Союз с тремя несогласными
12.07.2010
—
Новости Политики
Правовая база ТС вводится не в полном объеме.Минску не удалось снять таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках запуска второго этапа Таможенного союза (ТС) - создания единой таможенной территории. Теперь надежда на ЕЭП.
До сих пор непонятно, почему процедура ратификации Таможенного кодекса ТС в Беларуси была покрыта завесой секретности вплоть до момента подписания документов 5 июля в Астане.
Было ведь очевидно, что А. Лукашенко вынужден будет поставить под ними свою подпись - деваться некуда. Для экономики, ориентированной на российский рынок и покупающей российские энергоносители на льготных условиях, лишиться режима свободной торговли с РФ, а также получить пошлину на газ (а возможно, и на весь объем нефти) в случае торможения Беларусью ТС, о чем прямо заговорили российские чиновники, - смерти подобно.
У Минска новая цель - ЕЭП.
Официальный Минск до последнего торговался за отмену пошлин на нефть и нефтепродукты. Ничего существенного выторговать не удалось.
Одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. В нем говорится, что после подписания и ратификации Беларусью всего пакета документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) для нее будут сняты таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Раньше говорилось, что пошлины для Беларуси будут сняты только после подписания и ратификации пакета документов по ЕЭП всеми странами - участницами ТС. Но сейчас Минск обращает внимание на акценты: пошлины на нефть и нефтепродукты для Беларуси будут сняты автоматически, вне зависимости от того, когда документы по ЕЭП подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан.
Как это будет выглядеть на практике, непонятно. Ведь ЕЭП должно быть создано на территории трех стран. И как бы ни было велико желание Беларуси форсировать этот процесс, автономно от России и Казахстана создать ЕЭП не получится.
Процесс создания ЕЭП должен быть завершен к началу 2012 года, а первый пакет документов планируется подписать уже в нынешнем году. Создается ощущение, что наиболее мотивированной стороной в процессе подготовки пакета документов может стать Беларусь, желая приблизить главное, что ее привлекает в новом интеграционном проекте РФ, - беспошлинную торговлю энергоносителями.
Правда, на какие жертвы ей для этого придется пойти, вряд ли в Минске понимают до конца.
Эксперты предупреждают, что работа над созданием ЕЭП будет гораздо более трудной, чем первый этап формирования ТС. Ведь, кроме техрегулирования, придется гармонизировать все законодательство, касающееся перемещения товаров, людей и капиталов, в том числе налоговое право и т. д. Темой отдельных переговоров при формировании ЕЭП станут также условия и объемы господдержки сельхозпроизводителей (Беларусь и РФ в течение нескольких лет не могли об этом договориться). А такие вещи быстро не делаются.
Самым спорным вопросом может стать введение единой валюты ЕЭП. Россия крайне заинтересована в придании своему рублю статуса резервной валюты на постсоветском пространстве. Однако идея единой валюты имеет подводные камни - фактически это означает потерю части суверенитета для стран ТС.
Нелишне напомнить, что Беларуси и России так и не удалось договориться ввести российский рубль в качестве единой валюты Союзного государства.
Формат вступления в ВТО: единства нет.
Что касается еще одного чувствительного для Беларуси вопроса - таможенных пошлин на легковые автомобили для физлиц, то по нему стороны договорились ранее. В протоколе зафиксировано, что до 1 июля 2011 года действующие ставки будут сохранены.
А вот таможенные пошлины на ввоз в Беларусь микроавтобусов для физических лиц с 6 июля увеличены - до ставки, установленной единым таможенным тарифом ТС. Это означает, что ставки увеличатся примерно в 2-3 раза - в зависимости от объема двигателя, года выпуска микроавтобуса.
До 1 июля 2011 года у Беларуси сохраняется национальный режим регулирования торговли с третьими странами.
Страны ТС подписали в Астане также межправительственное соглашение, регулирующее деятельность резидентов СЭЗ. С 6 июля они работают в рамках соответствующего межправительственного постановления, которое было подписано 5 июля в Астане. Оно не ухудшает условий работы субъектов хозяйствования, уже зарегистрированных в СЭЗ. Так что пока резиденты белорусских СЭЗ будут работать в прежнем режиме - до даты, определенной в соглашении. При этом она не разглашается.
