Родина не продается? К геополитическим альтернативам белорусы относятся с подозрительностью и расчетом
20.10.2010 16:09
—
Новости Политики
Вопросы геополитического выбора, отношений с соседями, обеспечения экономической стабильности страны неизбежно выплывают на первый план во время политических кампаний. Оно и понятно: Беларусь – небольшое государство с открытой экономикой, ориентированной на экспорт, и взаимосвязь между тем, как мы выстроим наши внешние связи, найдем ли достойных партнеров, сохраним ли рынки, и благосостоянием конкретных граждан вполне прямая и очевидная.
Еще более актуальными становятся такие вопросы, когда внешние игроки начинают напрямую влиять на политические процессы в Беларуси – в нынешний политический сезон очевидна активизация России, причем в несколько необычной, исходя из предыдущих президентских кампаний в Беларуси, для нее роли. Вообще отношения с Россией до последнего времени были практически монополизированы властью: несмотря на всю, казалось бы, тесноту связей между двумя государствами, их формат и динамика определялись почти исключительно настроениями и решениями первых лиц – все остальное было уже производным от таких решений.
Такое положение вещей не нравилось в первую очередь той части политической оппозиции, которая искала партнеров и союзников в России, надеясь, что поддержка Москвы поспособствует демократизации Беларуси. Их послание было примерно таким – Лукашенко готов только на пустые и бессмыссленные союзы, мы же будем с вами разговаривать и договариваться о конкретных вещах – экономика, энергетика, транзит, банки, инвестиции и т.д. Эта повестка дня – предметный диалог – предлагалась и как альтернатива, выход из братского тупика – и белорусскому, и российскому обществам. Впрочем, с изменением внешнеполитических координат некоторые альтернативные игроки устроили настоящее соревнование за внимание со стороны кремлевских чиновников и государственных СМИ.
Насколько, однако, велик электоральный потенциал такой тактики и такого предложения? В более широком плане, чем готовы пожертвовать белорусы для сохранения стабильности и благосостояния? На эти вопросы BISS попытался ответить в двух своих исследованиях. В первой половине 2010 года с интервалом всего в два месяца* BISS в сотрудничестве с лабораторией НовАК задал респондентам два похожих сета вопросов – на какие внешнеполитические уступки или интеграционные шаги пошли белорусы для улучшения экономического положения страны. Причем предлагались варианты интеграции (политическое объединение, финансовая, экономическая, военная интеграция) как в западном, так и в восточном направлении.
Однако в одинаковые, по виду, сеты вопросов мы заложили несколько подвохов. В исследовании "Социальные последствия мирового экономического кризиса" мы спросили, насколько приемлемы те или иные меры в целях улучшения экономической ситуации в стране – то есть, лейтмотивом вопроса была оценка респондента, способствуют ли те или иные меры улучшению экономической ситуации. В опросе, который мы провели чуть раньше, в рамках исследования "Беларусь и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры", мы спросили у респондентов, на что бы они пошли, если бы взамен Беларуси предложили бы конкретные блага: инвестиции, кредиты, дешевое сырье. Мы также предложили несколько разные варианты ответов. В апрельском вопросе респонденты могли выбрать между вариантами "вполне приемлемо", "в какой-то степени приемлемо", и "неприемлемо вообще". В февральском же мы не только пообещали больше "коврижек", но и убедили респондентов, что между вариантами полного принятия или полного неприятия тех или иных опций есть возможность обговорить какие-то дополнительные условия. Как мы видим, определенный эффект корректировки в акцентах действительно имели.
Таблица 1. Считаете ли Вы приемлемыми следущие меры для улучшения ситуации в стране (апрель 2010 г.)
