Когда все это кончится?
Когда все это кончится?
В старом учебнике по географии, который мне недавно попался в руки, когда я разбирал заброшенные вещи в кладовке, одна глава посвящена природным ресурсам. Точнее, тому, что от них осталось на земле. В 70–е годы прошлого века, а именно тогда составлялось пособие для школьников, считали, что к 2010 году запасы нефти на планете либо уже полностью иссякнут, либо уже будут близки к истощению. С поставками «черного золота» и вправду есть некоторые проблемы, однако полностью трубопроводы вопреки предсказаниям авторов советского учебника все же не пересохли. Тем не менее вопрос с повестки дня не снимается: когда–то же нефть и другие природные ресурсы, которые человек использует в процессе своей жизнедеятельности, закончатся, и что тогда будет?
Существует такое мнение, что третья мировая война, если она вдруг случится, будет борьбой за нефть, воду, металл, зерно. Американский Национальный совет по разведке раз в четыре года, аккурат к инаугурации нового президента, готовит свой футуристический доклад, другими словами, прогноз на будущее. В последнем таком документе, который лег на стол Бараку Обаме, говорится, что уже в ближайшие два десятилетия соперничество за ресурсы станет определяющим геополитическим фактором. Разумеется, в поиски альтернативных источников энергии будут вкладываться миллиарды долларов и евро, однако пока научно–технического прорыва не случится, миру угрожают противоречия и столкновения на почве дефицита старой доброй нефти и газа. Пик добычи уже достигнут.
Еще более острые конфликты, полагают в штатовской разведке, возможны из–за доступа к питьевой воде. Одно радует: этим добром наша страна не обделена. Зато добыча нефти в Беларуси действительно по чуть–чуть, но каждый год сокращается, поскольку наши месторождения находятся на последних стадиях разработки. Сегодня мы сами добываем около 1,7 миллиона тонн нефти в год, тогда как 15 лет назад — около двух миллионов тонн...
Жирная точка в истории нефти
В прошлом году в американском штате Пенсильвания отмечали 150 лет с начала промышленной добычи нефти в мире. Где–то там были пробурены первые скважины, «черное золото» заливалось в деревянные бочки («бочка» по–английски barrel, отсюда единица измерения) и отправлялось по назначению. К слову, назначение тогда было самым разным. В середине XIX века в американских аптеках в качестве лечебного средства продавался, пользуясь немалым успехом у населения, «Целебный Петролеум Кира». К пузырьку прилагалась инструкция, в которой перечислялись показания к применению — холера, цирроз, бронхит. Дозировка — три чайные ложки в день. Но все же прославилась нефть из–за своих энергетических свойств.
Справедливости ради надо сказать, что еще древние греки и персы знали о горючих свойствах темной маслянистой жидкости. Обычно она скапливалась на поверхности рек, разве что в Азербайджане на Апшеронском полуострове она била небольшими фонтанами прямо из–под земли. Это обстоятельство в свое время заинтересовало русского царя Петра I, и он специально отправил гонцов за пробами «черного жира». Так что все бакинцы уверены, что именно у них, а ни в какой не Пенсильвании начался мировой нефтяной бум...
Нынешние сорокалетние имеют шанс дожить до того момента, когда этот бум закончится. До сих пор человечество использовало один триллион баррелей нефти. Следующий триллион, судя по нынешним темпам, оно потратит всего за 30 лет. Американские ученые Колин Кемпбэлл и Джин Лахаррере считают, что триллион, от силы два, и есть реально извлекаемые запасы на планете. В своей статье в журнале «Сайентифик америкэн» они пишут: «Нефть в мире не кончается, по крайней мере, пока. С чем действительно сталкивается наше общество — это конец изобилия дешевых ресурсов, от которых зависят все развитые страны». Какие–то месторождения будут открываться, но уже скоро они могут оказаться труднодоступными. Добыча станет слишком сложной с технической точки зрения; сжигать слишком дорого, да и слишком «грязно» для окружающей среды.
Бывший директор, а ныне научный консультант российского Института природопользования Александр Хуршудов на пессимистические прогнозы замечает, что мир серьезно осознал конечность природных ресурсов еще лет 20 назад. «С тех пор было открыто немало нефтегазовых месторождений на шельфе морей, начали разрабатывать низкопроницаемые пласты, автомобили переводить на газ. Растущий спрос генерирует и соответствующее предложение, — говорит эксперт. — Доказанные запасы нефти — это только та нефть, которую выгодно добывать сегодня. Их величина сильно зависит от нефтяных цен: если цены завтра увеличатся вдвое, автоматически вырастут и запасы. Нефть действительно будет дорожать, но вместе с тем будут расти возможности ее добычи. Поэтому все разговоры о близком энергетическом кризисе пока только страшилки. Важно другое. Дефицит природных ресурсов действительно нарастает. Не только нефти, но и цветных металлов, чистой воды, нетронутых лесов, которые очищают воздух планеты. И пора уже перестать беспечно брать у природы, нужно умерить свои аппетиты и начать ресурсы экономить».