Выстраданный очередной этап ТС вновь актуализировал тему формата присоединения к ВТО. Примечательно, что казахстанский лидер Н. Назарбаев 5 июля в Астане вновь заявил о вступлении в ВТО "тройкой". Однако российская сторона эту позицию не подтвердила.
Первый вице-премьер РФ И. Шувалов отметил, что работа совместной рабочей группы по вступлению в ВТО продолжается. Но он сразу же добавил, что Россия может снять все спорные вопросы по вступлению в ВТО в ближайшие недели, а какую тактику вступления в ВТО изберут страны - члены ТС, решат их президенты.
Так что по-прежнему непонятно, будет ли РФ, стоящая на пороге ВТО, ждать отстающие страны ТС.
5 июля главы государств ЕврАзЭС также подписали новую редакцию статута суда сообщества, который будет заниматься разрешением споров экономического характера, возникающих в рамках функционирования ТС.
Таможенный контроль упрощен.
Итак, процесс работы ТС запущен. В России и Казахстане Таможенный кодекс начал действовать с 1 июля. Таможенный кодекс ТС в рамках "тройки", включая Беларусь, начал работать с 6 июля. С этой даты между тремя странами образуется единая таможенная территория.
Вице-премьер Андрей Кобяков в Астане оптимистично заявил, что с 6 июля ситуация на белорусско-российской границе изменится существенным образом. Если до этого времени российская сторона осуществляла таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров из третьих стран по более чем 11.700 позициям, то с 6 июля будут контролироваться лишь несколько десятков позиций товаров, по которым предусмотрены изъятия из режима функционирования единой таможенной территории ТС.
При этом, как было сказано, любой товар, ввезенный на территорию ТС и введенный в свободное обращение, может свободно пересекать любые границы стран союза без контроля и таможенного оформления. То есть Беларусь может организовывать сборочные производства и свободно торговать этой продукцией на территории всего ТС.
Действительно, после ратификации Таможенного кодекса ТС от таможенного контроля наряду с белорусскими товарами должны освобождаться и товары, происходящие с территорий государств - членов ТС, и товары третьих стран, выпущенные в свободное обращение на территории Беларуси.
Напомним, что между Беларусью и РФ госграницы в обычном понимании этого понятия нет уже 15 лет - с момента создания Союзного государства.
Таможенный контроль на границе России и Беларуси был отменен Указом президента РФ № 525 от 25 мая 1995 года, однако вновь был введен постановлением Правительства РФ № 254 от 24 марта 2000 года. При этом контроль касался только товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Беларуси. То есть если белорусская продукция пропускалась в РФ без уплаты таможенных платежей, то товары, ввезенные в Беларусь из третьих стран, подлежали таможенному контролю в России.
Очевидно, что для изменения сложившейся практики необходимо внести поправки в российское постановление № 254. Поскольку быстро это сделать нельзя, то ФТС РФ пока разъяснила, что теперь статус товаров Республики Беларусь распространяется и на товары из третьих стран, растаможенные в Беларуси по ставкам пошлин, соответствующим российским.
Кроме того, с 6 июля вступило в силу соглашение, касающееся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Как заявляется, все сертификаты и протоколы исследований на соответствие техническим требованиям продукции, полученные отечественными субъектами хозяйствования непосредственно в белорусских испытательных лабораториях, действительны на всей территории ТС.
Россия торопится.
Реально, по мнению экспертов, Таможенный кодекс ТС не заработает до тех пор, пока на национальном уровне не будут приняты необходимые документы.
Пока же многие документы для запуска ТС готовились в авральном режиме. Поэтому и сам ТС запущен в спешке, с многочисленными изъятиями и ограничениями, что вносит нервозность в работу госструктур и хозяйствующих субъектов.
Между тем, как показал европейский опыт, к следующему этапу можно переходить лишь после того, как закончен предыдущий. Отметим, что у Евросоюза на интеграционный процесс ушло более 30 лет. Есть большие сомнения, что России, поспешившей заявить, что ТС уже "становится геополитической реальностью", удастся создать новую интеграционную конструкцию на постсоветском пространстве за 3 года.