Вполне приемлемо | В какой-то степени приемлемо | Неприемлемо вообще | Затрудняюсь ответить/нет ответа | |
Объединение Беларуси с Россией | 26.4 | 32.1 | 20.9 | 20.6 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий российскому капиталу | 5.8 | 26.9 | 44.8 | 22.5 |
Отказ от национальной валюты в пользу российского рубля | 8.6 | 19 | 43.6 | 28.8 |
Размещение на территории Беларуси войск России | 9.6 | 18.9 | 43.1 | 28.4 |
Признание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии | 18.9 | 20.8 | 13.5 | 46.8 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий европейскому капиталу | 6.1 | 23.1 | 47.1 | 23.7 |
Вступление Беларуси в НАТО | 2.1 | 9.5 | 62.1 | 26.3 |
Отказ от национальной валюты в пользу евро | 5.2 | 18.7 | 48.9 | 27.2 |
Вступление Беларуси в ЕС | 15 | 27.3 | 48.4 | 9.3 |
Таблица 2. Считаете ли Вы допустимыми следующие меры, если они будут предприняты в целях улучшения экономической ситуации в стране (например, если за те или иные шаги мы получим доступ к кредитам, рынкам, технологиям, дешевым ресурсам)? (январь-февраль 2010 г.)
Вполне допустимо | Допустимо только при определенных обстоятельствах | Не допустимо вообще | Затрудняюсь ответить/Нет ответа | |
Объединение Беларуси с Россией | 38.4 | 43.9 | 12.6 | 5.1 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий российскому капиталу | 6.4 | 38.4 | 50.8 | 4.4 |
Отказ от национальной валюты в пользу российского рубля | 12.9 | 36.2 | 41.6 | 9.3 |
Размещение на территории Беларуси войск России | 12.6 | 32.5 | 45.5 | 9.4 |
Признание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии | 31.7 | 28.3 | 13.2 | 26.8 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий европейскому капиталу | 6.4 | 28.4 | 58 | 7.2 |
Вступление Беларуси в НАТО | 2.7 | 20.2 | 61.7 | 15.4 |
Отказ от национальной валюты в пользу евро | 8.8 | 27.3 | 52.5 | 11.4 |
Вступление Беларуси в ЕС | 16.8 | 39.8 | 28.5 | 14.9 |
Общие тенденции, как мы видим, вполне сопоставимы. С одной стороны, как мы можем убедиться, у белорусов не существует твердого предубеждения против объединения с Россией, и в случае приемлемого предложения можно подписать и еще один союз, и согласиться на внешнеполитический диктат восточного соседа (в форме признания независимости Абхазии и Южной Осетии).
Однако, эти ориентации, как нетрудно убедиться, полностью лежат в русле политики "нефть в обмен на поцелуи", успешно до последнего времени проводившейся белорусскими властями. Чем в реальности белорусы готовы наполнить объединение, с которым они вроде как согласны? Как оказалось – практически ничем. Ни тебе допуска российского бизнеса в Беларусь, ни тебе российского рубля, ни тебе российских войск в Беларуси. Вернее, белорусы делятся по каждому из этих вопросов на две большие части: одна, большая – это те, кто не готов ни к какому варианту экономического и военного доминирования России в Беларуси, вторая – это те, кто все-таки считает, что за это доминирование Россия должна ну очень хорошо заплатить (именно так можно интерпретировать ответ "допустимо только при определенных обстоятельствах"). Но безответных, бескорыстных друзей России в Беларуси совсем не много. Заметим, почти то же самое можно сказать и об отношении белорусов к экономическому проникновению Евросоюза – различия в цифрах минимальны. Можно говорить, что общество проникнуто фобиями, навязанными официальной пропагандой, – и такая точка зрения вполне резонна. Но факт остается фактом – белорусское общество пока опасается экономической открытости и боится нашествия чужаков.
Также очевидно, что далеко не все белорусы уверены, что предложенные геополитические варианты в действительсти улучшат их экономическое положение. Заметим, однако, что конкретизация и усиление предложения (расписывание конкретных коврижек, за которые белорусам предлагают "продать родину") увеличивает популярность интеграционных проектов и внешнеполитических уступок, но не экономических преобразований. Конкретизация предложения, скорее, поляризует белорусов, увеличивая количество тех, кто за и тех, кто против, и резко сокращая сомневающихся.
