Предвыборный чёс: государство даст подержать деньги в руках

Источник материала:  
23.09.2010 13:10 — Новости Политики
Ближайшие три месяца до президентских выборов могут стать сладкой жизнью для населения — зарплаты будут повышаться, цены сдерживаться, а тарифы сохраняться. Традиционно много хорошего белорусские власти делают для народа накануне выборов. Однако скрупулезный анализ, основанный на экономических расчетах, показывает, что после выборов ситуация изменится. Доход, который получат избиратели до выборов, трансформируется в сплошные расходы после дня голосования.

Зарплата

Стратегическое направление, на котором акцентируют свое внимание в этом году белорусские власти — зарплата. В канун Нового года, 31 декабря 2009-го, правительство и Нацбанк приняли совместный план действий по доведению средней зарплаты в 2010 году до уровня 500 долларов. Документ предусматривал не только ежеквартальный мониторинг уровня доходов населения, но также "принятие оперативных мер при невыполнении показателей роста заработной платы".

Статистика показывает, что органы госуправления, которым были даны соответствующие поручения, усердно трудятся над повышением заработной платы. В первую очередь речь идет о бюджетной сфере, работники которой в начале года получали только половину от обещанного 500-долларового заработка.

За счет повышения ставки первого разряда зарплата бюджетников в июне 2010 года увеличилась сразу на 15,2%. В июле (после повышения ставки первого разряда в июне) средняя заработная плата бюджетников увеличилась до 993,5 тыс. рублей.

Следующее повышение зарплат бюджетников произойдет как раз накануне выборов — с 1 ноября. Минфин Беларуси ожидает, что ставка первого разряда в ноябре вырастет на треть. Соответственно, к президентским выборам средняя зарплата бюджетников будет находиться в районе 1,35-1,4 млн. рублей.

Судя по оперативным данным за январь-август, основным инструментом повышения зарплат будет печатный станок. В этом году на фоне роста заработных плат стала быстрыми темпами прирастать рублевая денежная масса. За январь-август она увеличилась на 21% до 25,1 трлн рублей. В том числе объем наличных денег в обращении вырос за январь-август на 27,1% до 4,6 трлн рублей. Увеличение денежной массы создает предпосылки для инфляции.

Пенсии

В нынешнем году государство сделало и другие не менее важные шаги для населения — повысило размер пенсий. Причем дважды. В январе пенсии увеличились на 9%, в августе — на 12,5%.

Повышать доходы пенсионеров накануне выборов — правильный ход. В органах по труду и занятости, по данным на июль, состояло на учете 2,46 млн пенсионеров. Посмотрим на эту цифру с точки зрения избирательной кампании.

В последних президентских выборах, которые проходили в марте 2006 года, имели право проголосовать 7,35 млн человек. То есть ровно треть белорусского электората — это пенсионеры. Они, как показывают данные соцопросов, являются основой электората действующего президента.

Демографическая структура электората Александра Лукашенко такова: 42,2% — пенсионеры, 36% — занятые в государственном секторе экономики, 14% — сотрудники негосударственных структур, остальная часть — студенты и безработные. Такие данные привел Независимый институт социально-экономических и политических исследований после соцопроса, проведенного в июне 2010 года. Поэтому повышать пенсии в год выборов — суперправильное решение с точки зрения действующей власти.

Но что ждет пенсионеров после дня голосования? Бюджет-2011 предполагает увеличение ассигнований на пенсии — с 14,3 трлн рублей (в 2010-м) до 16 трлн рублей. Станут ли пенсионеры от этого богаче? Вряд ли. Бюджетных средств хватит, чтобы повысить пенсии в будущем году процентов на 10%. То есть на уровень планируемой инфляции. Но в 2011-м году будет, скорее всего, не только инфляция.

Пенсионный возраст

Еще один важный вопрос, который власти решили не обострять до выборов, связан с пенсионным возрастом.

Для его увеличения есть объективные основания. По прогнозам Министерства труда и соцзащиты, численность пенсионеров из года в год будет увеличиваться, а количество занятых в экономике (в связи со старением населения) — сокращаться.

Президент Беларуси на недавнем съезде Федерации профсоюзов Беларуси признал, что увеличивать пенсионный возраст надо, но… мы этого делать не будем. "Пенсионный возраст в Беларуси непозволительно низкий. Со всех точек зрения и прежде всего — с экономической", — сказал Александр Лукашенко, добавив через полминуты, что "мы не пойдем на увеличение пенсионного возраста". Еще через полминуты к этой же мысли президент добавил фразу "в ближайшее время".

Пенсионный возраст в Беларуси действительно могут не повышать. Но! Есть механизмы, которые позволяют государству стимулировать людей работать и после достижения пенсионного возраста.

Заместитель министра труда и социальной защиты Валентина Королева на одной из встреч с журналистами рассказала вот какой сценарий реформирования пенсионной системы. Возраст выхода людей на пенсию сохраняется, однако размер пенсий будет зависеть от времени, когда человек ушел на отдых. Ушел рано — получишь пенсию меньше, пойдешь позже — пенсия будет установлена выше.

В пользу этого варианта развития событий говорят рассуждения президента на сентябрьском съезде профсоюзов.

"Наши пенсионеры, если есть где приложиться, все равно и 5, и 7 лет работают и готовы работать", — сказал Александр Лукашенко. Иными словами, государство сегодня видит, что пенсионеры работать могут. Поэтому очень похоже на то, что в ближайшую пятилетку государство создаст дополнительные "стимулы" для трудоустройства людей и после достижения ими пенсионного возраста.

