Кадры решили — всё
Кадры решили — всё
Пока основное внимание прессы было приковано к регистрации инициативных групп, тихо и спокойно проходило выдвижение представителей в территориальные избирательные комиссии. Всего их будет сформировано 155 (в городах, районных и областных центрах). Численность каждой — от 9 до 13 человек. Территориальные избиркомы прежде всего будут заняты приемом и проверкой подписных листов, поступающих от членов инициативных групп. Кроме того, во время агитации они будут помогать кандидатам встречаться с избирателями, ну а в процессе голосования контролировать подсчет голосов. В общем, очевидно, что основной организационный груз будет на них. Поэтому каждый претендент на роль кандидата в Президенты кровно заинтересован, чтобы в этих комиссиях были и его люди. При этом добавлю, что в этом году политические партии получили самые широкие возможности на выдвижение своих представителей. Одно из новшеств Избирательного кодекса прямо обязывает: в территориальном избиркоме не менее 1/3 мест должны занимать общественные объединения и политические партии. Количество госслужащих, наоборот, не превышать трети. Казалось бы, вот оно — выдвигайся, участвуй, контролируй, наблюдай.
С одной стороны, даже образовался некий конкурс — 1,3 человека на место. В комиссиях хочет поработать 2.681 гражданин. Сотни представителей двинули профсоюзы, «Белая Русь» и БРСМ. А вот политические партии вновь демонстрируют какую–то несгибаемую аморфность. На 155 комиссий по всей стране они все вместе наскребли лишь 70 человек — 2,61 процента. Даже древнейшая БНФ нашла только 7 выдвиженцев. Председатель Центризбиркома Лидия Ермошина, правда, предположила, что «политические партии, наверное, берегут кадры для формирования участковых комиссий». «Большое число своих сторонников они, видимо, задействовали в инициативных группах по сбору подписей. А собирать подписи и потом их проверять, будучи членом комиссии, нельзя», — обратила внимание она. Что ж, время покажет. Но пока ситуация напоминает недавние выборы в местные Советы: за процессом не следили, лишь комментировали его постфактум.
Получается, что ЦИК по всем позициям буквально тянет за уши в кампанию всех. Так было и с регистрацией инициативных групп. В предыдущие выборы за такие нарушения, как, например, включение в списки несовершеннолетних или недостоверные и неполные сведения, на законных основаниях могли отказать. Обновленное законодательство допускает просто коррекцию списков без крайних мер. Чем и воспользовалась ЦИК. Протащили даже перечни с «мертвыми душами» и гражданами других государств. А у двух претендентов инициативные группы, вообще, как две капли воды. Кто у кого списал — выяснять не стали. Оба соискателя получили шанс. Поэтому слова Николая Лозовика, секретаря ЦИК, о том, что «регистрация инициативных групп прошла суперлиберально», отнюдь не преувеличение.
Местную власть, которая, кстати, должна уже вплотную подключиться к кампании, Центризбирком настойчиво призывает к максимальной либеральности. Например, в определении мест для проведения пикетов по сбору подписей. Многие подошли к организации этого этапа с позиции «от греха подальше». Обставили такими запретами, что собирать автографы можно только чуть ли не на выселках и хуторах. По инициативе ЦИК сейчас эти документы пересматриваются, чтобы осталось минимум запрещений. Например, в Минске хотели включить в неразрешенные места подземные переходы, но по настоянию ЦИК это ограничение отменяется. Осень, рассуждала Лидия Михайловна Ермошина, вдруг ненастье... Также пикеты разрешат в зданиях рынков, вокзалов, торговых центров. Нельзя будет собирать подписи только на трех главных минских площадях, а также в радиусе 200 метров от Администрации Президента и 50 метров от зданий прокуратуры, судов, правоохранительных органов и посольств.
Может быть, и в областных городах последуют примеру Минска. Информацию об этом местные власти должны разместить на своих сайтах. Хотя, если посмотреть официальные интернет–страницы регионов, складывается ощущение, что не все области знают о стартовавшей в стране предвыборной кампании. Как, например, на сайте Брестского облисполкома — обо всем, кроме выборов. На главном могилевском сайте тоже ни ссылки на выборы, ни информации, ни разъяснений. Только небольшая заметка о том, где пикеты проводить нельзя. Гомельский облисполком ограничился двумя протоколами — о календарном плане и назначении даты выборов. В пример можно поставить Минскую и Витебскую области. На их ресурсах информация о том, что страна на пороге главного политического события, сразу бросается в глаза. Тут и все документы, образцы для соискателей и выдвиженцев, и информация, куда, что, в какие сроки приносить. И уже есть списки выдвинутых представителей в территориальные избиркомы.
Автор публикации: Ирина ЮЗВАК
Фото: Виталий ГИЛЬ