Сторонники и противники действующего президента разнятся в плане геополитических и геоэкономических маневров в первую очередь по отношению к объединению с Россией и Европейским союзом. В то же время оппоненты Лукашенко несколько более склонны к допуску как российских, так и европейских инвесторов, как российского рубля, так и евро, но общих тенденций между ними, скорее, больше, чем различий. Готовность пожертвовать политической оболочкой ради экономичесих благ и несклонность к "предметной" интеграции, стремление любой ценой не сдать свой кусок добра – скорее, общенациональная черта, чем особенность какой-то социальной группы или электората.
Таблица 3. Считаете ли Вы допустимыми следующие меры, если они будут предприняты в целях улучшения экономической ситуации в стране (например, если за те или иные шаги мы получим доступ к кредитам, рынкам, технологиям, дешевым ресурсам)? (январь-февраль 2010 г.)
голосуют за Лукашенко | голосуют против Лукашенко | колеблющиеся | |
Объединение Беларуси с Россией | |||
вполне допустимо | 48.7 | 30.2 | 32.3 |
допустимо только при определенных условиях | 40.1 | 34.9 | 49.5 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 5.5 | 30.2 | 13.3 |
ЗО/Нет ответа | 5.7 | 4.7 | 4.9 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий российскому капиталу | |||
вполне допустимо | 3.8 | 13.5 | 6.3 |
допустимо только при определенных условиях | 37.3 | 37.2 | 39.7 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 54.3 | 47.3 | 49 |
ЗО/Нет ответа | 4.6 | 2 | 5 |
Отказ от национальной валюты в пользу российского рубля | |||
вполне допустимо | 12.7 | 18.1 | 11.7 |
допустимо только при определенных условиях | 38 | 24.8 | 37.9 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 38.8 | 47 | 42.3 |
ЗО/Нет ответа | 10.5 | 10.1 | 8.1 |
Размещение на территории Беларуси войск России | |||
вполне допустимо | 13.6 | 12.8 | 11.7 |
допустимо только при определенных условиях | 35.6 | 27 | 31.6 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 41.4 | 50 | 47.6 |
ЗО/Нет ответа | 9.4 | 10.2 | 9.1 |
Признание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии | |||
вполне допустимо | 36.4 | 33.1 | 27.3 |
допустимо только при определенных условиях | 26.3 | 27.7 | 30.1 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 11.5 | 19.6 | 12.9 |
ЗО/Нет ответа | 25.8 | 19.6 | 29.7 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий европейскому капиталу | |||
вполне допустимо | 3.1 | 16.2 | 6.3 |
допустимо только при определенных условиях | 20.8 | 37.8 | 31.8 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 69.7 | 41.9 | 53 |
ЗО/Нет ответа | 6.4 | 4.1 | 8.9 |
Вступление Беларуси в НАТО | |||
вполне допустимо | 0.5 | 7.4 | 3.4 |
допустимо только при определенных условиях | 13.4 | 27.5 | 23.5 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 71.8 | 51 | 56.3 |
ЗО/Нет ответа | 14.3 | 14.1 | 16.8 |
Отказ от национальной валюты в пользу евро | |||
вполне допустимо | 2.6 | 21.8 | 10.1 |
допустимо только при определенных условиях | 17.7 | 34 | 33.3 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 65.3 | 36.7 | 46.7 |
ЗО/Нет ответа | 14.4 | 7.5 | 9.9 |
Вступление Беларуси в ЕС | |||
вполне допустимо | 7.4 | 33.3 | 19.8 |
допустимо только при определенных условиях | 34.1 | 45.6 | 42.8 |
недопустимо ни при каких обстоятельствах | 39.6 | 17 | 22.6 |
ЗО/Нет ответа | 18.9 | 4.1 | 14.8 |
Зависимость между склонностью к обмену политического статуса на экономические блага от геополитических ориентаций позволяет выявить силу и последовательность самих ориентаций. Так, 21,3% заявленных в апрельском опросе сторонников вступления в ЕС готовы, в случае чего, объединиться с Россией, но и 16% тех, кто хочет вступить в Россию (не просто создать союз, а присоединиться в качестве губерний!), в случае чего, готовы присоединиться к Евросоюзу. Только 11% тех, кто хочет вступить в Россию полностью готовы к допуску российских инвесторов в Беларусь (категорически против 43,2%), лишь 20,2% из тех, кто видит Беларусь в составе единой и неделимой России не имеют ничего против введения российского рубля в Беларуси (категорически против 27,5%), и только 18,8% из этой категории готовы на размещение на территории Беларуси войск России (против 35,1%).
