Беларусь предлагает ЕС продлить визовые санкции в отношении чиновников
фото www.euramost.org
Скорее всего, европейцы продлят приостановку санкций и продолжат наблюдение за избирательной кампанией. Действия белорусских властей также легко прогнозировать.
По информации брюссельского интернет-портала EUobserver, в октябре Евросоюз продлит визовые санкции в отношении белорусских чиновников. Санкции будут продлены еще на год и параллельно заморожены на полгода или год.
В дипломатических кругах отмечают: такой шаг ЕС покажет, что по мнению объединенной Европы ситуация в Беларуси не сильно изменилась за время с последних президентских выборов в 2006 году.
27 сентября глава МИД Беларуси Сергей Мартынов выразил надежду, что ЕС сохранит заинтересованность в развитии отношений с Беларусью. Он подчеркнул, что позиция Беларуси по вопросу введения любых санкций выражалась неоднократно и всем известна.
При этом Мартынов не считает, что санкции будут возобновлены. По его словам, у Минска и Брюсселя есть взаимная заинтересованность в развитии взаимодействия, но есть "определенные разногласия", которые препятствуют быстрому налаживанию отношений. Что именно мешает, белорусский министр не уточнил.
Стоит отметить, что ранее третий сектор Беларуси призвал руководство ЕС не отменять санкции в отношении белорусских чиновников. Правозащитники указали, что, сохранив санкции, ЕС сможет содействовать более основательным и последовательным демократическим изменениям в Беларуси. Кроме того, приостановив санкции на полгода, страны ЕС смогут продолжить мониторинг ситуации здесь во время президентских выборов и возможных репрессий, которые могут последовать за ними.
Отмена санкций лишит ЕС влияния на Беларусь, считают белорусские неправительственные организации.
Впервые санкции в отношении белорусского руководства были введены в 1997 году. После референдума, резко усилившего полномочия президента, и роспуска Верховного Совета Евросоюз ввел запрет на контакт с высшими должностными лицами страны. При этом они сохраняли право посещать страны объединенной Европы.
В сентябре 2004 года ЕС запретил въезд на свою территорию тем, кто, по мнению Запада, был причастен к политическим исчезновениям в 1999—2000 годах: тогдашнему министру внутренних дел Владимиру Наумову, бывшему госсекретарю Совета безопасности Виктору Шейману, бывшему главе МВД Юрию Сивакову и бывшему командиру бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрию Павличенко.
В декабре 2004 года и в апреле 2006 года в список невъездных попали те, кого подозревали в причастности к нарушению прав человека во время парламентских, а затем президентских выборов, в частности глава Центризбиркома Лидия Ермошина и президент Александр Лукашенко.
В октябре 2006 года список невъездных расширили до 41 человека за счет судей и гособвинителей в процессах против экс-кандидата в президенты Александра Козулина и активистов незарегистрированного "Партнерства".
В октябре 2008 года санкции впервые были приостановлены в отношении большинства включенных в список, за исключением пяти человек: Ермошиной, Павличенко, Наумова, Шеймана и Сивакова. Затем приостановка продлялась еще дважды и остается в силе до конца 2010 года.
В интервью БелаПАН временный поверенный в делах ЕС в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель напомнил: Евросоюзу важно, чтобы президентские выборы в стране были честными и справедливыми. Он приветствовал приглашение международных наблюдателей.
По словам Хольцапфеля, эта избирательная кампания станет решающей для развития двусторонних отношений.
У официального Минска своя линия поведения: накануне выборов сложилась неоднозначная ситуация, когда параллельно наблюдаются точечная либерализация и точечные репрессии против журналистов и общественных активистов.
Белорусский политолог Андрей Ляхович в беседе с корреспондентом БелаПАН такую линию белорусских властей определил как предложение геополитического контракта: Минск учит ЕС максимально ценить те шаги навстречу, которые делаются, и минимально реагировать на отсутствие прогресса или некоторый регресс в области демократических реформ.
По мнению эксперта, год назад белорусское руководство определилось со стратегической линией. Главным для объединенной Европы должна стать независимость Беларуси от России, говорит он. Ляхович указал на такие шаги Минска, как вступление в политику ЕС "Восточное партнерство", расширение регионального сотрудничества с Латвией, Литвой и Украиной, приглашение западного бизнеса к участию в белорусской экономике.
Политолог считает: можно ожидать, что Минск остановил проект политической интеграции с Россией, эта тема больше не будет звучать в рамках двусторонней повестки дня.
Более того, по мнению Ляховича, российский бизнес не сможет приобрести бюджетообразующие предприятия Беларуси, денежные системы двух стран объединяться не будут, не будет Конституционного акта Союзного государства и расширения военного присутствия России в Беларуси.
Внутриполитические шаги будут скорее декларативными и направленными навстречу Западу, а не внутренним политическим оппонентам. Ляхович отметил, что уже после выборов возможны небольшие сдвиги в сторону политической либерализации. Так, могут быть введены мораторий на использование статьи 193-1 Уголовного кодекса, которая предусматривает преследование за деятельность от имени незарегистрированной структуры, а также мораторий на смертную казнь.
Возможны, говорит эксперт, и другие обещания, которые не приведут к системным изменениям в случае выполнения. Также можно ожидать, что будет продолжена тенденция, когда репрессии против инакомыслящих ослабляются и становятся более точечными.
По словам Ляховича, Минск убедился, что Евросоюз не вернется к политике изоляции и в долговременной перспективе будет реализовывать политику постепенного втягивания. И, по сути, сегодня белорусские власти предлагают Западу максимально ценить то, что они готовы делать.
Таким образом, можно предположить, что в ближайшей перспективе осторожные шаги навстречу будут делать как Брюссель, так и Минск. При этом о значительном сближении говорить пока не приходится, сообщает БелаПАН.