Для «марионетки Кремля» в белорусском политическом театре нет роли
Российские СМИ охотно повествуют, как белорусские оппозиционеры на некоем застолье в белокаменной чокались с Кудриным да Чубайсом. Московские эксперты объясняют: Кремль-де устраивает смотрины сменщиков нынешнего официального лидера синеокой республики. Белорусские аналитики, однако, не столь поспешны в выводах.
Эксперт минского аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич напоминает: перед каждыми президентскими выборами внутренние противники главы государства начинали челночные рейды в столицу большой соседки. Иных даже в кремлевской администрации принимали, пусть и на скромном уровне. Ну и что?
В общем, обычное дело. С российским фактором вынужден (и всегда будет вынужден!) считаться любой белорусский политик, у руля он или в андеграунде. Вот и наводят оппозиционеры мосты. Это не значит, что навестивших намедни первопрестольную Ярослава Романчука да Анатолия Лебедько априори следует зачислять в марионетки Кремля.
Москва же, по словам Карбалевича, ныне, «во-первых, ведет зондаж ситуации, а во-вторых — психологически давит на белорусское руководство».
Отсюда и метафоры типа «смотрины сменщиков». Скорее их следует вписать в контекст информационной войны, нежели в контекст некоего кремлевского сценария замещения власти.
«Москва могла бы всерьез вступить в игру, видя в Беларуси фигуру вроде Януковича в период правления Ющенко, — сказал Валерий Карбалевич в интервью «Белорусским новостям». — Но трудно представить, что Кремль возьмется сейчас раскручивать кого-то с нуля».
Или почти с нуля. Рейтинги большинства потенциальных кандидатов в президенты если и превышают потолок статистической погрешности, то ненамного.
Самый известный же, Александр Милинкевич, в глазах российских элит — конченый националист и безнадежный западник. Своего отношения к интеграции синеокой страны в Старый Свет он, впрочем, и не скрывает, снабдив предвыборную программу слоганом «Зробім Беларусь сапраўднай Еўропай!». Да и в целом оппозиция здесь в основном проевропейская.
Так что война войной, но «даже острое чувство оскорбленного достоинства не должно подвигнуть Медведева и Путина к тому, чтобы Белоруссию возглавил местный вариант Ющенко или Саакашвили», отмечает в редакционной статье Газета.Ru.
Эту точку зрения разделяет белорусский эксперт-международник Андрей Федоров. В интервью «Белорусским новостям» он отметил: при всем желании видеть более удобного партнера у руля Беларуси российские верхи «совершенно не намерены таскать каштаны из огня для сторонников западного пути ее развития».
Эксперты дружно отмечают: как ни парадоксально, в изрядно русифицированной постсоветской республике, руководство которой к тому же столько лет занималось «братской интеграцией» и твердило, что мы — один народ, фактически нет сильных пророссийских структур и публичных фигур. Как-то не сложилось…
И вообще, страхи, что вот Кремль сейчас тут у нас замутит воду капитально и поставит свою марионетку, непомерно раздуты, полагает Валерий Карбалевич.
«Поскольку режим здесь — персоналистский, то любая смена фигуры будет означать и смену политического режима, — убежден политолог. — Причем только в сторону демократизации». На сцену неизбежно выйдет оппозиция, и новый официальный лидер никак не сможет действовать по принципу «что хочу, то и ворочу», добавляет собеседник.
Короче, российская угроза независимости Беларуси не так уж фатальна, как представляют некоторые здешние политики и аналитики. Во всяком случае, у Кремля своя логика, и мы ее не переменим, отмечает Алесь Логвинец — политолог, советник лидера движения «За свободу» Александра Милинкевича. Проблема в том, чтобы Беларусь обладала достаточным запасом прочности.
А вот тут — большие вопросы. Белорусская модель, которая воспевалась пропагандой как образец эффективности и стабильности, показала всю свою уязвимость, как только Россия стала закручивать краники.
Если разобраться, то чем сильнее давление Москвы, тем острее у нынешней власти потребность в дополнительных опорах — внутренних и внешних. Сегодня лозунги защиты независимости у правящей верхушки и оппозиционной контрэлиты практически идентичны. И Запад тоже подставил бы плечо.
Однако тут — ментальный барьер: власть боится откручивать гайки в обществе и хотя бы минимально уступать Европе, Вашингтону по части демократизации, прав человека да гражданских свобод. Но так можно потерять большее.
«Самая большая угроза независимости нашей страны — в том, что нет национального единства, внутреннего диалога», — считает Алесь Логвинец. Плюс — отсталая, ущербная модель экономики, добавляет он.
Пока белорусская власть упорно пытается держать фронт по всем азимутам: отлуп Кремлю, отлуп оппозиции, отлуп системным реформам, отлуп Европе! Надо ли разжевывать, что это не лучшая стратегия? Даже если слухи о «смотринах сменщиков» в Москве весьма преувеличенны.
Александр КЛАСКОВСКИЙ