Белорусы разочаровались в России, но и в Евросоюз не торопятся
По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), сегодня все меньше белорусов желают объединения с Россией. Но и роста проевропейских настроений в обществе не наблюдается.
Куда - на Восток или на Запад - готовы идти белорусы, связывают они свое будущее с Россией или Евросоюзом? Социологи из Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) констатируют, что падение пророссийских устремлений достигло в первом полугодии 2010 года своего многолетнего минимума. Против объединения с Россией в ходе недавнего опроса общественного мнения высказались почти 50 процентов респондентов (за объединение - около 30 процентов).
И это при том, отмечают в НИСЭПИ, что исследования проводились еще до разрешения газового конфликта, когда российская сторона резко сократила поставки "голубого топлива" в Беларусь. Однако если судить по данным опроса, и роста проевропейских настроений в белорусском обществе не наблюдается.
Кто виноват?
Социологи говорят, что изменение уровня настроений демонстрирует, прежде всего, преданная президенту часть электората. Как только в прессе возрастает градус антикремлевской пропаганды, все больше белорусов начинают считать, что "Россия больше нам не друг".
Председатель Белорусского Славянского комитета Сергей Костян в царящих в белорусском обществе настроениях винит восточного соседа. "Это связано, прежде всего, с неразумной политикой, которую проводит руководство России", - уверен Костян.
Назвав Путина и Медведева "в общем-то, неглупыми людьми", Костян отметил, что российские и президент, и премьер "вынуждены исполнять волю российских олигархов", так как являются их ставленниками.
Белорусский раскол
Угасание братской любви, тем не менее, не заставило белорусов повернуть свой взор на Запад. Число выступающих за вхождение Беларуси в Евросоюз осталось практически неизменным - чуть больше 36 процентов. Однако тут есть одно но…
Независимый социолог Александр Соснов говорит, что когда вопрос ставился, что называется ребром - "Или в Европу, или в Россию?" - ответы распределяется примерно поровну. "Почти 38 процентов опрошенных выбрали объединение с Россией, чуть меньше 39 процентов выступают за вступление в Евросоюз. Разница - меньше статистической ошибки", - замечает социолог.
Куда идти?
По словам Соснова, "способны сделать погоду" те 20 процентов еще не определившихся в своих геополитических предпочтениях белорусов. "Когда общество расколото практически поровну, руководство может повести народ в любую сторону. Все зависит от того, как сагитировать тех, кто готов и туда, и туда", - признает социолог.
Какое направление выберет официальный Минск, эксперт прогнозировать не берется. Говорит, что занятие это, тем более в преддверии президентских выборов, неблагодарное и бесперспективное.