Эти данные позволяют оспорить возражения некоторых из наших коллег, утверждавших, что мы преувеличиваем значение прагматических соображений в геополитическом выборе белорусов и приуменьшаем ценностные мотивы – как минимум среди пророссийских респондентов. Как мы видим, любить-то Россию белорусы любят, но как-то... по частям. А любовь наполовину – это и есть расчет! То же самое, кстати, и в другом лагере – 33,1% белорусов, выступающих за вступление в ЕС, против участия европейского капитала в приватизации крупнейших промышленных предприятий, 38,1% из евроэнтузиастов на самом деле против введения в Беларуси евро. Сторонники разных геополитических векторов сходятся в нежелании вступать в НАТО и пускать в Беларусь российские военные базы.
Таблица 4. Считаете ли Вы приемлемыми следущие меры для улучшения ситуации в стране (апрель 2010 г.)
считают, что Беларусь должна стать членом ЕС | считают, что Беларусь должна войти в состав России | считают, что Беларусь и Россия должны создать единое союзное государство | считают, что Беларусь должна остаться независимым государством | |
Объединение Беларуси с Россией | ||||
вполне приемлемо | 21.3 | 59.5 | 54.2 | 20.9 |
в какой-то степени приемлемо | 28.8 | 34.3 | 36.8 | 33.9 |
не приемлемо вообще | 34.2 | 2.7 | 5.2 | 25.7 |
ЗО/Нет ответа | 15.7 | 3.5 | 3.8 | 19.5 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий российскому капиталу | ||||
вполне приемлемо | 6.6 | 11 | 10.4 | 5.1 |
в какой-то степени приемлемо | 31.2 | 27.9 | 27.5 | 26.9 |
не приемлемо вообще | 49.3 | 43.2 | 45.7 | 48.5 |
ЗО/Нет ответа | 12.9 | 17.9 | 16.4 | 19.5 |
Отказ от национальной валюты в пользу российского рубля | ||||
вполне приемлемо | 6.7 | 20.2 | 21.1 | 5.3 |
в какой-то степени приемлемо | 17.7 | 30.5 | 30.6 | 17.7 |
не приемлемо вообще | 55.9 | 27.5 | 25.4 | 50.6 |
ЗО/Нет ответа | 19.7 | 21.8 | 22.9 | 26.4 |
Размещение на территории Беларуси войск России | ||||
вполне приемлемо | 7.9 | 18.8 | 20.6 | 8 |
в какой-то степени приемлемо | 19.4 | 26.3 | 26.7 | 18.9 |
не приемлемо вообще | 51.2 | 35.1 | 33.6 | 46.5 |
ЗО/Нет ответа | 21.5 | 19.8 | 19.1 | 26.6 |
Признание Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии | ||||
вполне приемлемо | 20.7 | 26.1 | 25.8 | 19.3 |
в какой-то степени приемлемо | 26.5 | 16.9 | 18.8 | 20.3 |
не приемлемо вообще | 16.9 | 13.2 | 13.9 | 13.8 |
ЗО/Нет ответа | 35.9 | 43.8 | 41.5 | 46.6 |
Продажа крупнейших промышленных предприятий европейскому капиталу | ||||
вполне приемлимо | 12.5 | 5.6 | 6.6 | 4.9 |
в какой-то степени приемлемо | 37.9 | 14.5 | 17.3 | 26.7 |
не приемлемо вообще | 33.3 | 57.3 | 56.4 | 48.7 |
ЗО/Нет ответа | 16.3 | 22.6 | 19.7 | 19.7 |
Вступление Беларуси в НАТО | ||||
вполне приемлемо | 4.4 | 2.4 | 1.7 | 1.9 |
в какой-то степени приемлемо | 17.3 | 7.8 | 7.8 | 10.5 |
не приемлемо вообще | 56.2 | 66.9 | 68.5 | 63.8 |
ЗО/Нет ответа | 22.1 | 22.9 | 22 | 23.8 |
Отказ от национальной валюты в пользу евро | ||||
вполне приемлемо | 12.7 | 4.8 | 5.5 | 3.4 |
в какой-то степени приемлемо | 33.7 | 20.2 | 20.9 | 18.8 |
не приемлемо вообще | 38.1 | 52.7 | 51.6 | 54.1 |
ЗО/Нет ответа | 15.5 | 22.3 | 22 | 23.7 |
Вступление Беларуси в ЕС | ||||
вполне приемлемо | 38.1 | 16.4 | 17.6 | 14.1 |
в какой-то степени приемлемо | 43.5 | 19.1 | 22.8 | 30.4 |
не приемлемо вообще | 6.3 | 35.8 | 34.1 | 29.1 |
ЗО/Нет ответа | 12.1 | 28.7 | 25.5 | 26.4 |