Тарифы

В 2010-м государство старалось не беспокоить население ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В нынешнем году несколько раз повышались тарифы на энергоресурсы для предприятий. Это было связано, как объясняло Министерство экономики, с "удорожанием цены покупки природного газа в Российской Федерации". Однако для населения тарифы на тепло- и электроэнергию не поднимались.

Иначе и быть не могло. Александр Лукашенко, выступая в апреле с ежегодным посланием в парламенте, заявил, что население не почувствует роста цен на энергоносители.

"В Беларуси по-прежнему будет проводиться политика сдерживания роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Даже с учетом повышения цен на энергоносители", — подчеркнул Александр Лукашенко. Разве могло правительство ослушаться президента и поступать иначе? Да еще в год выборов?

В июле заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Николай Липень сделал ожидаемое заявление: поднимать "жировки" "в ближайшее время" не планируется.

А вот после выборов, в начале 2011-го, у официального Минска будет несколько причин их существенно повысить.

Во-первых, доля возмещения населением услуг ЖКХ за последние годы опустилась до крайне низкой отметки. Если в 2006-м году она составляла 40,6%, то в 2009-м снизилась до 28,3%. Во-вторых, после доведения среднемесячной зарплаты до 500 долларов к концу этого года у правительства будет весомое основание сказать: доходы населения увеличились, поэтому оно в состоянии платить по счетам.

Доля возмещения населением затрат на жилищно-коммунальное обслуживание*
Предвыборный чёс: государство даст подержать деньги в руках

*Источник: Информационно-аналитический центр при Администрации президента

Кстати, энергетическая стратегия правительства, принятая в августе этого года, предполагает, что в новой пятилетке тарифы на услуги ЖКХ будут активно повышаться. Настолько активно, что к 2014 году население должно будет оплачивать эти услуги по полной программе. То есть на 100%.

Как это скажется на расходах населения?

В 2009 году доля расходов на жилищно-коммунальные услуги составляла в среднем 8,9% семейного бюджета (данные Информационно-аналитического центра при Администрации президента). В случае полной оплаты услуг ЖКХ "жировка" занимала бы в 2009 году около 30% семейного бюджета. Таким образом, очевидно, что план на 2011-2015 годы, предусматривающий выход на полное возмещение населением услуг ЖКХ, может представлять серьезную угрозу для семейного бюджета.

Цены

Низкий рост цен — еще одна позитивная для населения установка, которой следуют белорусские власти в 2010 году.

"Несмотря на конъюнктуру рынка, розничные цены на основные продукты питания, предметы первой необходимости, а также лекарства будут поддерживаться на приемлемом для населения уровне", — пообещал народу в апреле этого года Александр Лукашенко.

Обещание, с одной стороны, выполняется: за последние 12 месяцев (по состоянию на 1 сентября 2010 года) потребительские цены возросли на 7,7%. Однако обращает на себя внимание тот факт, что за последние 12 месяцев цены производителей промышленной продукции увеличились на 14,7%, цены на строительно-монтажные работы — на 12,2%, тарифы на грузовые перевозки — на 24,2%. Превышение роста цен на промышленную продукцию над ценами на потребительском рынке создает инфляционное давление в белорусской экономике, которое может вылиться в рост цен на потребительском рынке в конце этого года.

Можно также ожидать, что в начале 2011 года появятся новые основания для роста цен как в промышленности, так и на потребительском рынке. Это связано с тем обстоятельством, что в начале будущего года цены на природный газ для Беларуси станут повышаться.

В этом году наша страна получает "голубое топливо" с дисконтом в размере 10% (к Беларуси в этом году применяется коэффициент 0,9 к среднеевропейской цене на газ за вычетом экспортной пошлины и транспортных издержек). В будущем году, согласно контракту, который был подписан в 2007-м, Беларусь эту скидку потеряет. Поэтому есть объективные основания считать, что в начале 2011 года произойдет очередной рост цен на газ, что, естественно, отразится и на потребительском рынке.

Что нас ждет после выборов?

Вышеперечисленные блага, которые мы видим до выборов, возможны лишь при одном условии — наличии денег в бюджете. А их как раз и не хватает. В бюджет на 2011 год заложен дефицит в размере 3% ВВП. Его планируется покрывать за счет привлечения китайских кредитов и выпуска евробондов.

С учетом того, что покрытие дефицита потребует значительного внешнего финансирования (6 трлн. рублей), можно констатировать, что финансовые возможности государства крайне ограничены. Поэтому эксперты "Белорусских новостей" предполагают, что материальная поддержка, которую население в разных формах получит до выборов, после дня голосования закончится.

"Повышение зарплат, которое мы видим в этом году, настолько искусственно, что подоплека этого ясна. Совершенно понятно, что после выборов зарплаты расти перестанут — экономика не сможет себе этого позволить", — уверена политолог Светлана Наумова.

Аналогичного мнения придерживается бывший министр труда и соцзащиты Александр Соснов. "Предполагаю, что после выборов будут думать и как пенсионный возраст повысить, и зарплаты притормозят, и пенсии тоже. Средств у государства немного, перед выборами все, что можно, раздадут".

Экономист Сергей Чалый прогнозирует, что после выборов на смену росту зарплат придет рост инфляции и стоимости жилищно-коммунальных услуг. "Совершенно очевидно, что за фестиваль неслыханной щедрости, который мы наблюдаем до выборов, населению придется расплачиваться после дня голосования. Практика раздачи "слонов", которую мы видим накануне выборов, скрывает в себе очень серьезные инфляционный потенциал", — констатирует Чалый.  



←Определен Глава миссии наблюдателей от СНГ на президентских выборах в Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика