Интрига дня: Таможенный союз
Сегодня президенты России и Беларуси прибывают в Астану, где пройдет заседание межгоссовета ЕврАзЭС. Главная интрига сегодняшней встречи — пойдет ли Минск на формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Встреча Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко должна окончательно прояснить дальнейшую судьбу Таможенного союза (ТС), который пока так и не заработал в трехстороннем формате из-за затяжки со стороны Белоруссии. Президент страны Александр Лукашенко утверждает, что Таможенный кодекс Минск ратифицировал, но по-прежнему неизвестно, поставил ли сам Лукашенко свою подпись.
Согласно договоренностям, ТС должен был заработать еще с 1 июля, однако пока договор о едином Таможенном кодексе официально подписали только Россия и Казахстан. До недавнего времени не было даже известно, ратифицировал ли белорусский парламент сам Таможенный кодекс.
В выходные Александр Лукашенко чуть приоткрыл завесу тайны. «Мы на сегодняшний день ратифицировали все договоры и соглашения, касающиеся Таможенного союза, в том числе Таможенный кодекс, — сообщил в субботу президент Беларуси. — Мы находимся в той же системе координат, что и они (Россия и Казахстан. — РБК daily)». Впрочем, для присоединения Беларуси к ТС необходима не только ратификация, но и подпись президента. А на этот счет Лукашенко по-прежнему молчит.
«По неофициальной информации, в Минске произошла и ратификация, и подписание Таможенного кодекса, — говорит источник РБК daily, близкий к формированию Таможенного союза. — Но окончательно это выяснится только в понедельник».
До конца минувшей недели затяжка с подписанием Таможенного кодекса происходила на фоне газового конфликта России и Белоруссии. Однако то, что стороны смогли в итоге договориться («Газпром» согласился на более высокую ставку транзита, а Минск — на квартальное повышение цены на газ), не означает, что у Лукашенко не осталось причин торпедировать Таможенный союз. Сами белорусские чиновники на прошлой неделе прямо увязывали одобрение Таможенного кодекса с беспошлинными поставками российской нефти. Хотя еще месяц назад белорусы обещали российскому вице-премьеру Игорю Шувалову вынести вопросы энергопоставок за рамки формирования Таможенного союза. Тогда же, как считается, Александр Лукашенко лично пообещал г-ну Шувалову подписать Таможенный кодекс.
Другого выбора у президента Беларуси все равно не осталось, считает глава Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. «Проблема Лукашенко в том, что белорусские пошлины нужны лично вице-премьеру Игорю Сечину, у которого задача — компенсировать выпадающие доходы из-за нулевой пошлины на месторождения Восточной Сибири. Здесь Лукашенко связался не с тем парнем, — объясняет г-н Симонов. — К тому же Таможенный союз реально выгоден белорусской экономике, и не в интересах Лукашенко его торпедировать».
Впрочем, политический фон встречи и общее напряжение последних дней дают мало поводов для оптимизма. Так, в субботу Дмитрий Медведев, комментируя создание ТС, заявил: «Главное, чтобы была политическая поддержка. Это даже не в моей компетенции, а нашего коллеги. Это гораздо полезнее, чем спамом заниматься», — съязвил президент насчет посланий, разосланных Александром Лукашенко российским бизнесменам по поводу газового конфликта.
«Раз заговорил, значит, укусило, — отреагировал Лукашенко. — Значит, дошел сигнал о том, что произошло на самом деле». От себя президент Беларуси рекомендовал российскому коллеге «успокоиться и посмотреть на тот мир, который его окружает».