Сергей Кизима: для Беларуси Восточное партнёрство - это бизнес-проект
Для Беларуси "Восточное партнерство" - это бизнес-проект, заявил заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь Сергей Кизима, выступая в Санкт-Петербурге на научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».
Такая ситуация, по словам учёного, сложилась потому, что Беларусь является уникальной экспортно-ориентированной экономикой, уникальность которой заключается в том, что она не имеет выхода к Мировому океану. Для Беларуси, напомнил С. Кизима, каждые лишние 100 километров перевозки товара удорожают продукцию в буквальном смысле неимоверно.
"У нас всего два основных рынка сбыта - Российская Федерация и Европейский Союз. Наша торговля с Украиной в результате кризисных явлений резко сократилась", - отметил учёный.
"В результате ряда неумелых действий чиновников на местах, когда получается, что у нас уводят российский рынок из-под носа, мы вынуждены идти, не имея выхода к Мировому океану, на ближайший рынок, рынок Европейского Союза, который расположен рядом", - добавил он.
В качестве примера "увода" российского рынка из-под носа Сергей Кизима привёл тот факт, что несколько недель назад в Санкт-Петербурге проводился тендер на закупку автобусов для городского парка, и белорусские автобусы там не рассматривались вообще.
Да и в целом товары, по информации Сергея Кизимы, которые Беларусь хотела бы сбыть в России, чтоб, по крайней мере, уменьшить отрицательное сальдо на российские рынке, оказались заблокированными.
"Как мы оказались в "Восточном партнёрстве"? Всё очень просто: по итогам 2008-го года мы наторговали с ЕС 6 миллиардов долларов положительного сальдо, с Россией – «минус» 14 миллиардов. И при этом естественно главной задачей экспортно-ориентированной экономики было и остается получение положительного сальдо", - также отметил Сергей Кизима.
Но и на рынки Европейского Союза доступ для Беларуси осуществить оказалось не таким уж и простым делом.
"Чтобы пробиться на рынок Евросоюза, мы должны учитывать, что от нас требуют каких-то политических контактов", - также отметил учёный.