Официальный Минск смотрит уже за выборы?
Спустя всего несколько дней после завершения рабочего визита в Турцию, Александр Лукашенко в аналогичном формате посетил Китай. То обстоятельство, что все это осуществляется во время предвыборной кампании, побудило некоторых комментаторов назвать происходящее пиаром. Однако, как представляется, эти вояжи с выборами не связаны. Гораздо больше власти беспокоит период после них, когда потребуется каким-то образом стабилизировать экономическое положение в стране.
Что касается визита в Китай, то вообще не очень понятно, о каком пиаре может идти речь. Тот факт, что у официального Минска существуют прекрасные отношения с Пекином, и так известен каждому мало-мальски интересующемуся политикой жителю страны, а потому этот визит голосов официальному лидеру вряд ли добавит. Да и разве без этого кто-нибудь сомневается в исходе кампании?
Кроме того, Китай никогда не волновали проблемы с демократией в Беларуси, и нет ни малейших оснований полагать, что в этом плане ситуация изменилась. Соответственно, вопрос о признании Пекином результатов выборов тоже не встанет.
Да и со сроками визита все ясно: удачно подвернулся формальный повод — 11 октября, день Беларуси на выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае.
Короче ничего личного, только бизнес. Причем бизнес серьезный, ибо необходимость в получении экономической помощи очевидна.
Во-первых, собственная экономика уже в ближайшее время неизбежно должна негативно отреагировать на выполнение предвыборных обещаний.
Напомню, что постоянный представитель Международного валютного фонда в Беларуси Наталия Колядина недавно отметила: в стране отсутствуют объективные экономические предпосылки к значительному росту средней зарплаты, который запланирован властями. В результате бюджетный дефицит к концу года вырастет в два раза — до 3% ВВП.
Но к еще более серьезным проблемам приведет нынешний курс Москвы в отношениях с Беларусью. Было бы чрезвычайно наивно полагать, будто направленное ее официальным руководителем Владимиру Путину поздравление с днем рождения или, тем более, мягкий ответ депутатов Национального собрания на недавнее жесткое заявление их российских коллег по поводу «антироссийской риторики» официального Минска смогут хоть в малейшей степени исправить создавшееся положение.
Уже практически все эксперты сошлись на том, что точка невозврата в личных отношениях руководителей государств пройдена. Со всеми вытекающими последствиями. Думается, белорусское руководство это тоже достаточно хорошо понимает.
А поскольку официальному Минску не приходится рассчитывать на существенное расширение поддержки со стороны Запада без выполнения хотя бы части поставленных им условий относительно демократизации внутренней политики, то не остается ничего иного, как искать опору в третьих странах.
Нельзя не признать, что с этой точки зрения КНР является солидным партнером. Страна вырвалась на передовые позиции в мировой экономике и находится в активном поиске новых объектов для продолжения своей экономической экспансии. Если в 2001 году товарооборот Беларуси с Китаем составлял 184,3 млн. долларов, то в 2009 году — уже 1,3 млрд.
Однако это гораздо меньше объема белорусской торговли с Россией и Евросоюзом. К тому же если в начале века сальдо было в пользу Беларуси в объеме примерно 100 млн. долларов, то в прошлом году — 950 млн. уже в пользу Китая. Так что говорить о некоей грандиозной выгоде трудно.
В конце прошлого года была достигнута договоренность об открытии для Беларуси кредитной линии на 15 млрд. долларов на сравнительно выгодных условиях. На сей раз в Пекине подписан пакет соглашений о выделении из упомянутой суммы 3,3 млрд., которые предполагается направить на реализацию совместных проектов в промышленной, строительной сферах, а также на реконструкцию национального аэропорта.
Понятно, что в условиях острой нехватки внешних средств это даст некоторую передышку. Однако увеличится внешний долг Беларуси. Кроме того, кредиты являются связанными, то есть предусматривают приобретение исключительно китайского — порой не самого современного — оборудования. В таком случае могут возникнуть затруднения с реализацией выпускаемой продукции и, как следствие, с возвратом тех же кредитов. Это также не поможет преодолеть технологическое отставание.
Таким образом, подобный курс хотя и позволяет надеяться на некоторую передышку, но кардинально проблем не решает.
Андрей ФЕДОРОВ