Жан-Эрик Хольцапфель: в области торговли и инвестиций Беларуси и ЕС предстоит еще много работы
С 2011 года представительство Евросоюза в Беларуси будет функционировать как полноценное посольство. О том, какие изменения произойдут в его работе, а также о проблемах и перспективах в отношениях Беларуси с ЕС временный поверенный в делах Евросоюза в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель беседовал с корреспондентом БелаПАН.
— В новом году мы возьмем на себя функции дипломатического представительства ЕС в Беларуси — те, которые сейчас выполняются местным председательством в ЕС, посольством Венгрии.
Это означает, что наша роль станет более активной, приоритетной в переговорах с МИД, наши отчеты из Беларуси будут передаваться верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности, фактически — министру иностранных дел ЕС баронессе Аштон.
Сейчас осуществляется работа по повышению статуса нашего представительства. Новый руководитель миссии в ранге посла пока не назначен. Этот вопрос еще будет обсуждаться в штаб-квартире в Брюсселе. Поэтому не уверен, что посол сможет прибыть в Беларусь к 1 января 2011 года.
С повышением статуса представительства расширится и его штат. Предполагается, в том числе, создание полноценного торгово-экономического отдела. Сейчас вопросы экономического сотрудничества курирует один сотрудник.
— Как Вы оцениваете нынешний уровень торгово-экономических отношений ЕС и Беларуси?
— ЕС является вторым по объему после России внешнеторговым партнером Беларуси. В 2009 году, году мирового экономического кризиса, произошло снижение товарооборота между ЕС и Беларусью, но уже в текущем мы наблюдаем рост объема как импорта, так и экспорта. Причем, по статистике темп роста экспорта из ЕС в Беларусь выше, чем импорта. Одной из причин тому является необходимость в модернизации белорусской экономики, а около половины европейского экспорта в Беларусь составляет промышленное и транспортное оборудование.
Развивается и инвестиционное сотрудничество. В 2008 году прямые иностранные инвестиции из стран ЕС в Беларусь составили около 231 млн. евро. Однако очевидно, что и здесь есть пространство для роста.
Для дальнейшего развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между ЕС и Беларусью необходимо улучшить общие рамочные условия — это главное, что я хотел бы подчеркнуть.
— О каких условиях идет речь? Что тормозит развитие торгового и инвестиционного сотрудничества?
— Из сдерживающих факторов назову, прежде всего, отсутствие полноценных правовых основ, регулирующих двусторонние отношения в экономике. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Беларусью в настоящее время заморожено, а юридической и правовой базой для торгово-экономического сотрудничества является документ, подписанный еще в советские времена.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве позволило бы говорить в рамках программы «Восточное партнерство» о создании комплексной зоны свободной торговли — при условии присоединения Беларуси к ВТО. Но разморозить его мы не можем из-за отсутствия значительного прогресса в политическом диалоге.
Во-вторых, Беларусь в настоящее время лишена преференций в торговле со странами ЕС (исключение Беларуси из Обобщенной системы преференций в торговле произошло в июне 2007 года по рекомендации Международной организации труда из-за грубых нарушений прав независимых профсоюзов, прим. — БелаПАН).
Кроме того, для Беларуси не открыты кредитные инструменты (программы) ЕС. В частности, на нее не распространяется мандат Европейского инвестиционного банка.
Устранение этих барьеров стало бы дополнительным импульсом для развития торгового, экономического и инвестиционного сотрудничества между ЕС и Беларусью.
Думаю, мы могли бы пойти дальше и заключить комплексное соглашение о сотрудничестве, разработать совместный план действий на промежуточном этапе. Но все, повторю, зависит от того, как будет развиваться политический диалог между Беларусью и ЕС.
Мы приветствовали бы начало полномасштабного сотрудничества с Беларусью. Но без серьезных изменений в ключевых направлениях, по таким вопросам, как проведение выборов, свобода СМИ и собраний, нам будет очень трудно убедить страны-члены ЕС и Европарламент в необходимости перехода к более активному взаимодействию с Беларусью по другим направлениям.
С другой стороны, значительный потенциал для развития торгового и инвестиционного сотрудничества заключен в продолжении экономической либерализации в Беларуси.
Мы приветствуем ту работу, которую Беларусь проводит по либерализации своей экономики. Мы также приветствовали бы дополнительные усилия страны по обеспечению безопасности ведения бизнеса, безопасности инвестиций. Инвесторам и бизнес-сообществу в целом нужны надежные законы и процедуры, а также надежные налоговая система, правосудие и таможенное законодательство.
Бизнес, например, хочет иметь гарантии справедливого рассмотрения дел в суде. По свидетельству бизнесменов, затрудняют развитие сотрудничества многочисленные случаи конфискации товаров на белорусской таможне, усложненность систем сертификации и налогообложения (впрочем, на налоги бизнес жалуется в любой стране).
Инвесторам трудно принять дополнительные условия белорусских властей по строительству социальных объектов или субсидированию колхозов или совхозов, поскольку это не является сферой их бизнеса. Есть и другие направления для улучшения делового и инвестиционного климата в стране.
— Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с соблюдением прав независимых профсоюзов в Беларуси? Есть ли надежда на скорое возвращение нашей страны в Обобщенную систему преференций ЕС?
— Преференции предоставляются только тем странам, которые выполняют требования Международной организации труда. До настоящего времени мы не видели достаточного прогресса в выполнении Беларусью условий МОТ. МОТ каждые полгода на своих заседаниях рассматривает ситуацию в Беларуси. Как только мы получим от нее положительный сигнал, то сможем сразу решить этот вопрос.
ЕС не связывает вопрос возвращения Беларуси в систему торговых преференций с двусторонним политическим диалогом.
— Правительство рассчитывало на полное снятие в 2010 году ограничений ЕС на поставки белорусской текстильной продукции в Европу. Однако с 1 января 2010 года при экспорте белорусского текстиля в страны ЕС применяются автономные квоты (страны ЕС устанавливают их в одностороннем порядке). Возможен ли вариант полной отмены квот на экспорт белорусского текстиля в страны Евросоюза?
— Сегодня между Беларусью и ЕС нет соглашения по торговле текстилем. Срок действия предыдущего истек в конце 2009 года. Система автономных квот была создана, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Беларусь приняла решение не подписывать соглашение прежнего формата. Для соглашения нового формата, в котором заинтересована страна, пока нет условий. Разрешить эту ситуацию могло бы присоединение Беларуси к ВТО. Это автоматически означало бы снятие всех автономных квот.
— В каких экономических проектах «Восточного партнерства» может участвовать Беларусь?
— В рамках «Восточного партнерства» определены четыре пилотных проекта. Они касаются интегрированного управления границами, энергетики, малых и средних предприятий, предотвращения чрезвычайных происшествий (техногенных и природных). Беларусь может участвовать во всех перечисленных инициативах.
Все проекты «Восточного партнерства» пока еще находятся в стадии разработки. В самой продвинутой стадии — проект по интегрированному управлению границами. Беларусь активно вовлечена в работу по его подготовке: участвует в обсуждении платформы, вносит свои предложения.
— Предусматривается ли расширение макрофинансовой (технической) помощи Беларуси?
— Данный вопрос постоянно обсуждается. Однако уровень и объем этой помощи будут также зависеть от развития политического диалога и от шагов белорусской стороны, в частности, от подписания соглашений, в рамках которых реализуется техническая помощь.
Техническая помощь ЕС Беларуси осуществляется по нескольким видам программ: национальные двусторонние программы помощи ЕС Беларуси; региональные, в которых наряду с Беларусью участвуют и другие страны региона; программы трансграничного сотрудничества; тематические программы.
По нашей оценке, общий объем помощи, предоставленной ЕС Беларуси в рамках уже реализуемых проектов и тех, что находятся в стадии подготовки, может составить около 90 млн. евро. Это без учета региональных проектов с участием Беларуси, бюджет которых распределяется между всеми странами-участницами.
В рамках Европейского инструмента добрососедства и партнерства (работает с 2007 года) объем технической помощи Беларуси до недавнего времени составлял 5 млн. евро в год. Теперь он значительно вырос. В начале ноября Еврокомиссия утвердила финансирование программы 2010 года, предусматривающей предоставление помощи в размере 10 млн. евро на развитие эффективности энергетического сектора Беларуси. По программе 2011 года, которую мы сейчас готовим, объем финансирования составит около 13 млн. евро. И этот объем помощи может быть значительно увеличен в зависимости от того, как будет развиваться политический диалог.
— Есть ли перспективы сотрудничества ЕС с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и России?
— Перспективы, конечно, есть. Но поскольку страны-участники Таможенного союза не являются членами ВТО, это создает существенные трудности.
Таможенный союз очень интересен для Беларуси, поскольку Россия остается ее главным торговым партнером. Однако создание Таможенного союза привело к значительному увеличению размера таможенных пошлин, что вызвало обеспокоенность ЕС.
Есть вопрос и по экспортным тарифам. Если бы Беларусь была в ВТО, у нее не было бы проблем с экспортными тарифами, поскольку не было бы самих тарифов.
По заявлениям из Москвы, вопрос экспортных тарифов будет решен в рамках создания Единого экономического пространства. Это коснется отношений между Беларусью и Россией, но не между Беларусью и ЕС, поскольку в настоящий момент торговые переговоры между Беларусью и ЕС не ведутся.
Участие вашей страны в Таможенном союзе сильно осложняет переговоры по торговле с ЕС. Поэтому для нас ключевым вопросом остается вступление Беларуси, как и других участников Таможенного союза, в ВТО.
ЕС заинтересована в том, чтобы Беларусь стала членом ВТО с достаточной степенью открытости внутреннего рынка. Однако участие Беларуси в Таможенном союзе усложняет процесс и этих переговоров.
Дискуссии о возможностях сотрудничества между Европейским и Таможенным союзами уже ведутся. Наш директорат по торговле активно обсуждает эти вопросы с Беларусью, Россией и Казахстаном.
— Следует ли из всего сказанного, что до присоединения Беларуси к ВТО рассчитывать на большой прогресс в торговом партнерстве нашей страны и ЕС не приходится?
— Не совсем. Если бы нам удалось разморозить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС и начать дискуссию о создании комплексной зоны свободной торговли, подписать соглашение о свободной торговле, тогда наши эксперты вернулись бы к вопросу о том, как можно построить отношения с Беларусью в рамках Таможенного союза.
Ирина САЗАНОВИЧ