МАГАТЭ не возражает против АЭС Беларуси

Источник материала: ИноСМИ  
05.07.2010 10:35 — Новости Политики

         Диверсификация энергопотоков для энергозависимой Европы – задача, если не № 1, то уж, вне всякого сомнения, одна из приоритетных. Искать пути ее решения подстегивают несколько факторов. Эксперты бьют тревогу по поводу стремительного сокращения мировых запасов энергоресурсов. Держит в «тонусе» и самый, пожалуй, эксцентричный поставщик «голубого» топлива - Россия, цепко держащая большую часть Европы в энергетической зависимости от своих «капризов» на коротком поводке.

     События последних нескольких недель в очередной раз убедительно продемонстрировали уязвимость европейце. Беларусь не исключение. Как и какой ценой может обезопасить себя маленькая, не самая богатая европейская страна? Что может гарантировать ей энергетическую безопасность? США отвоевывают энергетические позиции огнем и мечем. Европейцы предпочитают альтернативные мирные пути. Беларусь нашла свой, далеко не оригинальный способ урегулирования острого вопроса. Руководство страны приняло решение о строительстве атомной электростанции.

        В настоящее время тарифы на электроэнергию для промышленного сектора Беларуси довольно высоки и находятся на уровне Западной и Центральной Европы. Для белорусской экономики - бремя весьма нелегкое. Стоимость же ядерного топлива намного дешевле природного газа, который по всем прогнозам будет только дорожать. Строительство АЭС позволило бы снизить тарифы на электроэнергию. В настоящее время доля природного газа в энергосистеме страны составляет 95%. Специалисты подсчитали, что с вводом АЭС удельный вес тепловых электростанций в производстве электроэнергии снизиться до 70%, 30% - займет атомная станция. Таким образом, республика хоть в какой-то мере сможет диверсифицировать свой топливно-энергетический баланс, снизив зависимость от природного газа. Казалось бы, прагматичное решение, продиктованное возможностями и потребностями страны. Почему же оно вызывает столь бурную реакцию недовольства со стороны критиков?

       Островецкая площадка была выбрана для строительства белорусской АЭС из трех альтернативных – Краснополянской (Быховский пункт) и Кукшиновской (Шкловско-Горецкий пункт) не случайно, не методом «тыка». Их изучением и разработкой занималась целая армия разнопрофильных квалифицированных экспертов. Для изыскательских работ была создана экспертная комиссия. На основании анализа гидрологических, сейсмотектонических, экологических, аэрометеорологических, радиологических инженерно-геологических факторов, условий землепользования и дополнительных рекогносцировочных полевых работ она определила для детального изучения три пункта возможного размещения АЭС из 74. Работа была проделана огромная. Однако вполне предсказуемо, что на каком бы варианте не остановили свой выбор ученые, недовольные нашлись бы при любом раскладе. Тем более в регионе, переболевшем Чернобыльским синдромом.

         В ход идут различные контраргументы. Скептики пеняют на розу ветров – в течение года на Отроветчине преобладают ветры восточного направления, которые, якобы, могут разнести радиацию по всей стране. При таком сценарии, естественно, перепадет и соседям. Ссылаются на близость Нарочано-Вилейской рекреационной зоны – излюбленном месте отдыха многих туристов. Высказывают опасения, что из-за АЭС регион может остаться без питьевой воды, а река Вилейка – превратиться в сточную канаву и понесет свои отравленные радиацией воды за пределы страны. Указывают на то, что нельзя строить АЭС в районе, где в 1908 году было зафиксировано 7-бальное землетрясение. Насколько обоснованы такого рода опасения?

      По данным геофизических изысканий и проведенным сейсморазведочным работам величина проектного землетрясения определена на уровне 6 баллов, а максимально расчетного – 7 баллов по шкале MSK-64. Специалисты уверены, что данный показатель не влияет на безопасность. Современные проекты атомных электростанций рассчитаны на 8 баллов по указанной шкале. Геодезические наблюдения показали, что современные движения земной коры не превышают нормативных значений. Основанием базовых сооружений будут служить глинистые и песчаные грунты прочной и средней прочности. Они обладают высокой несущей способностью. Грунтовые воды безнапорные, залегают на глубинах белее 15 метров. Площадка обеспечена ресурсами пресных подземных вод, пригодных для питья. Техническими решениями достигается минимальное потребление воды для нужд атомной электростанции. Количество отходов минимизировано.

