«Foreign Policy»: У белорусского президента нет друзей
Самым очевидным свидетельством того, что страничка Александра Лукашенко в MySpace это фальшивка, является утверждение о том, что у него там 315 друзей. У белорусского правителя нет друзей – по крайней мере, тех, кто может ему помочь сохранить свои политические позиции. Хорошо иметь дружков в Венесуэле и Иране, но у Уго Чавеса и Махмуда Ахмадинежада есть свои агонизирующие экономики, которые надо спасать. Поэтому Беларусь может стать последней советской республикой, которой грозит экономическая и политическая буря.
Примерно через шесть месяцев в Беларуси состоятся выборы, и не надо быть пророком и чародеем, чтобы сказать, кто на них «победит». Лукашенко контролирует все рычаги власти. Видимо, ему не было нужды подтасовывать выборы в 2006 году, но он все равно это сделал. На сей раз дополнительный толчок для него более важен, и скорее всего, он снова займется обманом. В 2006 году подтасованные результаты вызвали мощные протесты в обществе, и власти в Минске кое-где применяли силу. На сей раз ситуация будет хуже, а единственный ценный союзник Лукашенко Москва вряд ли бросит ему спасательный круг.
На самом деле, российским властям Лукашенко надоел, потому что они считают его неблагодарным нахлебником. Белорусский правитель набирает политические очки у себя в стране, выступая с критикой в адрес Москвы. Беларусь предоставила убежище свергнутому киргизскому лидеру Бакиеву – еще одному самовластному президенту, восстановившему против себя соседнюю Россию. Лукашенко в качестве условия для создания Таможенного союза с Россией и Казахстаном требует поставок дешевой российской нефти и газа.
Белорусская экономика очень уязвима. Экономический спад у крупных торговых партнеров в Европе и на постсоветском пространстве затормозил рост страны. В настоящее время дефицит платежного баланса в Беларуси составляет 13 процентов ВВП. К этому прибавляется рост затрат на энергоресурсы, поскольку российская государственная газовая монополия «Газпром» подталкивает Беларусь все ближе к рыночным ценам на газ.
В преддверии выборов правительство Лукашенко скорее всего не пойдет на сокращение государственных расходов. Он совершенно правильно задается вопросом о том, сколь долго ему удастся сохранить свою популярность, если будут сокращены дотации на покупку топлива потребителями, если будут заморожены зарплаты, остановлен рост пенсий и прекращены государственные ассигнования на защиту занятости.
В ответ на сфальсифицированные выборы 2006 года и подавление прошедших затем демонстраций Соединенные Штаты и ЕС ввели против Беларуси санкции. Есть основания полагать, что они сделают это снова, если Лукашенко обратится к своим старым трюкам.
Москва не будет лить слез из-за того, что Лукашенко попал в такое затруднительное положение. Российские средства массовой информации в последнее время начали против белорусского руководителя масштабное наступление, изображая его несносным и самовлюбленным бандитом. Премьер-министр Путин даже не скрывает своего к нему презрения.
У Москвы больше всех возможностей для того, чтобы заставить Лукашенко серьезно поволноваться. Когда его отношения с Кремлем ухудшились, Россия резко сократила дотации, благодаря которым белорусская нефтеперерабатывающая промышленность – да и вся экономика - держалась на плаву. В этом году Россия в полном объеме ввела экспортные пошлины на поставляемую нефть и пригрозила в будущем году установить цены на газ в привязке к нефтяным ценам. Когда Россия сократила поставки газа на 60 процентов, Беларусь пошла на обострение, выступив с угрозой переложить свои проблемы на плечи Европы. Россия на четверть обеспечивает потребности Евросоюза в природном газе, и двадцать процентов этих поставок идет по трубопроводам через территорию Беларуси. На русских угрозы Лукашенко не произвели никакого впечатления, поскольку они могут просто перенаправить это газ, подавая его в Европу через Украину. В итоге стороны достигли компромисса на условиях Москвы.
Контракты между Россией и Беларусью на поставку и транзит энергоресурсов должны быть перезаключены к концу года. Вполне вероятно, что из-за них возникнет драка, а Беларусь столкнется с новыми перебоями в поставках и навредит торговым отношениям в других областях. Это может вызвать хаос и смятение во всей белорусской экономике – и произойдет это посреди зимы и посреди предвыборной кампании.
Если Россия действительно захочет наказать белорусского правителя, она может отказаться признавать результаты выборов. На такие крайние меры Москва вряд ли пойдет. Но Беларусь вполне может стать очередным постсоветским государством, которое в предстоящие месяцы ждут потрясения.