Вступление Беларуси в ЕС | ||||
вполне приемлемо | 38.1 | 16.4 | 17.6 | 14.1 |
в какой-то степени приемлемо | 43.5 | 19.1 | 22.8 | 30.4 |
не приемлемо вообще | 6.3 | 35.8 | 34.1 | 29.1 |
ЗО/Нет ответа | 12.1 | 28.7 | 25.5 | 26.4 |
Очевидно, что из всех внешнеполитических опций наиболее популярной среди белорусов является проводимая до последнего времени белорусскими властями политика "нефть в обмен на поцелуи". Можно списать все на пропаганду, которая стращает публику злобными толстосумами-олигархами и геополитическими монстрами, но не следует забывать, что политика, которой отдают предпочтение белорусы, работала, приносила плоды, позволяла выживать экономике и "социально-ориентированному государству" без необходимости нести тяжкую ношу реформ. Так что тех в России, которые уверовали, что единственным препятствием для поглощения Беларуси является президент Лукашенко, вынуждены разочаровать – у Беларуси так, как он, думают еще очень-очень многие.
Иное дело, что белорусы уже столкнулись с ситуацией, когда жить по-старому, в том числе и в старой системе внешнеполитических (и внешнеэкономических) координат стало уже невозможно. За пресловутую стабильность приходится расплачиваться собственностью, дружить с влиятельными партнерами без взаимных обязательств тоже не получается. Политику приходится менять, но как ее объяснить простому человеку? С одной стороны, да, приватизировали Велком, продали половину Белтрансгаза, никто вроде и не заметил. Но когда дело дойдет до необходимости реструктуризировать крупные предприятия с тысячами и тысячами работников, у общества могут возникнуть серьезные вопросы.
Особо тяжело предлагать какие-то варианты внешней адаптации альтернативными политическими и социальными игроками, теми, кто не владеет пропагандистским ресурсом и против которых, при любом предложении "предметного" диалога, с Россией ли, с Европой ли, обрушатся проклятия как на "продавцов Родины". Из данных следует, что белорусы быстро и достаточно легко меняют точку зрения на не всегда им понятные вопросы "большой" геополитики, но достаточно ригидны в отношении вопросов "предметной" интеграции (экономика, деньги, армия),
Следует, однако, помнить, что "предметные" предложения (экономическая интеграция с более мощными соседями, встраивание белорусских предприятий в цепочки транснациональных корпораций) в первую очередь затрагивают интересы простых людей (их уровень жизни, работа, зарплата), и при их выдвижении необходимы такие же предметные доказательства того, что эти интересы не будут принесены в жертву каким-то другим, более высоким целям. В любом случае, прежде чем стремиться договориться с внешними игроками, стоит договориться с самими белорусами, разъяснить, каким образом предложения внешним игрокам пойдут им во благо. Иначе – прямой путь в политические маргиналы, на дворе совсем не начало девяностых, белорусы научились ценить то, что имеют, и не жалуют тех, кто продается задешево.
---------
* В январе-феврале 2010 года осуществлен национальный опрос в рамках исследования "Беларусь и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры". Опрошено 1070 человек по репрезентативной выборке во всех регионах Беларуси. В апреле 2010 года осуществлен национальный опрос в рамках исследования "Социальные последствия мирового экономического кризиса". Опрошено 1560 человек по репрезентативной выборке во всех регионах Беларуси.