     В результате анализа имеющихся в мире разработок для строительства белорусской атомной электростанции принят проект АЭС-2006 третьего поколения с водо-водяными реакторами. Поколение 3 – усовершенствованные реакторы повышенной безопасности и надежности. Проект соответствует современным международным требованиям по ядерной и радиационной безопасности. В нынешнем столетии, по мнению специалистов, мировая ядерная энергетика будет развиваться именно на основе таких усовершенствованных реакторов.

      При нормальной работе АЭС является источником трех основных видов воздействия на окружающую среду: радиационного, химического и тепловлажностного. Разработчики проекта уверены, что влияние электромагнитного излучения, шума, выбросов в атмосферу примесей от вспомогательных зданий и сооружений будут незначительными и не выйдут за границы промплощадки АЭС. Прогноз состояния окружающей среды и условий жизни населения позволяет оценить белорусскую АЭС, как экологически безопасную. В соответствии с законом Республики Беларусь от 30 июля 2008 года «Об использовании атомной энергии» и нормативными требованиями по размещению атомных станций проектом устанавливается санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В зоне наблюдения будет обеспечиваться постоянный контроль параметров радиационной обстановки. Выполненные расчеты подтверждают соответствие проекта белорусской АЭС-2006 европейским требованиям (EUR) к аналогам с легковесными реакторами. Следовательно, безопасность населения и окружающей среды гарантирована. Эксперты утверждают, что поступление радионуклидов в атмосферу вследствие радиоактивных выпадений в процессе работы подобных объектов будет крайне низким. Даже при условии постоянного осаждения цезия-137 на одну и ту же территорию в течение всего срока эксплуатации за 50 лет максимальная активность 0-30 см слоя почвы достигнет 12 Бк м -2, а это составляет менее 1 % по сравнению с существующим уровнем. Активность стронция-90 в штатных выпадениях крайне незначительна (несколько Бк в сутки), этому его вклад в загрязнение почвы предельно мал. Таким образом, длительная эксплуатация АЭС приведет к крайне низкому повышению содержания цезия-137 в продукции сельского хозяйства (менее 1 % процента от существующего уровня). Превышения нормативов Республиканских допустимых уровней не прогнозируется – реальное содержание радионуклидов будет в десятки раз ниже по сравнению с допустимыми.

Председатель Национальной комиссии по радиационной защите при Совете министров Беларуси Яков Кенингсберг констатировал, что страна в полном объеме выполняет свои обязательства перед международным сообществом, в том числе – перед соседними государствами, по всем вопросам, связанным со строительством АЭС. Во всяком случае, согласно его заявлениям, эксперты МАГАТЭ не высказывают претензий по Островецкой площадки. И, тем не менее, вопросы возникают. Недавно в Минске в рамках Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте прошли консультации между Министерством окружающей среды Литвы и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси по поводу дискуссионного строительства. Ранее литовской общественностью был инициирован сбор подписей против планов Беларуси. Литва не теряет надежды убедить соседнюю страну не строить объект возле ее границ. Белорусские эксперты уверяют, что, как в период строительства, так и в режиме нормальной эксплуатации, а также в процессе снятия с эксплуатации белорусской АЭС, трансграничное влияние на территорию сопредельных государств не будет оказано в связи с их значительным удалением от станции.

      Но «колеблющиеся» не сдаются. Вопрос, конечно же, дискуссионный. Обсуждать его можно и нужно. Однако, та же Литва, более всех обеспокоенная атомными намерениями соседней страны, сама планирует строительство новой собственной АЭС на месте закрытых реакторов под Висагинасам, в литовско-белорусско-латвийском приграничье. Чем не повод для Беларуси предъявить аналогичные опасения? Возможно, вместо того, чтобы ломать копья, всем участникам переговорного процесса резоннее было бы спокойно совместно прочитать как возможные риски, так преимущества и способы взаимодействия? Ведь вопрос энергетической безопасности по-прежнему остается открытым. И актуален он в равной степени, как в Минске, так и в Вильнюсе, Риге, Варшаве.Диверсификация энергопотоков для энергозависимой Европы – задача, если не № 1, то уж, вне всякого сомнения, одна из приоритетных. Искать пути ее решения подстегивают несколько факторов. Эксперты бьют тревогу по поводу стремительного сокращения мировых запасов энергоресурсов. Держит в «тонусе» и самый, пожалуй, эксцентричный поставщик «голубого» топлива - Россия, цепко держащая большую часть Европы в энергетической зависимости от своих «капризов» на коротком поводке.

