Новая парадигма безопасности. Центр мировой политики из Европы смещается в Азию
Нефтяная авария в Мексиканском заливе, засуха и пожары в России, государствах Южной Европы, наводнения в Восточной Европе, Пакистане, Китае, масштабные гуманитарные катастрофы, бедность, голод, эпидемии снова показали нам уязвимость цивилизации, необходимость объединения усилий всех стран перед современными угрозами и вызовами. Но речь идет не только о противостоянии природным катаклизмам.
Реальная угроза
Эксперты давно говорят о неэффективности существующих систем глобальной и региональной безопасности. Их выводы подтверждаются фактами из ежедневных информационных хроник, непрекращающимися конфликтами и столкновениями на межэтнической и межрелигиозной почвах. А в последнее время все большую актуальность приобретает угроза неофашизма. Один из самых свежих примеров — недавнее побоище в Челябинской области, когда десятки бритоголовых, обнаженных по пояс молодчиков, вооруженных бейсбольными битами, арматурой и травматическим оружием, напали на зрителей рок-фестиваля “Торнадо”. Российские правозащитники давно выражают обеспокоенность продолжающимися в стране нападениями на людей на почве ксенофобии и национальной нетерпимости. Скинхеды и активисты различных радикально-националистических организаций становятся главной угрозой для России, способной расколоть страну. С таким предостережением на днях выступил глава госкорпорации “Роснано” Анатолий Чубайс.
Историческая “перезагрузка”
Одной из действенных мер против современного проявления фашизма, религиозной и национальной нетерпимости, по мнению аналитиков, станет предстоящий саммит ОБСЕ, который пройдет в декабре этого года в Астане. Последний раз главы стран — участниц ОБСЕ встречались в 1999 году в Стамбуле, и сегодня назрела необходимость провести полную “перезагрузку” структур и механизмов работы ОБСЕ, претензий к которым накопилось предостаточно. Разумеется, за один год положение не исправить, но и медлить тоже нельзя. Международные эксперты особо подчеркивают значимость предстоящего форума. То, что Казахстан занял пост председателя ОБСЕ первым из постсоветских стран, несмотря на упреки и возражения со стороны некоторых участников, и сам факт проведения в Астане исторического саммита свидетельствуют о некотором смещении центра мировой политики из Европы в Азию.
В контексте многовекторной дипломатии
Многие аналитики уверены, что опыт Казахстана по налаживанию мирных отношений между конфессиями может быть полезен не только для исламского мира, но и для христианских стран. В европейских государствах доля мусульман стабильно растет, поэтому проблема снятия межрелигиозного и межэтнического напряжения будет еще долго сохранять актуальность. Налаживанию партнерских отношений со странами мусульманского мира будет способствовать проведение седьмого Всемирного исламского экономического форума в Казахстане наряду с председательством этой страны в Совете министров иностранных дел Организации исламской конференции. Политический вес и значимость ОИК определяются тем фактом, что в недрах мусульманских государств сосредоточено более двух третей мировых запасов углеводородных энергоносителей. Вслед за повышением цен на нефть правящие круги этих государств активно используют рычаги своего влияния на международную экономику, справедливое распределение мировых богатств. Сейчас товарооборот Казахстана с 57 странами, входящими в ОИК, составляет более пяти миллиардов долларов. Это наиболее крупный рынок сбыта казахстанских товаров. Будущее председательство Астаны в ОИК должно расширить это сотрудничество, полноценно использовать все благоприятные для этого факторы — географические, исторические и культурные.