До сих пор непонятно, почему процедура ратификации Таможенного кодекса ТС в Беларуси была покрыта завесой секретности вплоть до момента подписания документов 5 июля в Астане.
Было ведь очевидно, что А. Лукашенко вынужден будет поставить под ними свою подпись - деваться некуда. Для экономики, ориентированной на российский рынок и покупающей российские энергоносители на льготных условиях, лишиться режима свободной торговли с РФ, а также получить пошлину на газ (а возможно, и на весь объем нефти) в случае торможения Беларусью ТС, о чем прямо заговорили российские чиновники, - смерти подобно.
У Минска новая цель - ЕЭП.
Официальный Минск до последнего торговался за отмену пошлин на нефть и нефтепродукты. Ничего существенного выторговать не удалось.
Одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. В нем говорится, что после подписания и ратификации Беларусью всего пакета документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) для нее будут сняты таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Раньше говорилось, что пошлины для Беларуси будут сняты только после подписания и ратификации пакета документов по ЕЭП всеми странами - участницами ТС. Но сейчас Минск обращает внимание на акценты: пошлины на нефть и нефтепродукты для Беларуси будут сняты автоматически, вне зависимости от того, когда документы по ЕЭП подпишут и ратифицируют Россия и Казахстан.
Как это будет выглядеть на практике, непонятно. Ведь ЕЭП должно быть создано на территории трех стран. И как бы ни было велико желание Беларуси форсировать этот процесс, автономно от России и Казахстана создать ЕЭП не получится.
Процесс создания ЕЭП должен быть завершен к началу 2012 года, а первый пакет документов планируется подписать уже в нынешнем году. Создается ощущение, что наиболее мотивированной стороной в процессе подготовки пакета документов может стать Беларусь, желая приблизить главное, что ее привлекает в новом интеграционном проекте РФ, - беспошлинную торговлю энергоносителями.
Правда, на какие жертвы ей для этого придется пойти, вряд ли в Минске понимают до конца.
Эксперты предупреждают, что работа над созданием ЕЭП будет гораздо более трудной, чем первый этап формирования ТС. Ведь, кроме техрегулирования, придется гармонизировать все законодательство, касающееся перемещения товаров, людей и капиталов, в том числе налоговое право и т. д. Темой отдельных переговоров при формировании ЕЭП станут также условия и объемы господдержки сельхозпроизводителей (Беларусь и РФ в течение нескольких лет не могли об этом договориться). А такие вещи быстро не делаются.
Самым спорным вопросом может стать введение единой валюты ЕЭП. Россия крайне заинтересована в придании своему рублю статуса резервной валюты на постсоветском пространстве. Однако идея единой валюты имеет подводные камни - фактически это означает потерю части суверенитета для стран ТС.
Нелишне напомнить, что Беларуси и России так и не удалось договориться ввести российский рубль в качестве единой валюты Союзного государства.
Формат вступления в ВТО: единства нет.
Что касается еще одного чувствительного для Беларуси вопроса - таможенных пошлин на легковые автомобили для физлиц, то по нему стороны договорились ранее. В протоколе зафиксировано, что до 1 июля 2011 года действующие ставки будут сохранены.
А вот таможенные пошлины на ввоз в Беларусь микроавтобусов для физических лиц с 6 июля увеличены - до ставки, установленной единым таможенным тарифом ТС. Это означает, что ставки увеличатся примерно в 2-3 раза - в зависимости от объема двигателя, года выпуска микроавтобуса.
До 1 июля 2011 года у Беларуси сохраняется национальный режим регулирования торговли с третьими странами.
Страны ТС подписали в Астане также межправительственное соглашение, регулирующее деятельность резидентов СЭЗ. С 6 июля они работают в рамках соответствующего межправительственного постановления, которое было подписано 5 июля в Астане. Оно не ухудшает условий работы субъектов хозяйствования, уже зарегистрированных в СЭЗ. Так что пока резиденты белорусских СЭЗ будут работать в прежнем режиме - до даты, определенной в соглашении. При этом она не разглашается.
Выстраданный очередной этап ТС вновь актуализировал тему формата присоединения к ВТО. Примечательно, что казахстанский лидер Н. Назарбаев 5 июля в Астане вновь заявил о вступлении в ВТО "тройкой". Однако российская сторона эту позицию не подтвердила.