События последних нескольких недель в очередной раз убедительно продемонстрировали уязвимость европейце. Беларусь не исключение. Как и какой ценой может обезопасить себя маленькая, не самая богатая европейская страна? Что может гарантировать ей энергетическую безопасность? США отвоевывают энергетические позиции огнем и мечем. Европейцы предпочитают альтернативные мирные пути. Беларусь нашла свой, далеко не оригинальный способ урегулирования острого вопроса. Руководство страны приняло решение о строительстве атомной электростанции.

       В настоящее время тарифы на электроэнергию для промышленного сектора Беларуси довольно высоки и находятся на уровне Западной и Центральной Европы. Для белорусской экономики - бремя весьма нелегкое. Стоимость же ядерного топлива намного дешевле природного газа, который по всем прогнозам будет только дорожать. Строительство АЭС позволило бы снизить тарифы на электроэнергию. В настоящее время доля природного газа в энергосистеме страны составляет 95%. Специалисты подсчитали, что с вводом АЭС удельный вес тепловых электростанций в производстве электроэнергии снизиться до 70%, 30% - займет атомная станция. Таким образом, республика хоть в какой-то мере сможет диверсифицировать свой топливно-энергетический баланс, снизив зависимость от природного газа. Казалось бы, прагматичное решение, продиктованное возможностями и потребностями страны. Почему же оно вызывает столь бурную реакцию недовольства со стороны критиков?

      Островецкая площадка была выбрана для строительства белорусской АЭС из трех альтернативных – Краснополянской (Быховский пункт) и Кукшиновской (Шкловско-Горецкий пункт) не случайно, не методом «тыка». Их изучением и разработкой занималась целая армия разнопрофильных квалифицированных экспертов. Для изыскательских работ была создана экспертная комиссия. На основании анализа гидрологических, сейсмотектонических, экологических, аэрометеорологических, радиологических инженерно-геологических факторов, условий землепользования и дополнительных рекогносцировочных полевых работ она определила для детального изучения три пункта возможного размещения АЭС из 74. Работа была проделана огромная. Однако вполне предсказуемо, что на каком бы варианте не остановили свой выбор ученые, недовольные нашлись бы при любом раскладе. Тем более в регионе, переболевшем Чернобыльским синдромом.

      В ход идут различные контраргументы. Скептики пеняют на розу ветров – в течение года на Отроветчине преобладают ветры восточного направления, которые, якобы, могут разнести радиацию по всей стране. При таком сценарии, естественно, перепадет и соседям. Ссылаются на близость Нарочано-Вилейской рекреационной зоны – излюбленном месте отдыха многих туристов. Высказывают опасения, что из-за АЭС регион может остаться без питьевой воды, а река Вилейка – превратиться в сточную канаву и понесет свои отравленные радиацией воды за пределы страны. Указывают на то, что нельзя строить АЭС в районе, где в 1908 году было зафиксировано 7-бальное землетрясение. Насколько обоснованы такого рода опасения?

     По данным геофизических изысканий и проведенным сейсморазведочным работам величина проектного землетрясения определена на уровне 6 баллов, а максимально расчетного – 7 баллов по шкале MSK-64. Специалисты уверены, что данный показатель не влияет на безопасность. Современные проекты атомных электростанций рассчитаны на 8 баллов по указанной шкале. Геодезические наблюдения показали, что современные движения земной коры не превышают нормативных значений. Основанием базовых сооружений будут служить глинистые и песчаные грунты прочной и средней прочности. Они обладают высокой несущей способностью. Грунтовые воды безнапорные, залегают на глубинах белее 15 метров. Площадка обеспечена ресурсами пресных подземных вод, пригодных для питья. Техническими решениями достигается минимальное потребление воды для нужд атомной электростанции. Количество отходов минимизировано.

