Хватит топтаться на месте
Хватит топтаться на месте
1 сентября проект Директивы № 4 «О мерах по либерализации экономики и улучшению делового климата в Республике Беларусь» должен был лечь на стол Президента. Документ ждет все бизнес–сообщество, так как именно он должен стать главной движущей силой в развитии предпринимательства. Однако проекта до сих пор нет. Где же он? Стоит разобраться...
После нескольких телефонных переговоров удалось выяснить, что документ не покидал стены Дома Правительства. В аппарате Совета Министров мне подтвердили: проект Директивы № 4 после рассмотрения 24 августа на Президиуме Совмина отправлен на доработку. А вчера на имя Президента было отправлено письмо, где Правительство просит перенести срок представления проекта Директивы на 1 ноября. Объяснение таково: документ не учитывает многих обстоятельств, недостаточно радикален и не имеет норм прямого действия. Собственно, возникает вопрос, а что же тогда есть в этом документе и почему нет того, что необходимо в первую очередь, учитывая, что занимаются написанием Директивы № 4 уже более полугода? Я даже не говорю о том, что задачу по либерализации экономики Президент поставил перед Правительством еще в 2008 году. А в апреле этого года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию и вовсе большая часть конкретных шагов и действий в плане либерализации Президентом была четко обозначена. Бери — пиши...
У журналистов проекта Директивы № 4 тоже нет. В разработке принимает участие большое количество людей: сотрудники Минэкономики, представители бизнеса, различные эксперты. У каждого свое видение и свои предложения. Например, 27 августа на конференции бизнес–союза предпринимателей и нанимателей заместитель министра экономики Андрей Тур признался, что в документе будут введены нормы, связанные с амнистированием капиталов, свободным регулированием рынка труда и установлением заработной платы. Кроме того, субъектам хозяйствования с численностью сотрудников до 100 человек будет предоставлена возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. А индивидуальным предпринимателям все же разрешат брать на работу наемных сотрудников. И даже введение моратория на проверку деятельности предприятия в первые пять лет его работы. Значит, все же есть революционные моменты?
Владимир Карягин, председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, в этот раз был не очень расположен к откровенному разговору о Директиве. По его словам, работа ежедневная и очень трудная. «Министр экономики Николай Снопков вообще до ночи сидит над документами, а зачастую и мы с ним, — посетовал В.Карягин. — Сейчас есть четыре варианта Директивы. Один слишком краткий, другой слишком объемный, в третьем недостаточно кардинальных мер, четвертый — просто не удовлетворяет потребности времени и бизнеса». Поэтому он считает, что лучше еще немного поработать с Директивой, чтобы на выходе она соответствовала своей главной задаче — стать стратегическим документом, который должен перевернуть мышление чиновников в отношение бизнеса и предпринимательства.
Кстати, о тех, у кого должно перевернуться мышление, вспомнили только 24 августа на упомянутом Президиуме Совмина. Обсуждая очередной провал программы развития малых и средних городов, в Правительстве недоумевали, почему там (в малых и средних городах) не развивается бизнес. Было дано поручение всем облисполкомам и Мингорисполкому подготовить свои конкретные предложения для Директивы № 4, которые помогут дать толчок к развитию предпринимательства в регионах. Причем по конкретным видам деятельности: придорожный и гостиничный сервис, сфера услуг и так далее. Но разве только отсутствие Директивы является сдерживающим фактором для прихода бизнеса в малые и средние города?
«Мы свои предложения сдали еще в марте, — говорит Георгий Бадей, председатель Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского. — Второй раз нас попросили в мае, после Послания Президента. Отправили 5 страниц. Все это время ждем. Да, обсуждения идут. Но долго говорим, а ничего не делаем». Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей, готов еще подождать. «Мы тоже передали свои предложения, — подтверждает участие в работе над документом А.Калинин. — Время затягивается, но важно, чтобы документ был».
Разумеется, Директива № 4 свет увидит. Но ведь это как раз тот случай, когда известная поговорка — надо было вчера, но завтра еще не поздно — не подходит. Слишком долго идет «работа с бумагами». Может, сама либерализация пойдет активнее и эффективнее, чем подготовка к ней. Если так, то лишний месяц ожидания — не самая большая проблема. А вот проворности некоторым чиновникам все еще не хватает — это факт.
Автор публикации: Ирина ЮЗВАК