Немецкий политолог: Не все зависит от Беларуси
По мнению эксперта парижского Института исследований в сфере безопасности, немецкого политолога Сабине Фишер (Sabine Fischer), в рамках программы "Восточное партнерство" процесс сближения гражданского общества Беларуси с Евросоюзом идет быстрее, чем развиваются контакты с белорусскими властями. При этом аналитик отмечает, что успех программы зависит также от развития внутренней ситуации в ЕС.
Deutsche Welle: Что уже принесло Беларуси участие в "Восточном партнерстве" ?
Сабине Фишер: У "Восточного партнерства" два измерения - двустороннее и многостороннее. До сих пор Беларусь, все еще находящаяся под режимом санкций со стороны Евросоюза, вовлечена только в многостороннее сотрудничество. Она может участвовать в различных проектах, которые касаются разных политических сфер. А представители белорусских неправительственных организаций имеют возможность участвовать в работе Форума гражданского общества, взаимодействуя на многосторонней основе с неправительственными организациями из других стран-участниц "Восточного партнерства", а также стран-членов Евросоюза.
Я бы сказала, что в рамках этой инициативы, которой всего лишь чуть больше года, многие из проектов находятся еще в процессе разработки. Прежде всего, это касается сотрудничества и обменов. Активисты белорусских неправительственных организаций уже получили широкие возможности для объединения усилий и укрепления их позиций внутри страны. Хотя это, естественно, привело к росту напряженности в отношениях с властями. Главное же сейчас для них - расширить сотрудничество с партнерскими структурами в странах ЕС.
- Похоже, что правительство и гражданское общество Беларуси не очень удовлетворены тем, как развивается "Восточное партнерство". Почему?
- Мне кажется, для такой оценки у правительства и у гражданского общества существуют разные причины. Дело в том, что отношения ЕС и Беларуси сегодня развиваются так, как и полтора-два года назад, когда начинался период "оттепели", когда обе стороны стали сближаться, и были сделаны уступки с обеих сторон. Эта фаза в Беларуси воспринималась в рамках инициативы "Восточное партнерство". Но с точки зрения обеих сторон многие ожидания не были реализованы.
Беларусь, а именно, правительство, полагает, что со стороны ЕС не было сделано достаточно уступок, особенно в сфере экономического сотрудничества. А с точки зрения Евросоюза, белорусское правительство предприняло недостаточно усилий в области внутренних реформ, либерализации экономики и, в первую очередь, в сфере прав человека. Поскольку процесс сближения Минска и Брюсселя остановился, это, естественно, негативно отразилось и на гражданском обществе страны.
Существует еще и третий момент - проблемы на внутриевропейском уровне. В силу реформы Евросоюза программа "Восточное партнерство" не так активно продвигалась, как планировалось изначально.
- У вас нет такого ощущения, что Евросоюз в определенной степени потерял интерес к проекту?
- Когда мы говорим о международных отношениях Евросоюза, нужно всегда обращать внимание на страны-члены ЕС, потому что есть государства, которые сильно заинтересованы в "Восточном партнерстве", углублении и интенсификации взаимоотношений с восточными соседними странами. И есть страны, более сдержанные в этом отношении.
Нужно также учитывать и фактор финансового кризиса. Не только нынешняя внутренняя структурная реформа Европейского Союза, но, в первую очередь, экономический кризис повлиял на характер внешних связей. Это касается всех стран ЕС. Из-за кризиса Брюссель был вынужден сосредоточиться на самом себе. Поэтому, я бы не согласилась с утверждением, что Евросоюз потерял интерес к программе. Просто внимание большинства стран ЕС сейчас направлено на внутреннюю реформу и преодоление экономического кризиса.
- Как вы оцениваете перспективы "Восточного партнерства"? От чего зависит его успех?
- Я думаю, что, во-первых, успех программы во многом зависит от того, как быстро заработает вступивший в силу Лиссабонский договор. Тогда будет можно продвигать программу совместно со странами-членами ЕС. В данный момент в рамках Евросоюза сложно осуществлять последовательную скоординированную внешнюю политику.
Во-вторых, это, конечно же, касается определения финансовых средств для программы. Здесь можно только надеяться, что страны-члены ЕС смогут как можно быстрее преодолеть финансовый кризис, чтобы потом иметь возможность более свободно распоряжаться ресурсами для таких программ, как "Восточное партнерство".