    В результате анализа имеющихся в мире разработок для строительства белорусской атомной электростанции принят проект АЭС-2006 третьего поколения с водо-водяными реакторами. Поколение 3 – усовершенствованные реакторы повышенной безопасности и надежности. Проект соответствует современным международным требованиям по ядерной и радиационной безопасности. В нынешнем столетии, по мнению специалистов, мировая ядерная энергетика будет развиваться именно на основе таких усовершенствованных реакторов.

     При нормальной работе АЭС является источником трех основных видов воздействия на окружающую среду: радиационного, химического и тепловлажностного. Разработчики проекта уверены, что влияние электромагнитного излучения, шума, выбросов в атмосферу примесей от вспомогательных зданий и сооружений будут незначительными и не выйдут за границы промплощадки АЭС. Прогноз состояния окружающей среды и условий жизни населения позволяет оценить белорусскую АЭС, как экологически безопасную. В соответствии с законом Республики Беларусь от 30 июля 2008 года «Об использовании атомной энергии» и нормативными требованиями по размещению атомных станций проектом устанавливается санитарно-защитная зона и зона наблюдения. В зоне наблюдения будет обеспечиваться постоянный контроль параметров радиационной обстановки. Выполненные расчеты подтверждают соответствие проекта белорусской АЭС-2006 европейским требованиям (EUR) к аналогам с легковесными реакторами. Следовательно, безопасность населения и окружающей среды гарантирована. Эксперты утверждают, что поступление радионуклидов в атмосферу вследствие радиоактивных выпадений в процессе работы подобных объектов будет крайне низким. Даже при условии постоянного осаждения цезия-137 на одну и ту же территорию в течение всего срока эксплуатации за 50 лет максимальная активность 0-30 см слоя почвы достигнет 12 Бк м -2, а это составляет менее 1 % по сравнению с существующим уровнем. Активность стронция-90 в штатных выпадениях крайне незначительна (несколько Бк в сутки), этому его вклад в загрязнение почвы предельно мал. Таким образом, длительная эксплуатация АЭС приведет к крайне низкому повышению содержания цезия-137 в продукции сельского хозяйства (менее 1 % процента от существующего уровня). Превышения нормативов Республиканских допустимых уровней не прогнозируется – реальное содержание радионуклидов будет в десятки раз ниже по сравнению с допустимыми.

       Председатель Национальной комиссии по радиационной защите при Совете министров Беларуси Яков Кенингсберг констатировал, что страна в полном объеме выполняет свои обязательства перед международным сообществом, в том числе – перед соседними государствами, по всем вопросам, связанным со строительством АЭС. Во всяком случае, согласно его заявлениям, эксперты МАГАТЭ не высказывают претензий по Островецкой площадки. И, тем не менее, вопросы возникают. Недавно в Минске в рамках Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте прошли консультации между Министерством окружающей среды Литвы и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси по поводу дискуссионного строительства. Ранее литовской общественностью был инициирован сбор подписей против планов Беларуси. Литва не теряет надежды убедить соседнюю страну не строить объект возле ее границ. Белорусские эксперты уверяют, что, как в период строительства, так и в режиме нормальной эксплуатации, а также в процессе снятия с эксплуатации белорусской АЭС, трансграничное влияние на территорию сопредельных государств не будет оказано в связи с их значительным удалением от станции. 

     Но «колеблющиеся» не сдаются. Вопрос, конечно же, дискуссионный. Обсуждать его можно и нужно. Однако, та же Литва, более всех обеспокоенная атомными намерениями соседней страны, сама планирует строительство новой собственной АЭС на месте закрытых реакторов под Висагинасам, в литовско-белорусско-латвийском приграничье. Чем не повод для Беларуси предъявить аналогичные опасения? Возможно, вместо того, чтобы ломать копья, всем участникам переговорного процесса резоннее было бы спокойно совместно прочитать как возможные риски, так преимущества и способы взаимодействия? Ведь вопрос энергетической безопасности по-прежнему остается открытым. И актуален он в равной степени, как в Минске, так и в Вильнюсе, Риге, Варшаве.
 

←Шувалов: Разногласия по экспортным пошлинам в рамках Таможенного союза сохраняются

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика