ЕС продлил и тут же приостановил санкции в отношении Белоруссии
Евросоюз продлил санкции, запрещающие въезд на его территорию высокопоставленным белорусским чиновникам. Одновременно было принято решение наложить на исполнение этих санкций мораторий. Это символ отношений белорусского президента Александра Лукашенко с Брюсселем.
Совет Евросоюза продлил в понедельник до 31 октября 2011 года персональные санкции в отношении высшего белорусского руководства, обвиняющегося в нарушении прав человека.
41 высокопоставленному белорусскому чиновнику, включая президента Александра Лукашенко, запрещен въезд в ЕС. Но реально въезжать в Европу по-прежнему не смогут только пятеро из них – в отношении 36 человек Брюссель одновременно с продлением санкций продлил и мораторий на их применение.
Под действие моратория не подпадают пять человек, которых европейцы считают самыми злостными врагами прав человека в окружении Лукашенко. Это бывший командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко, два бывших министра внутренних дел – Юрий Сиваков и Владимир Наумов, бывший генеральный прокурор (а ныне помощник Лукашенко по особым поручениям) Виктор Шейман и глава ЦИК Лидия Ермошина.
В официальной резолюции Евросоюза сказано, что «готовность ЕС к развитию отношений с Белоруссией будет зависеть от прогресса в области развития в стране демократии, в том числе соблюдения прав человека и принципа верховенства закона». При этом совет ЕС выразил «обеспокоенность ситуацией в Белоруссии в области демократии и прав человека». Совет также «глубоко сожалеет в связи с отсутствием прогресса» в Белоруссии по ряду вопросов, в том числе по реформированию избирательного кодекса, соблюдению права на свободу слова, СМИ, собраний и ассоциаций. В резолюции подчеркивается, что ЕС продолжит оказывать поддержку гражданскому обществу в Белоруссии в целях «развития плюралистической и демократической атмосферы» в стране.
Одновременно Брюссель объявил, что ЕС продолжит обсуждение плана реформ для Белоруссии, которые разработаны Еврокомиссией в рамках европейской политики добрососедства. Кроме того, не исключается возможность макрофинансовой помощи ЕС Белоруссии в случае выполнения страной определенных условий.
История европейских гонений для Лукашенко продолжительна. Впервые визовые санкции были введены в 2004 году в отношении четырех белорусских чиновников, а к 2006 году в список вошел уже 41 человек. Первыми в список попали четыре представителя силовых структур, причастные, по мнению ЕС, к исчезновению в Белоруссии в 1999–2000 годах оппозиционных политиков. Эти силовики – Наумов, Шейман, Сиваков и Павличенко. В декабре 2004 года, после парламентских выборов и референдума (Европа из-за множества фальсификаций не признала ни одно, ни другое), список пополнили глава Центризбиркома Ермошина и бывший командир минского спецназа Юрий Подобед.
В апреле 2006 года в список невъездных попал и сам Александр Лукашенко, ответственный, по мнению ЕС, за нарушения прав человека в ходе президентской кампании. Чуть позже въезд белорусскому президенту закрыли еще несколько стран, которые не входят в ЕС.
В октябре того же года санкции были распространены на судейских чиновников: судью суда Московского района Минска Алексея Рыбакова и гособвинителя Сергея Бортника – за политический приговор бывшему кандидату в президенты Александру Козулину, а также на судью суда Центрального района Минска Леонида Ясиновича и гособвинителя Андрея Мигуна – за скандальный приговор активистам незарегистрированной организации «Партнерство».
В 2008 году, когда отношения между Москвой и Брюсселем переживали кризис из-за августовской войны с Грузией, а белорусский президент публично переругивался с российским премьером Владимиром Путиным, к Минску в Евросоюзе решили отнестись мягче. В октябре того года главы МИД стран ЕС впервые приостановили на полгода действие санкций для 36 белорусских чиновников. С тех пор Евросоюз несколько раз принимал решение о продлении санкций и одновременно о моратории на их применение. При этом на пятерых человек действие моратория не распространялось. Так произошло и на этот раз.
МИД Белоруссии отреагировал стандартно – там заключение о продлении санкций в отношении белорусских чиновников и продлении моратория на их действия оценили «с сожалением». Пресс-секретарь МИД Андрей Савиных сказал агентству «Интерфакс-Запад»: «Вызывает сожаление то обстоятельство, что совет ЕС не смог преодолеть инерционную логику санкционного мышления. Белорусская сторона неоднократно подчеркивала тупиковость политики ограничений».
Лукашенко не смог накануне выборов договориться с Брюсселем – считают эксперты «Газеты.Ru».
«Такое решение со стороны Европы предсказывалось ранее. Это свидетельствует о том, что существенных изменений в политике Лукашенко не произошло и это не удовлетворяет Европейский союз», – говорит политический обозреватель журнала «Контратексты» Роман Яковлевский. «А то, что в этом списке еще до выборов в качестве невъездной фигурирует Лидия Ермошина, говорит о том, что Европа не питает никаких иллюзий в отношении предстоящих 19 декабря президентских выборов. Это можно расценивать и как свидетельство того, что Лукашенко не смог накануне выборов сторговаться с Брюсселем, как бы ему этого ни хотелось», – уверен эксперт «Газеты.Ru».
Похоже рассуждает политолог Юрий Дракахруст: «Подобное решение ЕС принимает уже четвертый раз с сентября 2008 года. Сохраняя формально санкции, ЕС сохраняет, так сказать, дамоклов меч в ножнах, возможность ввести эти санкции в действие, если в том будет нужда. Сохранением санкций ЕС обозначает, что не готов полностью закрыть глаза на нарушения прав человека в Белоруссии. В то же время еще в 2008 году ЕС пришел к заключению, что политика ограничений и санкций в отношении Белоруссии не ведет к достижению целей европейской политики. Поэтому санкции вроде и есть, но в то же время их и нет».
«Если бы ЕС полностью отменил санкции, это было бы знаком того, что Брюссель играет против Москвы. Если бы санкции были продлены и при этом введены в действие, были бы основания говорить о сделке между Москвой и Брюсселем. А так ЕС, поступая по тренду, оставляет себе широкое поле возможностей для политического маневра», – рассуждает эксперт.
В резолюции совета ЕС фактически оговорены «правила игры» для официального Минска. А именно: в документе содержится призыв к белорусским властям провести президентские выборы в соответствии с нормами и стандартами международного права. Совет ЕС приветствует решение белорусских властей пригласить для наблюдения за выборами представителей БДИПЧ ОБСЕ. «ЕС будет внимательно следить за развитием ситуации во время и после выборов. Ясный и видимый прогресс при проведении выборов даст новый стимул для развития политики ЕС в отношении Белоруссии», – говорится в документе.