Белорусская христианская демократия» звучит привлекательно, по-европейски. И — тем не менее! «В Европе тоже есть христианские партии. Но при оценке этого феномена нужно обращать внимание на то, как проходил процесс создания таких партийных организаций. Например, в Германии партия «Христианско-демократический союз» (ХДС) создавалась совместными усилиями нескольких крупных христианских церквей. Сотни тысяч человек приняли решение учредить такую партию, ставшую влиятельной политической силой. Но, если инициатива создания христианской партии принадлежит какой-то одной немногочисленной организации, невозможно серьезно говорить о ее таковой идейной платформе. Это маскировка, но за фасадом ничего нет», — считает эксперт.
Политики часто используют такие организации в своих целях. В частности, к услугам подобных структур прибегает правительство США. Церковь «Новая жизнь» вполне может быть востребована для оказания давления на руководство Беларуси.
Неплохая пища для размышлений. Сегодня к власти рвутся апологеты сомнительных религиозных течений. Что завтра? Крестный ход вокруг каменных идолов? Или, может, массовое самоубийство? Так уже было однажды в Америке! В ноябре 1978 года в поселке Джонстаун (Гайана) 914 членов американской религиозной секты «Народный храм», включая детей, по призыву ее руководителя Джима Джонса, организованно выпили отравленный цианидом напиток. Несогласные были застрелены…
Дарья СНЕГИНА