Люди бьются за металл
До недавнего времени сырьевая тема если и вызывала в Европе интерес, то только с точки зрения поставок энергоносителей. С проблемами иного рода там столкнулись в начале этого десятилетия. В 2000 году все массово стали обзаводиться мобильными телефонами, что привело к дефициту на мировом рынке тантала — этот металл используется в их производстве. По данным Еврокомиссии, в отраслях, зависящих от поставок сырья, в ЕС занято около 30 миллионов человек.
Карстен Ролле, возглавляющий отдел энергии и сырья в Федеральном объединении немецкой промышленности, работает на то, чтобы политики и общество в целом осознали, «какое большое значение имеют для всей немецкой экономики неэнергетические сырьевые ресурсы». По его словам, речь идет главным образом о цветных и особенно редкоземельных металлах: «Именно в области металлов Германия в значительной степени зависит от импорта. Это само по себе вовсе не страшно, если мировой рынок функционирует нормально». Однако он фиксирует, что в последнее время участились случаи, когда предложение искусственно ограничивается отдельными странами.
Евросоюз и США через ВТО недавно пытались надавить на Китай, который ввел высокие пошлины на экспорт некоторых ценных химических элементов. Более двух лет Китай использует тарифы на экспорт, чтобы такие ископаемые, как цинк, олово и кремний, оставались в стране для внутреннего пользования. В то же время Пекин активно и в больших количествах скупает эти ресурсы в африканских и других странах. Таким же образом, к слову, гигант поступает в отношении энергоресурсов, уже очень давно скупая нефтяные прииски по всему миру, иначе ему просто нечем будет обеспечить свой уникальный экономический рост — в этом году по уровню энергопотребления Китай впервые в современной истории сместил с первого места Соединенные Штаты.
Для ФРГ, к примеру, все это особенно опасно потому, что без свободного доступа к целому ряду редких элементов из таблицы Менделеева невозможно дальнейшее развитие самых высоких технологий, на которые немецкая экономика делает сейчас ставку. Так, для производства телевизоров с плоским экраном и мобильных телефонов нужны антимонит, кобальт, литий и уже упомянутый тантал. Автомобильная промышленность нуждается в платине, а в производстве солнечных батарей используют индий и галлий.
Подобные природные ресурсы распределены на планете очень неравномерно. Как правило, основные залежи находятся либо в странах с развивающейся экономикой, либо в нестабильных регионах. В качестве примера можно привести литий, который необходим для производства аккумуляторов для электромобилей. Его запасы сконцентрированы в четырех странах — Китае, США, Боливии и Ботсване. «Это показывает, насколько критическая сложилась ситуация, — говорит представитель Еврокомиссии Маттиа Пеллегрини. — Две страны не очень стабильные — Ботсвана и Боливия. Две другие — США и Китай — являются основными конкурентами ЕС в производстве электромобилей».
Рабы желудка
Но все же самым критичным является дефицит воды и продовольствия. К примеру, в докладе Национального совета по разведке США допускается, что в следующие 10 — 15 лет на Ближнем Востоке может произойти обострение конфликта не по каким–то религиозным или историческим причинам, а ввиду соперничества за природные ресурсы и особенно воду.
Чистая питьевая вода во многих странах уже сегодня является дорогим удовольствием. Считается, что в Саудовской Аравии и Калифорнии запасы грунтовых вод будут исчерпаны уже в ближайшие годы. В прибрежных районах Израиля вода в колодцах и скважинах уже сейчас солона на вкус. Еще длиннее список государств, у которых не хватает влаги для нормального ведения сельского хозяйства. Мало кто знает, что собранный килограмм винограда — это потраченная тысяча литров воды, килограмм пшеницы — две тысячи, килограмм фиников — более двух с половиной тысяч литров.
«Нарастающий дефицит минеральных, энергетических и продовольственных ресурсов, а также изменения в глобальном климате, вызванные парниковым эффектом, станут определять всю мировую политику», — считают в американской разведке. К слову, население планеты к 2025 году вырастет на 1,2 миллиарда и составит около 8 миллиардов человек. Этот рост будет происходить в основном за счет стран Азии и Африки. Прежде нужно всех как–то накормить и напоить, а потом уже задумываться о нефти или платине.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Фото: РЕЙТЕР