Первый вице-премьер РФ И. Шувалов отметил, что работа совместной рабочей группы по вступлению в ВТО продолжается. Но он сразу же добавил, что Россия может снять все спорные вопросы по вступлению в ВТО в ближайшие недели, а какую тактику вступления в ВТО изберут страны - члены ТС, решат их президенты.
Так что по-прежнему непонятно, будет ли РФ, стоящая на пороге ВТО, ждать отстающие страны ТС.
5 июля главы государств ЕврАзЭС также подписали новую редакцию статута суда сообщества, который будет заниматься разрешением споров экономического характера, возникающих в рамках функционирования ТС.
Таможенный контроль упрощен.
Итак, процесс работы ТС запущен. В России и Казахстане Таможенный кодекс начал действовать с 1 июля. Таможенный кодекс ТС в рамках "тройки", включая Беларусь, начал работать с 6 июля. С этой даты между тремя странами образуется единая таможенная территория.
Вице-премьер Андрей Кобяков в Астане оптимистично заявил, что с 6 июля ситуация на белорусско-российской границе изменится существенным образом. Если до этого времени российская сторона осуществляла таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров из третьих стран по более чем 11.700 позициям, то с 6 июля будут контролироваться лишь несколько десятков позиций товаров, по которым предусмотрены изъятия из режима функционирования единой таможенной территории ТС.
При этом, как было сказано, любой товар, ввезенный на территорию ТС и введенный в свободное обращение, может свободно пересекать любые границы стран союза без контроля и таможенного оформления. То есть Беларусь может организовывать сборочные производства и свободно торговать этой продукцией на территории всего ТС.
Действительно, после ратификации Таможенного кодекса ТС от таможенного контроля наряду с белорусскими товарами должны освобождаться и товары, происходящие с территорий государств - членов ТС, и товары третьих стран, выпущенные в свободное обращение на территории Беларуси.
Напомним, что между Беларусью и РФ госграницы в обычном понимании этого понятия нет уже 15 лет - с момента создания Союзного государства.
Таможенный контроль на границе России и Беларуси был отменен Указом президента РФ № 525 от 25 мая 1995 года, однако вновь был введен постановлением Правительства РФ № 254 от 24 марта 2000 года. При этом контроль касался только товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Беларуси. То есть если белорусская продукция пропускалась в РФ без уплаты таможенных платежей, то товары, ввезенные в Беларусь из третьих стран, подлежали таможенному контролю в России.
Очевидно, что для изменения сложившейся практики необходимо внести поправки в российское постановление № 254. Поскольку быстро это сделать нельзя, то ФТС РФ пока разъяснила, что теперь статус товаров Республики Беларусь распространяется и на товары из третьих стран, растаможенные в Беларуси по ставкам пошлин, соответствующим российским.
Кроме того, с 6 июля вступило в силу соглашение, касающееся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Как заявляется, все сертификаты и протоколы исследований на соответствие техническим требованиям продукции, полученные отечественными субъектами хозяйствования непосредственно в белорусских испытательных лабораториях, действительны на всей территории ТС.
Россия торопится.
Реально, по мнению экспертов, Таможенный кодекс ТС не заработает до тех пор, пока на национальном уровне не будут приняты необходимые документы.
Пока же многие документы для запуска ТС готовились в авральном режиме. Поэтому и сам ТС запущен в спешке, с многочисленными изъятиями и ограничениями, что вносит нервозность в работу госструктур и хозяйствующих субъектов.
Между тем, как показал европейский опыт, к следующему этапу можно переходить лишь после того, как закончен предыдущий. Отметим, что у Евросоюза на интеграционный процесс ушло более 30 лет. Есть большие сомнения, что России, поспешившей заявить, что ТС уже "становится геополитической реальностью", удастся создать новую интеграционную конструкцию на постсоветском пространстве за 3 года.
Справка "БР"
Нынешняя идея создать Таможенный союз на постсоветском пространстве не первая.
Процесс построения ТС в середине 1990-х годов инициировали президент РФ Б. Ельцин и президент РБ А. Лукашенко. В 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в 1998 году к нему присоединился Казахстан.
Год спустя к таможенной "тройке" примкнули Кыргызстан и Таджикистан - в рамках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 2000 году все это назвали Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).
