Нужен ли нам Совет Европы?
Отмена смертной казни – одно из условий Совета Европы, способствующее нормализации отношений Беларуси с Евросоюзом. Нет смысла говорить о том, что в белорусском общественном сознании вопрос быть или не быть высшей мере наказания чуть ли не самый дискуссионный. Большинство белорусов «за» ее сохранение. Результаты общенационального референдума тому подтверждение. Более 80 % граждан Беларуси высказались против отмены смертной казни.
До 2007 года позиция Совета Европы в отношении Беларуси носила жесткий характер. Европейцы неохотно имели дело с «нелегитимной» с их точки зрения властью, и открыто поддерживали ее оппонентов. Политкорректная Европа «развивала контакты с белорусским гражданским обществом». Точнее, с ограниченным его контингентом. Отказ от диалога с официальным Минском эффекта не возымел. В какой-то момент пришло осознание того, что плохой мир все же предпочтительнее хорошей войны. С конца 2008 года в ЕС возобладала тенденция к активизации сотрудничества с официальным руководством Беларуси. Совет Европы включился в процесс. Во взаимоотношениях началась оттепель.
В июне 2009 года впервые, начиная с января 2006-го, официальная делегация, состоящая из представителей Национального собрания Беларуси, приняла участие в дискуссиях по «белорусскому вопросу», имевших место в ходе проведения сессии ПАСЕ в Страсбурге. На заседании была принята резолюция об «отмене решения о приостановлении действия статуса специально приглашенного для парламента Беларуси после принятия компетентными белорусскими властями решения о введении моратория на исполнение смертных приговоров». В принятой ПАСЕ рекомендации содержится предложение Комитету министров СЕ «возобновить контакты с белорусскими властями».
Решение Ассамблеи придало импульс развитию взаимодействия Организации с Беларусью на правительственном уровне. Начало развиваться сотрудничество в правовой, культурной, образовательной сферах. Активизировалась работа по присоединению Беларуси к правовым инструментам (конвенциям) СЕ. Состоялась серия знаковых взаимных визитов. В июне 2009 года в Минске открылся информационный центр Совета Европы.
Дело ладилось до марта 2010 года. Весной в Беларуси были приведены в исполнение два приговора к исключительной мере наказания. Парламентская ассамблея Совета Европы вновь возроптала. Столь уж велики основания? Узаконенное лишение жизни человека, может, и противоречит нормам христианской морали, но возможно ли одним росчерком пера в одночасье изменить пенитенциарную систему государства? В правовой Европе к решению этого вопроса шли не один десяток лет.
Беларусь вне всякого сомнения встала на путь последовательного движения в сторону постепенного ограничения применения смертной казни. Проведена реформа Уголовного кодекса. В два раза сокращено число статей, предусматривающих возможность применения данной меры наказания. В 1998 году они были вынесены в отношении 47 человек, в 2010-ом – 2. Редакция Уголовного кодекса 1999 года более чем в два раза сократила количество составов преступлений, за которые предусматривается смертная казнь (с 29 до 14). Высшую меру наказания запрещено применять к несовершеннолетним преступникам, женщинам и мужчинам, достигшим ко дню вынесения приговора 65 лет. Ни в одной из статей Особенной части УК смертная казнь не предусмотрена как единственно возможное наказание. Во всех случаях суду предоставлено право выбора. Высшая мера применяется только за особо тяжкие преступления и в единичных случаях. В Конституции Беларуси закреплен временный характер применения смертной казни.
Кампанию за введение моратория поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко. В интервью итальянской газете La Stampa глава белорусского государства лично заявил о том, что в стране будут предприняты самые действенные меры, способствующие тому, чтобы вопрос о возможной отмене в республике смертной казни был менее чувствительным для населения.
Парламент республики также уделяет этой теме должное внимание с тем, чтобы постепенно подойти к рассмотрению вопроса о введении моратория. В рамках экспертной встречи ОБСЕ, посвященной дискуссионной проблематике, состоялся обмен мнениями между уполномоченными представителями Верховного и Конституционного судов, Национального собрания, Министерства юстиции, МВД и МИД Беларуси и экспертами «Белорусского Хельсинкского комитета», «Общества сравнительно-правовых исследований», «Правовой инициативы», «Amnesty International». Участники дискуссии сошлись во мнении, что «введение моратория на смертную казнь – вопрос сложный и многогранный, требующий сильной политической воли, учета общественного мнения и общих мировых тенденций, тщательной проработки условий и последствий».
В Национальном собрании республики создана рабочая группа по изучению проблематики смертной казни как инструмента наказания, применяемого в Беларуси. Парламентариями разработан проект плана деятельности группы на первое полугодие 2010 года. Белорусские законодатели намерены провести углубленный анализ статистики и судебной практики, посетить места лишения свободы для приговоренных к пожизненному заключению, провести изучение правоприменительной практики в России и Украине. По данной тематике запланировано проведение совместных мероприятий Парламента Беларуси с Комиссией ПАСЕ по политическим вопросам и Секретариатом Совета Европы. В процесс вовлечены влиятельные организации, министерства и ведомства страны. Под патронажем информационного пункта Совета Европы в Минске проводится информационная акция «За отмену смертной казни». В ней задействованы ведущие республиканские СМИ, рекламные и печатные агентства, высшие учебные заведения.
С одной стороны, мнение обывателя ничто, когда сильные мира сего вершат дела большой политики. С другой, ключевые апологеты гуманной идеи и сами не больно последовательны в своей принципиальности. Слова словами, декларации декларациями, но и шаткость позиции европейцев очевидна. Вот пример Совета Европы. Статус наблюдателей при Комитете министров СЕ имеют Ватикан, Канада, Мексика, США и Япония. Смертная казнь применяется в двух из этих стран. Недавно докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы по смертной казни Ренате Вольвенд отметила: «Мы в Парламентской ассамблее уже думали рекомендовать лишить США и Японию статуса наблюдателя, которым они пользуются в Совете Европы. Но разве это действительно содействовало бы цели отмены смертной казни? На мой взгляд, такие «санкции» приведут только к укреплению позиций политических сил, выступающих за сохранение данного вида наказания. «Санкции» и «давление», направленные на отмену смертной казни были бы контрпродуктивными».
Беларусь единственная страна в Европе, не входящая в состав Совета Европы. В 1997 году республика была лишена статуса наблюдателя в Парламентской ассамблее СЕ. Не восстановлена она в этом качестве до сих пор, несмотря на то, что оснований претендовать на такую роль у нее гораздо больше, чем у США или Японии. Хотя бы исходя из регионального признака. На языке политологов это называется «политикой двойных стандартов».
Максим Емельянов