Во всех соглашениях и договорах о Таможенном союзе провозглашались равные права для участников, отмена таможенных пошлин и других ограничений во взаимной торговле и т. д. Однако на практике это не удалось реализовать.
По оценкам экспертов, основная причина заключается в том, что ни в одно из прежних интеграционных объединений России не удалось включить Украину.
Ради сохранения интеграции с Украиной Б. Ельцин согласился учредить СНГ в начале 1990-х годов. В свою очередь В. Путин в начале 2000-х годов откладывал запуск Единого экономического пространства ради достижения интеграции с Украиной.
Сейчас с прицелом на Украину Россия инициирует создание зоны свободной торговли в рамках СНГ - это единственная форма интеграции на постсоветском пространстве, к которой Киев демонстрирует интерес.
При этом нынче ни одна российско-украинская встреча на высшем уровне не обходится без настойчивого приглашения Киеву примкнуть к Таможенному союзу.
Однако пока Украина дистанцируется от Таможенного союза, заявляя о своем приоритете - создании зоны свободной торговли с ЕС. Она также ссылается на членство в ВТО, опасаясь, что обязательства в рамках ВТО не удастся состыковать с нормами ТС.
"Поскольку Таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины в ВТО, то на сегодняшний день, да и на завтрашний и на послезавтрашний, этот вопрос стоять не может", - заявила первый замглавы администрации президента Украины Ирина Акимова в феврале 2010 года.
Кроме того, ТС с существующими сегодня изъятиями вряд ли будет привлекательным для Украины, структура экономики которой ближе к белорусской, нежели к российской или казахстанской.
Однако вряд ли это остановит Москву. 5 июля в Астане шла речь о том, что к ТС в перспективе могут присоединиться Таджикистан и Кыргызстан. Президенты этих стран сообщили журналистам, что их страны изучают возможность вступления в ТС.
Нынешняя идея создать Таможенный союз на постсоветском пространстве не первая.
Процесс построения ТС в середине 1990-х годов инициировали президент РФ Б. Ельцин и президент РБ А. Лукашенко. В 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в 1998 году к нему присоединился Казахстан.
Год спустя к таможенной "тройке" примкнули Кыргызстан и Таджикистан - в рамках Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В 2000 году все это назвали Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).
Во всех соглашениях и договорах о Таможенном союзе провозглашались равные права для участников, отмена таможенных пошлин и других ограничений во взаимной торговле и т. д. Однако на практике это не удалось реализовать.
По оценкам экспертов, основная причина заключается в том, что ни в одно из прежних интеграционных объединений России не удалось включить Украину.
Ради сохранения интеграции с Украиной Б. Ельцин согласился учредить СНГ в начале 1990-х годов. В свою очередь В. Путин в начале 2000-х годов откладывал запуск Единого экономического пространства ради достижения интеграции с Украиной.
Сейчас с прицелом на Украину Россия инициирует создание зоны свободной торговли в рамках СНГ - это единственная форма интеграции на постсоветском пространстве, к которой Киев демонстрирует интерес.
При этом нынче ни одна российско-украинская встреча на высшем уровне не обходится без настойчивого приглашения Киеву примкнуть к Таможенному союзу.
Однако пока Украина дистанцируется от Таможенного союза, заявляя о своем приоритете - создании зоны свободной торговли с ЕС. Она также ссылается на членство в ВТО, опасаясь, что обязательства в рамках ВТО не удастся состыковать с нормами ТС.
"Поскольку Таможенный союз прямо противоречит и будет очень сильно осложнять членство Украины в ВТО, то на сегодняшний день, да и на завтрашний и на послезавтрашний, этот вопрос стоять не может", - заявила первый замглавы администрации президента Украины Ирина Акимова в феврале 2010 года.
Кроме того, ТС с существующими сегодня изъятиями вряд ли будет привлекательным для Украины, структура экономики которой ближе к белорусской, нежели к российской или казахстанской.
Однако вряд ли это остановит Москву. 5 июля в Астане шла речь о том, что к ТС в перспективе могут присоединиться Таджикистан и Кыргызстан. Президенты этих стран сообщили журналистам, что их страны изучают возможность вступления в ТС.